Как город будет жить завтра? Прогноз социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2011 года

1 стр. из 1

Вся система государственного планирования в Санкт-Петербурге, как и вся деятельность органов государственной власти нашего города, ориентирована на достижение к 2025 г. генеральной цели — Санкт-Петербург должен стать городом европейских стандартов качества жизни.

На одном из последних заседаний городского правительства был рассмотрен прогноз социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2009 г. и на период до 2011 г.

Прогноз рассчитан в двух вариантах: инерционном и инновационном. Согласно инновационному сценарию, представленному Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли на основе концепции и программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга, послания губернатора Законодательному Собранию, валовой региональный продукт (ВРП) Петербурга достигнет к 2011 г. 2,4 трлн. руб. (145, 4% в сопоставимых ценах к уровню 2007 г.). Предполагается, что ВРП будет ежегодно расти на уровне 10% за счет роста промышленного производства. Более чем в два раза увеличится объем инвестиций в основной капитал. При этом иностранные инвестиции к 2011 г. достигнут $13, 8 млрд. (в 2007 г. они составили $6, 3 млрд.).

Ожидается, что среднемесячная зарплата петербуржцев в 2011 г. составит 36, 8 тыс. руб., а средний размер пенсий приблизится к 9 тыс. руб.

Прогноз социально-экономического развития города строится на прогнозах различных отраслей экономки города. Сегодня мы остановимся на сферах, представляющих наибольший интерес для наших читателей.

Производство и распределение электро-энергии, газа и воды

Среднесрочное и краткосрочное планирование в настоящее время осуществляется на основании утвержденных правительством Санкт-Петербурга в 2004–2007 гг.
программ реконструкции и развития головных источников и магистральных сетей, предназначенных для электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения объектов социально-бытового назначения, промышленности, жилой застройки Санкт-Петербурга, существующей и планируемой к вводу в 2008–2010 гг.

Важнейшими приоритетными направлениями развития системы электроснабжения Санкт-Петербурга являются:
 ввод новых генерирующих мощностей как на действующих электростанциях, так и на вновь сооружаемых ТЭЦ;
 техническое перевооружение и расширение действующих ТЭЦ с целью повышения объема производства и снижения негативного воздействия топливно-энергетического комплекса на окружающую среду;
 реконструкция и сооружение новых распределительных сетей и подстанций;
 повсеместное внедрение энергосбережения в городском хозяйстве и промышленности.

Реализация указанных направлений позволит обеспечить потребность промышленности и городского хозяйства в электроэнергии.

Ввод генерирующих мощностей предусматривается как на действующих в настоящее время электростанциях, так и на вновь сооружаемых ТЭЦ: Юго-Западной (для энергоснабжения квартала «Балтийская Жемчужина»), ТЭЦ «Северная Долина» (для энергоснабжения одноименного квартала) и ТЭЦ «Василеостровская-1» (для энергоснабжения намывных территорий).

Планируется реконструкция ТЭЦ Ижорского завода, Василеостровской ТЭЦ-7. Для обеспечения энергоснабжением развивающихся северных территорий разрабатывается проект по строительству новой ТЭЦ «Парнас» с вводом в эксплуатацию в 2011–2012 гг.

В рамках Соглашения Санкт-Петербурга и РАО «ЕЭС» за счет городского бюджета планируется построить в 2008 г. подстанции напряжением 110 кВ: Крестовская, Петродворец, №369 А, №527; в 2009 г. — ПС №94 (Стенд), ПС «Металлострой-2», ПС №101А и №109А, ПС Синопская.

В 2010 г. должны быть введены в эксплуатацию 9 подстанций.

В результате реализации инвестиционных программ в рамках Соглашения с ОАО РАО «ЕЭС России» в Санкт-Петербурге будет ликвидирован основной дефицит в электрообеспечении и будут созданы условия по присоединению потребителей к энергосистеме.

