Принцип «единого окна» набирает обороты

1 стр. из 1

Идея введения принципа «одного окна» в строительной отрасли далеко не нова. Возможность ее применения рассматривали несколько десятков лет назад, еще в Советском Союзе. Смысл принципа в существенном упрощении процедуры согласования градостроительной документации. При этом происходит не только экономия времени и денег, но и сохранение нервных клеток застройщиков.

Система базируется на принципе, по которому непосредственной процедурой согласования занимаются чиновники. Миссия же заявителя ограничивается сбором определенных документов и их сдачей в соответствующую структуру.

Лиха беда начало…

Первые шаги система сделала в 2003 г. в столице, как это и положено новшествам. Однако очень скоро открылся чисто формальный характер ноу-хау. За красивым названием «Одно окно» скрывался принцип, по которому, прежде чем отдать документы на градостроительное и проектное согласование, заказчик должен был собрать не один десяток подписей чиновников разного ранга и рода деятельности. Нужно ли говорить, что таким образом для застройщика процедура согласования не претерпела каких-либо значимых изменений…

К чести московских властей, они серьезно озаботились сложившейся ситуацией и предприняли необходимые меры для ее изменения. Мэр Москвы Юрий Лужков в одном из своих выступлений заявил: «Наша цель — преобразовать работу всех государственных служб, отвечающих за предоставление услуг москвичам, и сделать ее понятной». Это заявление не осталось голословным. Существовавшая на тот момент система «Электронная Москва», как не оправдавшая надежд, была оперативно доработана с учетом первого опыта реализации принципа «единого окна». В результате свет увидел проект «Электронная Москва-2», рассчитанный на период с 2008 по 2010 гг.

Электронному документообороту быть

Совершенно очевидно, что реализация такого значимого и масштабного проекта невозможна без применения новейших технологий. Речь идет о налаженном юридически значимом документообороте. Только перевод процесса взаимодействия государства и бизнеса на электронные рельсы может обеспечить необходимую оперативность и беспристрастность всех процессов. Ведь доставка данных по телекоммуникационным каналам связи является естественным способом взаимодействия современных информационных систем.

Таким образом, реализация проекта «Электронная Москва-2» базируется на создании служб «одного окна», подключенных к мультисервисной сети правительства города, что дало возможность осуществлять электронный документооборот с использованием электронно-цифровой подписи. Кроме того, разработаны и утверждены алгоритмы действий чиновников и заявителей при подготовке того или иного документа, выдаваемого подразделениями, создана система контроля работы органов исполнительной власти и госучреждений в режиме «одного окна».

В результате ситуация изменилась, и принцип «единого окна» начал действовать. Пусть с некоторыми недоработкам, но все же. Всего в Москве на сегодняшний день подготовку документов по принципу «одного окна» осуществляют 162 организации. Среди них 10 префектур административных округов, 123 управы района, 9 департаментов, 6 комитетов, 2 управления, 5 государственных учреждений, 6 государственных унитарных предприятий Москвы и 1 инспекция.

Минусы плюсов

В этой связи нельзя умолчать о том, что наличие такого количества служб «одного окна» создает в столице немало проблем для предпринимателей и граждан, желающих получить необходимые документы. Например, значительно затруднен сбор первоначальных документов из-за непродуманного размещения разных служб «единого окна» органов исполнительной власти Москвы. Также наболевшей проблемой является отсутствие типовых стандартов по предоставлению государственных услуг по выдаче документов. Эти и другие проблемы заставляют столичные власти искать пути совершенствования системы, вывода ее на принципиально-новый уровень работы. Приоритетной задачей в этой связи является создание многофункциональных центров, которые могли бы предоставлять полный комплекс государственных услуг по выдаче необходимых документов, а также консультационные услуги. При этом планируется обеспечить не только удобное расположение таких центров, но и необходимую централизацию работы служб «одного окна».

Сегодня в Москве в режиме «одного окна» можно получить 165 наименований различных документов, что составляет около 37% от общего количества их наименований.

Не возникает сомнений в том, что инвестору в системе «одного окна» уделено достаточно внимания. Следовательно, строительный бизнес в скором времени должен почувствовать себя более чем комфортно. Если же учесть тот факт, что городская Дума Москвы, как правило, принимает законы, проекты которых разрабатывает московская мэрия, то становится очевидным, что в столице уже наработана серьезная информационно-правовая база для сопровождения системы «одного окна».

