«На рынке должны остаться те, кто строит, а не обманывает»

1 стр. из 1

Накануне принятия принципиальных законодательных решений вопросы проведения отраслевой реформы, безусловно, находились в центре внимания руководства общественных организаций строителей. Так, по инициативе РСС в московском офисе ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция на тему «О внесении поправок в Градостроительный кодекс в части введения саморегулирования и отмены лицензирования в строительной отрасли». В мероприятии приняли участие президент Российского союза строителей Виктор ЗАБЕЛИН, президент Ассоциации строителей России Николай КОШМАН, президент ассоциации «Российское объединение по инженерным изысканиям в строительстве» Леонид КУШНИР, генеральный директор Российского союза строителей Михаил ВИКТОРОВ.

«Мы собрались, поскольку у нас есть озабоченность прохождением закона о саморегулировании, — открывая пресс-конференцию, сказал Виктор Забелин. — Уже больше года все общественные объединения строителей занимаются данным законом. Сначала это происходило в форме диспутов и обсуждений, потом возникло два проекта закона — один был разработан комитетом по собственности во главе с Виктором Семеновичем Плескачевским, другой — комитетом по строительству и земельным отношениям во главе с Мартином Люциановичем Шаккумом. Мы тогда еще говорили, что надо бы свести эти два закона в единый и создать группу, которая бы «утрясла» все разногласия. Но по причинам, от нас не зависящим, в Государственной Думе не нашлось сил, которые эти два комитета как-то примирили и заставили бы сделать один закон. Мы пришли к мнению, что нам необходимо объединить свои силы и выработать общий подход».

Виктор Забелин напомнил, что по инициативе главы АСР Николая Кошмана был создан координационный центр, состоящий из руководителей общественных организаций строителей. В итоге удалось найти общие решения по всем вопросам. Замечания были представлены в комитет Госдумы по строительству. На основе изложенной в них концепции и оказалась принята двухуровневая схема саморегулирования, при которой сначала создаются региональные организации, а затем они избирают представителей в СРО федерального уровня.

«Далее была принята за основу концепция перечня видов опасных работ, по которому планируется определять, давать или нет фирме путевку на рынок, — продолжил Виктор Забелин. — Многие ее критиковали, еще когда внедрялось лицензирование. Действительно, этот перечень очень большой, но мы видим возможность его сократить до сотни видов и, таким образом, пользоваться им для определения, умеет ли та или иная организация выполнять определенный вид работ».

Президент РСС также отметил, что должны быть четко прописаны права, обязанности, полномочия и ответственность саморегулируемых организаций, разграничены полномочия СРО и госнадзора. «Мы до сих пор не знаем, кто будет исполнять надзорные функции. Но, так или иначе, мы всегда настаивали, что этот орган должен надзирать только за тем, правильно ли созданы и правильно ли работают саморегулируемые организации, отвечают ли они духу и букве закона, и никаких других надзорных функций он не должен иметь», — сказал Виктор Забелин.

По словам главы РСС, «после подписания закона будет еще много работы, и сегодня отложить это подписание — значит, загубить переход на саморегулирование в текущем году».

«Получается странно, — подчеркнул Виктор Забелин. — Первые лица государства выступают за то, чтобы дать бизнесу больше прав, а когда доходит до конкретного чиновника… Он понимает, что у него отнимают право распоряжаться. Идет сопротивление, причем на довольно низком уровне».

Коснулся президент РСС и вопроса постепенности осуществления отказа от лицензирования. На его взгляд, полтора года «форы» предостаточно, и это даже будет мешать созданию СРО.

«А когда прекратится действие лицензирования, вы все с удивлением обнаружите, что у нас на рынке далеко не 130 тыс. организаций, реально самостоятельно работают только 30%, — сказал Виктор Забелин. — Часть фирм — однодневки, часть — нормальные честные фирмы, которые, однако, могут выполнять только отдельные работы. Слава богу, что существует этот малый и средний бизнес, но он должен работать на подряде. Если фирма небольшая, но имеет необходимую квалификацию и ресурсы, — пусть она вступает в саморегулируемую организацию. Если фирма небольшая и нельзя ее по каким-то причинам туда принимать, то другая фирма может использовать ее услуги. Для этого не надо ни СРО, ни лицензии».

Президент Ассоциации строителей России Николай Кошман в своем выступлении отметил: «Первая задача принятия закона, которую мы видим, — это ревизия строительного рынка. На рынке должны остаться те, кто действительно строит, а не те, кто обманывает людей. Вторая и самая ответственная задача заключается в том, что строительное сообщество берет на себя всю ответственность, в том числе и имущественную. То есть здесь саморегулируемая организация берет на себя часть функций государства».

«Ассоциация по инженерным изысканиям в строительстве и Союз проектировщиков единогласно поддерживают все решения координационного совета, поскольку мы активно участвовали в его работе, — продолжил тему Леонид Кушнир. — В изысканиях, как и в строительстве, возникло очень много проблем, которые мы постараемся решить с помощью саморегулируемых организаций».

Во-первых, по словам Леонида Кушнира, за последние годы резко увеличилось количество фирм: сегодня лицензии на инженерно-строительные изыскания имеют более 6 тыс. организаций. В конце 90-х гг. аналогичные работы выполняло 260 организаций, хотя объем изысканий был в 3,5 раза больше, чем сейчас. При этом, по мнению главы ассоциации, реально выполнять свои функции на рынке способны максимум полторы тысячи организаций, что привело к нездоровой конкуренции и резкому снижению качества.

«Фактически сегодня более половины работ в изысканиях выполняются с браком или полубраком, — категорично заявил Леонид Кушнир. — Терпеть это больше нельзя, это серьезно скажется через много лет. Удельный вес стоимости изысканий в связи с отсутствием контроля и самоконтроля снизился в составе капитальных вложений в 3,5 раза против 1990 г. Это значит, что в 3,5 раза снизилось качество. Саморегулирование даст очень мощный рычаг для контроля и самоконтроля. Нас совершенно не устраивает сегодня так называемое повышение квалификации специалистов, которое реализуется в процессе лицензирования, — почти повсеместно оно превратилось в пустую формальность. Поэтому на первое место надо выводить вопрос профессиональной аттестации специалистов, и это тоже можно решить только в рамках саморегулирования. Надо сейчас принять все меры, чтобы как можно быстрее был принят закон».

На вопрос, когда же все-таки можно ожидать подписания закона и полноценно начать работу по организации СРО, Виктор Забелин ответил: «Мы не можем сказать, что все строители «за». Не говорят «нет», но есть глухое сопротивление, есть просто неграмотные, которые никогда не читали никаких законов. Есть люди, которые заявляют: «Для чего мне идти в СРО, брать на себя обязательства, платить деньги, подвергаться проверкам — мне и так хорошо, купил лицензию и работаю». Да, ему так лучше, но делу-то от этого хуже! Необходимо повысить ответственность строителей перед обществом».

Дата: 28.07.2008
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 5 (70)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!