Договором о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и ОАО «Газпром» на 2007 г. утверждена Программа газоснабжения Санкт-Петербурга на период с 2007 по 2015 гг. с перспективой до 2025 г., в соответствии с которой ОАО «Газпром» обес-печит дополнительные объемы поставки природного газа для реализации энергетических и промышленных проектов в Санкт-Петербурге с учетом параметров Генеральной схемы газоснабжения Санкт-Петербурга на период до 2015 г. и с перспективой до 2025 г.

С привлечением инвестиций ОАО «Газпром» реализуются целевые программы: «Реконструкция системы теплоснабжения в Петроградском районе Санкт-Петербурга», «Реконструкция системы теплоснабжения в Курортном районе Санкт-Петербурга» и «Реконструкция системы теплоснабжения Петродворцового района».

По развитию тепловых сетей производится перекладка существующих и строительство новых тепловых сетей общей протяженностью по трассе более 300 км, из них около 110 км — за счет средств ОАО «ТГК-1» и более 200 км — за счет бюджета Санкт-Петербурга.

В 2008–2010 гг. за счет средств бюджета Санкт-Петербурга планируется провести реконструкцию системы теплоснабжения в Адмиралтейском и Центральном районах, реконструкцию 2-ой Правобережной котельной, Парнас-4, строительство новых тепловых сетей в северной приморской части и юго-западной приморской части города, в Красном Селе и северном тепловом районе.

В 2007 г. объем водопотребления в Санкт-Петербурге составил около 101,36% от уровня прошлого года. В целом по всем отраслям промышленности (включая жилищно-коммунальное хозяйство) объемы потребляемой и сбрасываемой воды уменьшаются. Исключение составляет электроэнергетика, где объемы забранной и сбрасываемой воды (нормативно-чистой без очистки) увеличиваются.

В связи с увеличением выработки электрической и тепловой энергии возрастают объемы водопользования по предприятиям энергетической отрасли. На территории Санкт-Петербурга эксплуатируется 7 объектов теплоэнергетики филиала «Невский» ОАО «ТГК-1», из которых 6 работают на прямоточной системе водоснабжения технологических нужд (охлаждение энергетического оборудования). ОАО «ТГК-1» разрабатывает мероприятия по реконструкции данных предприятий с переводом их на системы оборотного водоснабжения.

К 2010 г. намечается некоторое снижение водопотребления за счет проведения реконструкции сетей. Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 11 декабря 2007 г. №1587 «О Генеральной схеме водоснабжения и Генеральной схеме водоотведения (канализации) Санкт-Петербурга на период до 2015 г. с учетом перспективы до 2025 г.» утверждены Генеральная схема водоснабжения Санкт-Петербурга на период до 2015 г. с учетом перспективы до 2025 г. и Генеральная схема водоотведения (канализации) Санкт-Петербурга на период до 2015 г. с учетом перспективы до 2025 г.

В соответствии с Генеральной схемой водоснабжения основными направлениями развития системы водоснабжения Санкт-Петербурга являются:
 обеспечение гарантированного водоснабжения и питьевой водой нормативного качества в необходимых объемах объектов жилищного фонда, объектов социального назначения, промышленных и коммунальных объектов, объектов транспортной инфраструктуры;
 реализация мероприятий по водосбережению в жилищном фонде, коммунальном комплексе и промышленности Санкт-Петербурга, направленных на рациональное использование питьевой воды.

В части водоснабжения в 2009 г. планируется завершить строительство первой очереди Главного коллектора. Будут проводиться: строительство коллектора «Северная Долина» — Комендантский аэро-дром, 2-ая очередь коллектора-дублера у ст. м. «Площадь Мужества», строительство и реконструкция водоводов для обеспечения водоснабжением северной части города, строительство объектов водоотведения в южной части города, комплекс очистных сооружений «Металлострой» с выносом коллектора на Пушкин, Шушары, водоводы Колпино–Пушкин–Пушкинское шоссе–Ломоносов–Кронштадт.

Транспорт

Прогноз показателей по разделу «Транспорт» разработан в соответствии с долгосрочными программами и концепциями, реализуемыми или готовящимися к реализации в Санкт-Петербурге.

