|
|||||
1 стр. из 1 Итоги совместного заседания Федерального агентства морского и речного транспорта РФ и Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга, а также Морской коллегии при Правительстве РФ, прошедшего в начале июля в Смольном и приуроченного ко Дню работников морского и речного флота, коротко можно охарактеризовать так: процесс идет, меры по увеличению конкурентоспособности российских портов принимаются. Пожалуй, основным итогом совещаний стало определение границ Большого порта Санкт-Петербург, о необходимости чего так долго говорили отраслевики. Растите порты, большие и малые Приоритетным направлением развития морского транспорта является увеличение мощностей отечественной портовой инфраструктуры до параметров, удовлетворяющих потребности в перевалке существующих и перспективных грузопотоков. Достаточно сказать, что ФЦП «Развитие транспортной системы России» предусматривает увеличение объема перевалки грузов к 2015 г. до 774 млн. т, т. е. более чем в 1,7 раза по сравнению с прошедшим 2007 г. Достижение этой цели предполагается за счет повышения качеств портовых услуг, что в свою очередь включает комплекс разноплановых мер, как в части модернизации и развития инфраструктуры, так и нормативно-правового характера. По словам заместителя руководителя Росморречфлота Игоря Русу, российские портовики немало сделали в последние годы для приближения к уровню международных стандартов. Построены современные перегрузочные комплексы, реконструированы существующие мощности, во многих портах модернизирована и обновлена перегрузочная техника, выполнены работы по дноуглублению у причалов и на подходных каналах. Железнодорожниками проведена большая работа по расширению припортовых станций и железнодорожных подходов к портам. Одновременно в морских портах вводятся и объекты производственной инфраструктуры, внедряются новые модели управления с использованием современных информационных технологий, передового мирового опыта и последних научных разработок. Все это, безусловно, способствует повышению интенсивности обработки судов и вагонов, улучшению качества их обслуживания в портах. Как результат — рост грузооборота российских портов на фоне снижения доли портов сопредельных государств (Балтия и Украина) в переработке внешнеторговых грузов показывает, что они конкурентоспособны по уровню сервиса, предоставляемого судовладельцам и грузовладельцам, считает И. Русу. В настоящее время в региональной структуре лидирует Северо-Западный бассейн, на который приходится более 45% общего объема перевалки грузов в России, при этом в последние годы установилась положительная динамика роста грузоперевалки в регионе. Так, стивидорные компании российских портов Финского залива за пять месяцев текущего года увеличили объем переработки грузов до 65 млн. т (+4% к показателю за аналогичный период 2007-го). Грузооборот через порты региона составляет свыше 50% оборота всех российских портов. В прошлом году через порты Северо-Запада было переправлено 200 млн. т грузов, объем инвестиций в их развитие составил 61 млрд. руб. Вопрос конкуренции с прибалтийскими соседями остается актуальным, однако за последние годы наметились положительные тенденции в направлении грузопотоков для России. Если в 2002 г. почти четверть российских экспортных грузов переваливалась через прибалтийские порты, сегодня это не более 18%, что стало возможным благодаря развитию новых портов — в первую очередь речь идет о Приморске и Усть-Луге. Порт Приморск, являющийся специализированным морским нефтеналивным терминалом, за последние пять лет увеличил свой грузооборот более чем в пять раз. В соответствии с генеральной схемой здесь планируется размещение четырех нефтеналивных комплексов, что позволит обеспечить к 2015 г. перевалку 85 млн. т нефти в год. Большие надежды возлагаются на Усть-Лугу, особенно с учетом повышенного внимания к этому порту со стороны высоких государственных чиновников. В 2007 г. грузооборот Усть-Луги составил 7,1 млн. т, за 5 месяцев 2008-го — 2,8 млн. т. Согласно утвержденной генеральной схеме развития порта, в обозримой перспективе этот показатель должен вырасти до 120 млн. т в год. Еще один пример активного развития — порт Высоцк. Напомним, в 2005 г. здесь введена в эксплуатацию вторая очередь распределительно-перегрузочного комплекса (РПК) нефтепродуктов «Лукойл-II», что увеличило мощность комплекса до 10,7 млн. т в год. В настоящее время прорабатываются возможные варианты строительства четвертой очереди с целью дальнейшего увеличения мощности РПК и расширения номенклатуры обрабатываемых нефтепродуктов. За период с 1999 по 2007 гг. более чем в 2,5 раза выросли объемы переработки грузов в Большом порту Санкт-Петербург. За шесть месяцев 2008-го