|
|||||
1 стр. из 1 В 1976 г. образовалась Европейская ассоциация по сносу зданий, сегодня в нее входят более 50 фирм из 17 стран мира. Спрос на такого рода услуги неуклонно стимулируется ростом цен на вывоз строительных отходов. В зависимости от страны, вида лома и месторасположения свалки сегодня вывоз тонны такого мусора обходится от 4 до 150 евро. Поэтому многим застройщикам выгоднее тратить средства, время и усилия на утилизацию строительных отходов, чем вывозить их на свалку. Влияние природоохранных и правительственных организаций, а также рост стоимости земли приводят к тому, что в некоторых развитых странах законодательно запрещено вывозить на полигоны те строительные отходы, которые можно переработать. Сегодня в Германии функционирует более 400 заводов, перерабатывающих строительный мусор. Только в Берлине действуют около 100 перерабатывающих центров. Из 59 млн. т строительного лома, образуемого на стройплощадках Германии, перерабатывается порядка 80%. Гораздо выше этот процент в странах, в которых, как говорится, «негде развернуться» и где дорог каждый квадратный метр территории: в Нидерландах в повторное использование идет 90% строительных отходов, в Бельгии — 87%, в Дании — 81%. В целом же, по странам ЕС средний уровень переработки строительных отходов составляет сегодня 28%, и доля вторичного строительного сырья там неуклонно растет. В Японии не только перерабатывают до 80% образующихся отходов, но и остающимся после переработки «хвостам» (неутилизируемой части) тоже находят полезное применение. Чтобы отвоевать у океана так необходимые стране участки суши, в Японии используют утрамбованный мусор для строительства дамб. Так, Одайба — фактически «мусорный» остров. Вторым (менее известным, но не менее красивым) из «мусорных» островов является Тэннозу. Кстати, если Одайба известен в Японии как место романтических свиданий, то Тэннозу — место жительства богатой столичной публики. В России перерабатывается от силы 10% отходов строительства и сноса. В чем же причины нашей отсталости от стран Европы? Одна из них — несовершенство институциональных основ и, прежде всего, нормативно-правовых механизмов. Советский опыт В Советском Союзе в 70–80-х гг. руководство сбором, переработкой отходов, ресурсосбережением в целом было прерогативой специальных подразделений Госплана и Госснаба, осуществлявших свою деятельность во всесоюзном масштабе. Осуществлялось и информационное обеспечение государственного управления посредством подробной статистической отчетности, как общей, так и по различным категориям отходов. Также составлялась ведомственная статистическая отчетность по объемам образования и использования многотоннажных отходов добычи и обогащения полезных ископаемых. Тогда нашло применение и программно-целевое планирование, нормирование уровня сбора и переработки важнейших видов вторичного сырья с помощью государственных общесоюзных, республиканских, а также отраслевых программ по вторичным материальным ресурсам. Создавалась мощная специальная производственная инфраструктура для сбора и промышленной переработки основных видов вторичного сырья на всей территории СССР. Высокий уровень затрат на сбор и переработку «нерентабельных» отходов производства компенсировался установившейся в то время практикой включения этих затрат в себестоимость основной продукции соответствующих отраслей промышленности. С 1986 г. была введено общее положение, согласно которому организация, ответственная за разработку новых видов материалов или продукции, одновременно должна была «разрабатывать технологию их повторного использования или переработки после истечения срока службы или эксплуатации, предусматривая создание соответствующих мощностей одновременно с созданием мощностей по производству материалов или продукции». Для решения инженерных проблем переработки отходов в рамках Государственного комитета по науке и технике СССР и отраслевых министерств были созданы специальные научно-технические программы. К разработке соответствующих технологий и оборудования были привлечены десятки научно-исследовательских институтов. В 1975 г. специально для этих целей был учрежден Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт вторичных ресурсов (ВИВР) Госснаба СССР. К 1990 г. институтами страны было создано и внедрено немало технологических линий для переработки макулатуры, текстильных, полимерных и древесных отходов, изношенных шин, стеклобоя, отработанных нефтепродуктов, ртутьсодержащих ламп и гальванических элементов, металлургических и теплоэлектроэнергетических шлаков, гальваношламов и других отходов. В 1980-х гг. сбору и переработке основных многотоннажных видов отходов удалось придать промышленный масштаб. Заготовка и подготовка к производству некоторых из них в ряде материалоемких отраслей промышленности были выделены по существу в самостоятельные подотрасли. В соответствии с Комплексной программой научно-технического прогресса СССР к 2010 г. уровень переработки большинства видов многотоннажных отходов должен был по некоторым видам отходов даже приблизиться к 100%. В процессе экономических преобразований 1990-х гг. созданные в 1970–1980-х гг. инструменты государственной политики в области управления вторичными материальными ресурсами были утрачены. День сегодняшний Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят в 1998 г. С тех пор произошли существенные изменения как в международном законодательстве в этой области, так и в подходах к стратегии обращения с отходами и использования их в качестве вторичного сырья. Все это требует отражения в российских нормативно-правовых актах. В соответствии с международным экологическим законодательством в законе должно быть закреплено обеспечение приоритета утилизации отходов над их размещением, принцип ответственности производителей за утилизацию их продукции в конце жизненного цикла. Отсутствует законодательное регулирование вопроса определения собственников отходов предприятий-банкротов. Заместитель начальника управления государственного экологического контроля Ростехнадзора России В. А. Сапожникова полагает: проблемы законодательства — не единственные в сфере обращения с отходами. Много вопросов вызывает финансово-экономическое регулирование. Существует острая потребность в разработке федеральной целевой программы обращения с отходами. Безотлагательного решения требует и проблема определения органов власти, конкретно отвечающих за вопросы обращения с отходами, а не только за контрольно-надзорную деятельность в этой области, так как сегодня ответственность и полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти по соответствующим вопросам разделены неудовлетворительно. Принимаемые государственными контрольно-надзорными органами санкции зачастую не соответствуют степени общественной опасности и распространенности правонарушений при обращении с отходами. В добровольном порядке штрафы не оплачиваются, а в принудительном — органы госнадзора взыскивают их крайне редко. В ряде субъектов Федерации вопросы о возмещении ущерба в судебном порядке не поднимаются вовсе. По мнению главного эксперта ООО «Акрос-Экология» (Санкт-Петербург) В. К. Круглова, кардинально изменить ситуацию может создание централизованной системы управления отходами строительства и сноса с организацией управляющей компании на принципах государственно-частного партнерства. В сферу компетенции такой компании могут быть переданы, в частности, следующие полномочия: Подобная система позволит осуществлять эффективный контроль за перемещением, использованием и размещением строительных отходов, вовлечь их в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника ресурсов. Создание такой схемы может стать отправной точкой для распространения опыта управления строительными отходами на другие регионы России. Дата: 28.07.2008 Л. В. Гловацкий, П. Г. Гасанов, С. В. Васильев "Федеральный строительный рынок" 5 (70)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||