Развитие транспортного комплекса в прогнозируемом периоде будет осуществляться в соответствии со Стратегией развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга до 2025 г. (далее — Стратегия), одобренной Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 г. № 741 и разработанной в целях формирования научно обоснованной политики правительства Санкт-Петербурга по его модернизации, развитию, повышению конкурентоспособности и эффективности функционирования.

Стратегия содержит приоритетные направления и конкретные мероприятия, предусматривающие согласованное развитие всех видов транспорта общего пользования и сопутствующих услуг как единого комплекса.

Большой порт «Санкт-Петербург» —  крупнейший порт на Балтике — является ядром формирования транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, так как его развитие предопределяет объем и структуру грузопотоков других видов транспорта. Начиная с 2002 г. ежемесячно ведется мониторинг грузооборота Большого порта «Санкт-Петербург». За период 2002–2007 гг. грузооборот увеличился более чем на 44%. В дальнейшем грузооборот порта будет расти за счет наращивания осваиваемых территорий Бронка — Ломоносов, Канонерский остров, Кронштадт. Однако пропускная способность авто- и железнодорожных подходов не соответствует потребностям порта и ограничивает его развитие. Стратегией предусмотрены мероприятия по их развитию.

Санкт-Петербургский железнодорожный узел выполняет функции сортировочного центра для транзитных грузопотоков, направленных в сторону Финляндии, стран Балтии и других регионов Российской Федерации, а также в страны Западной Европы. В нем сходятся 10 железнодорожных направлений. Для увеличения пропускной способности припортовых железнодорожных станций ведется и в прогнозируемом периоде будет продолжена работа по их расширению, реконструкции и модернизации. Продолжается реализация проектов, направленных на оптимизацию движения поездов и увеличение пропускной способности транспортных магистралей. Так, за счет средств ОАО «Российские железные дороги» и городского бюджета продолжается работа по реконструкции железнодорожных путепроводов через Обводный канал («американские мосты») и по строительству путепровода в створе пр. Александровской Фермы, соединяющий Фрунзенский и Невский районы города.

Планируется дальнейшее совершенствование системы городского пассажирского транспорта, в рамках которого в Санкт-Петербурге будут проводиться работы по реконструкции и строительству новых трамвайных и троллейбусных линий, а также по расширению парка подвижного состава. Так, в 2007 году приобретена 91 ед. подвижного состава, на 2008 г. запланировано приобретение 165 ед., на 2009 г. — 85 ед., 2010 г. — 110 ед., 2011 г. — 110 ед.

Активно продолжится и развитие метрополитена, в результате чего в районы массовой жилой застройки будут проведены новые линии метро, что позволит связать периферийные районы Санкт-Петербурга с его центром и между собой. Основные работы будут сосредоточены на завершении начатого строительства объектов метрополитена. В 2008 г. ожидается ввод в эксплуатацию участка Фрунзенского радиуса от станции метро «Спасская» до станции «Волковская»; в 2010 г. — от станции «Волковская» до станции «Международная» с вводом в эксплуатацию трех станций: «Обводный канал», «Бухарестская» и «Международная». Кроме того, в 2011 г. планируется завершить строительство всего участка южного полукольца Надземного экспресса — от Дворца конгрессов в пос. Стрельна до станции метро «Проспект Ветеранов».

Для обеспечения растущего спроса на пользование дорожной сетью разработана Концепция совершенствования и развития дорожного хозяйства Санкт-Петербурга до 2015 г. (далее — Концепция). Последовательная реализация мероприятий Концепции будет способствовать повышению скорости, удобства и безопасности движения, приведет к сокращению расходов на грузовые и пассажирские перевозки. Концепция разработана в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга.

С учетом основных положений и мероприятий Концепции сформулированы прогнозные показатели по протяженности автомобильных дорог. По прогнозу, протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием к 2011 г. увеличиться относительно 2007 г. на 2 000 км и составит 3 256 км.