перевалка рефрижераторных и контейнерных грузов в Большом порту увеличилась на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2007-го. Генеральная схема крупнейшего порта региона предусматривает как развитие портовых перегрузочных мощностей в Санкт-Петербургском морском порту, так и создание новых перегрузочных комплексов в Ломоносове, на базе Литке, в Бронке, на Васильевском острове. Минтранс увидел границы Одним из основных вопросов совета и коллегии, вызвавших наибольший интерес присутствующих, стал вопрос установления границ Большого порта Санкт-Петербург — отсутствие таковых является одним из наиболее значимых факторов, тормозящих развитие Большого порта. Есть смысл напомнить в общих чертах историю этого вопроса. В 2006 г., после того, как комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территориях и акваториях в Невской губе Финского залива и дельте Невы, получил официальное название «Большой порт Санкт-Петербург», предполагалось, что вопрос с его границами будет решен за несколько месяцев. Однако, по факту, для этого потребовался не один год. В результате заседания комиссии Росморречфлота по перспективному развитию морских портов и совещания у заместителя министра транспорта Александра Мишарина в апреле этого года были сформулированы и согласованы окончательные требования к границам акватории и территории Большого порта Санкт-Петербург. На июльском совместном заседании совета Росморречфлота и морского совета Санкт-Петербурга было принято решение о внесении в двухмесячный срок в Правительство России соответствующего проекта границ акватории и территории порта. «В этом вопросе надо ставить точку, и до конца года границы порта должны быть утверждены окончательно», — заявил председатель Правительства РФ, председатель Морской коллегии Сергей Иванов. По итогам заседания, ситуация с границами была уточнена, правительство Санкт-Петербурга и Минтранс РФ согласовали границы «Большого порта Санкт-Петербург», и уже грядущей осенью Правительство РФ может принять постановление, устанавливающее границы Большого морского порта Санкт-Петербурга. «Важно, что определены границы, осталось оформить документ», — заявил министр транспорта И. Левитин, отвечая на вопросы журналистов. Согласно принятому решению, в состав порта войдут грузовой район Бронка (не вошедший в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)») и участки на острове Котлине. При этом грузовых терминалов не будет в районе Горской, где согласно генплану Петербурга планируется организовать деловую зону. Кроме того, решено в течение года прекратить перевалку на Васильевском острове, где сейчас обрабатывается около 1 млн. т грузов в год. Постановление правительства РФ, регламентирующее границы порта, должно, по словам И. Левитина, выйти в течение трех месяцев, а за это время властям города предстоит согласовать все спорные вопросы с компаниями, работающими в порту. Со своей стороны, глава Росморречфлота Александр Давыденко отметил, что в третьем квартале этого года агентство должно завершить работы по подготовке к утверждению границ следующих морских портов: Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Выборг. Время — деньги Отдельно был затронут вопрос оформления судна в порту. В настоящее время сложилось явное несоответствие между продолжительностью технологических процессов переработки грузов и временем осуществления своих функций органами госконтроля. Согласно расчетам экспертов Федеральной таможенной службы, один час простоя на границе приносит убытки в размере 0,04% от стоимости товара, а один день задержки товаров снижает объем экспорта страны на 1%. По оценкам Минтранса, общие потери российской экономики от простоя на границе оцениваются в 15 млрд. руб. в год — при этом потери своих доходов перевозчики компенсируют за счет российских импортеров и экспортеров. В целях сокращения указанных непроизводительных простоев транспортного флота в портах, а также задержек пропуска груза через морские и речные пункты пропуска, необходимо совершенствовать систему функционирования морских пунктов пропуска, внедрять в отечественных портах и расположенных в них пунктах пропуска через государственную границу РФ новые технологии, заявил И. Русу, уточнив, что в настоящее время такие технологические схемы прорабатываются специалистами Росморречфлота. Добавим, что агентство предложило внести в ФЦП «Государственная граница РФ» изменения, предполагающие строительство и обустройство пунктов пропуска в портах Санкт-Петербург и Усть-Луга, а также строительство инспекционно-досмотровых комплексов контроля крупногабаритных грузов. Дата: 28.07.2008 Николай Петров "Федеральный строительный рынок" 5 (70)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||