Окна Петербурга

Изменения законодательной базы в Санкт-Петербурге тоже весьма способствуют внедрению принципа «единого окна». Так, в одном из своих выступлений начальник управления государственной экспертизы Службы государственного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Рудольф Фалтинский поздравил представителей строительной отрасли с принятием Градостроительного кодекса такими словами: «Это для вас означает сокращение сроков прохождения экспертиз на всех уровнях. Если до декабря прошлого года вы проходили экспертизу в пяти организациях, и они брали на себя срок выполнения экспертизы от 30 до 90 дней, то сейчас на прием документов отводится 3 дня, на экспертизу проектно-сметной документации жилых домов — 45 суток, на все остальные объекты — до 90 суток. Если год назад у вас мытарства по тем или иным экспертизам тянулись до года, а то и более, то сейчас для жилых объектов — не более 45 суток. За исключением объектов бюджетного финансирования: здесь, как и раньше, — 30 дней».

Для ускорения всех процессов согласования и более быстрого принятия решений активно внедряются современные информационные и автоматизированные системы. Например, для решения вопросов, связанных с согласованиями по планировке территорий, в комитете по градостроительству и архитектуре формируется информационная система по обеспечению граддеятельности. Как сказал в одном из интервью первый заместитель председателя комитета Алексей Далматов, «на базе информационной системы, используя самые современные технологии компьютерного проектирования, мы реализуем технологию «единого окна» для заказчиков-застройщиков по обеспечению необходимой информацией для принятия решений в сфере градостроительства».

Принцип «одного окна» поддерживается в Петербурге и информационной системой обеспечения документации по планировке территорий. В нее вошли все данные, необходимые для принятия оперативных решений (информация по инженерным коммуникациям, строению грунтов, градореализующим ограничениям и т. д.).

Современные технологии дают чиновникам возможность отвечать на запросы клиентов в автоматическом режиме, а информационная приемная в течение одной минуты готова предоставить все необходимые справки. Конечно, для налаживания более четкой работы системы потребуется время, но совершенно очевидно, что «лед тронулся» и в Северной столице.

От Волги до Енисея…

К сожалению, приходится признать, что столичная реальность далека от реальности общероссийской. И не только из-за известной инертности регионов. Любое новшество требует колоссальных финансовых вложений, и тут возможности столиц несоизмеримо выше возможностей российской провинции. Вот показательные цифры: за год на развитие технической составляющей системы «Электронная Москва» было выделено 5,2 млрд. руб., а 6,8 млрд. руб. было потрачено на ее эксплуатацию. Совершенно очевидно, что подобные расходы просто не по карману большинству российских регионов. А значит, ни упрощенная система согласования градостроительной документации, ни прозрачность работы городских структур не могут быть обеспечены там по вполне объективным причинам.

Однако в некоторых крупных регионах сделаны шаги для формирования механизма предоставления земельных участков по принципу «одного окна». Так, в Свердловской области и сроки оформления документов на уже выделенные земельные участки, и финансовые затраты на согласования сократились более чем в два раза. Но пока еще складывается сложная ситуация в отношении вновь отводимых земельных участков, особенно под строительство. Здесь все зависит от оперативности и профессионализма работы органов местного самоуправления, основные функции которых — выбор земельного участка, согласование с надзорными службами, подготовка проекта границ. Система «единого окна» через Областной центр недвижимости включается только после того, как муниципалитеты выполнили все свои функции. Как показал анализ результатов проверок, проведенных в 2006 г. в Свердловской области, практически во всех муниципальных образованиях при предоставлении земельных участков по-прежнему 80% времени уходит на выполнение работ на муниципальном уровне и лишь 20% временных затрат занимает дальнейшее оформление документов по принципу «одного окна».

Очевидно, что эффект от реализации механизма предоставления земельных участков, основанного на принципе «единого окна», мог быть более значительным, если бы были устранены вышеназванные недоработки.

Дата: 28.07.2008
Елена Никитченко
"Федеральный строительный рынок" 5 (70)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!