Законодательные поправки по саморегулированию утверждены

1 стр. из 1

Свершилось — многие споры остались позади, и строительному сообществу России теперь уже точно предстоит перейти на новые «правила игры», каким бы неоднородным ни был спектр мнений по поводу реформы. 2 июля 2008 г. на пленарном заседании Государственной Думы РФ в третьем чтении были приняты поправки в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ, предусматривающие механизм создания саморегулируемых организаций (СРО) в области строительной деятельности. 11 июля поправки утвердил Совет Федерации РФ.

«Закон предусматривает создание саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», — комментируя решение для «РИА Новости», пояснил председатель комитета палаты по экономической политике Оганес Оганян. Такие национальные объединения должны быть созданы не позднее 1 июля 2010 г. По словам Оганяна, сегодня уточняются требования к размеру компенсационного фонда, перечень документов, принимаемых саморегулируемой организацией. Установлен порядок ведения СРО реестра членов и порядок ведения госреестра самих СРО.

«Строители отстояли свои интересы», — однозначно заявил на своем официальном сайте Российский союз строителей. По словам президента РСС Виктора Забелина, произошло неоспоримо значимое для всего отечественного стройкомплекса событие, которое позволит улучшить качество производимых услуг и повысить ответственность российских строителей перед потребителем.

Закон вводит переходный период, согласно которому выдача лицензии прекращается с 1 января 2009 г., а действие лицензий — с 1 января 2010 г. До 1 января 2010 г. к осуществлению строительной деятельности допускается лицо, которое имеет лицензию или допуск СРО.

Установлены и требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса СРО. В том случае, если СРО основано на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и подготовку проектной документации, компенсационный фонд должен составлять не менее 500 тыс. руб. на одного члена; если организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, то фонд должен составлять не менее 150 тыс. руб. на одного члена организации.

Данные оговорки были приняты на основе лоббируемой РСС системы «мягкого» страхования, которая дает строительным компаниям право выбора. Введение обязательного требования к членам СРО о страховании ответственности могло бы привести к существенному удорожанию строительства. Проектная документация уже и так проходит государственную экспертизу, и за строительством осуществляется госнадзор. «В связи с этим представляется избыточным на данном этапе вводить столько механизмов обеспечения ответственности строительной отрасли», — сказал Мартин Шаккум, один из авторов законопроекта.

Если СРО основано на членстве лиц, осуществляющих строительство, компенсационный фонд должен составлять не менее 1 млн. руб. на одного члена; если организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, то компенсационный фонд должен составлять не менее 300 тыс. руб. на одного члена организации.

В целях стимулирования развития института добровольного страхования гражданской ответственности устанавливается, что СРО могут вводить такую обязанность для своих членов самостоятельно, то есть добровольно, коллективно применяя требования о данном страховании.

Несмотря на название «саморегулируемая организация», контрольно-надзорная функция за деятельностью СРО все-таки будет закреплена за государством. В законе прописана статья о наличии pегулирующего органа по контролю за СРО, предусмотрена плановая проверка раз в два года.

Впрочем, со стороны строительного сообщества сразу же возникли и вопросы по ряду поправок. Так, с позиции РСС, к недоработкам закона можно отнести удаление предлагаемого ранее комплексного типа СРОС. Ведь зачастую строительные фирмы имеют несколько лицензий — как на строительство, так и на изыскание и проектирование. Вследствие чего возникают неясности по принадлежности к какой-либо конкретной СРО. Генеральный директор РСС Михаил Викторов выказал надежду на возвращение к этому вопросу на рассмотрении недоработок закона в осеннюю сессию Госдумы.

К недоработкам также отнесено то, что количество компаний, входящих в региональную СРО, в законе определено как не менее ста. Набрать такое количество строительных организаций проблематично для ряда регионов, альтернативой же может быть создание комплексных региональных организаций.

Впрочем, проблемы, которые многим представляются пока что нерешенными, попробуем рассмотреть в следующем номере «ФСР».

На сегодня «достигнут первый результат: принятие закона о СРО в строительстве. Он кардинально меняет отношения на рынке. Но останавливаться мы не будем, поскольку дело уже за реализацией закона и его последующим совершенствованием», — заявил Михаил Викторов. Судя по данной позиции, в России наконец появился закон, благодаря которому строительное сообщество получило новую схему для деятельности, что теоретически дает возможность вывести отечественное строительство на соответствующий отраслевой уровень наиболее развитых стран Западной Европы и мира.

Дата: 28.07.2008
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 5 (70)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!