В настоящее время большое внимание уделяется реализации таких важнейших для отрасли инвестиционных проектов, как строительство Западного скоростного диаметра и КАД.

Строительство Западного скоростного диаметра (2006–2011 гг.) — первый в России и самый крупный в Европе проект, реализуемый на принципах государственно-частного партнерства. В конце июня 2008 г. ожидается подведение итогов конкурсных процедур на право заключения концессионного соглашения. В 2009 г. вводится в эксплуатацию южный участок Западного скоростного диаметра.

Строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД).

В 2007 г. продолжались работы на участках первой очереди (от Приозерского шоссе до автомобильной дороги «Россия») и второй очереди (от автомобильной дороги «Россия» до автомобильной дороги «Нарва»). Открыто движение на участке от Московского до Таллиннского шоссе, включая Пулковскую развязку. Протяженность участка составила 13,8 км. Завершены в полном объеме строительно-монтажные работы (восемь полос) по мостовому переходу через р. Неву (вантовый мост). Завершение первой и второй очереди запланировано на 2008 г. Ведется подготовительная работа по строительству участка от автомобильной дороги «Нарва» до поселка Бронка. Окончание строительства данного участка — 2010 г.

В 2007 г. продолжалась реализация приоритетных мероприятий по строительству и реконструкции объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга. В 2008 г. планируется строительство объектов дорожного строительства, среди которых: реконструкция путепровода на Пискаревском пр. через ж. д. пути ст. «Пискаревка», подключение к КАД в створе Софийской ул. (1 очередь), подключение к развязке КАД на федеральной дороге М-10 «Россия» и другие.

В 2009 г. прогнозируется строительство продолжения Пискаревского пр. на участке от ул. Руставели до КАД с устройством путепровода через железнодорожные пути
ст. «Ручьи» и транспортной развязки на КАД, заканчивается реконструкция Суздальского пр. на участке от Выборгского шоссе до ул. Руставели, реконструкция Лазоревского моста через р. Малую Невку с подходами и другие объекты.
В 2010–2011 гг. будут проводиться: строительство транспортного тоннеля под  Невой в створе Пискаревского пр. и Орловской ул., реконструкция моста через р. Большая Охта в створе Свердловской наб. с подходами к КАД, строительство продолжения Софийской ул. до Московского шоссе и промышленной зоны Металлострой, реконструкция автодороги М-10 «Россия» (Московское шоссе) на участке от КАД до пос. Ям-Ижора и реконструкция автодороги М-20 «Санкт-Петербург–Киев» (Пулковское и Киевское шоссе).

Реализация мероприятий позволит сформировать к 2011 г. качественно новую структуру магистральной сети города, основу которой будет составлять Кольцевая автомобильная дорога и дуговые магистрали, а также радиальные магистрали, являющиеся продолжением въездных федеральных и территориальных автодорог и обеспечивающие связь периферийных районов с центром города.

Инвестиции

Одной из ключевых задач городской вла-сти является увеличение инвестиций в основной капитал и привлечение инвестиций посредством развития благоприятных условий ведения бизнеса в Санкт-Петербурге.

По оценкам ведущих международных рейтинговых агентств (Standard & Poors, FITCH и Moody’s), Санкт-Петербург входит в группу наиболее промышленно развитых российских регионов с высоким потенциалом диверсификации. Хороший рейтинг городу обеспечивают такие факторы, как низкий уровень долга и умелое управление им, высокие темпы экономического развития и роста доходов бюджета. Так, только в течение 2005−2007 гг. подписано более 10 меморандумов и инвестиционных соглашений со следующими компаниями: «Шанхайская индустриальная компания», «Тойота», «Северсталь», «Технополис», «Газпром», «Раутаруукки», «Алкан Пэкеджинг», «Бош унд Сименс», «Дженерал Моторз», «Ниссан», «Сузуки», «Магниторгорский металлургический комбинат», «Фоксконн», «Хендай». Вслед за мировыми автогигантами планируется приход в Санкт-Петербург производителей автомобильных компонентов.

Планируется рост расходов на государственные инвестиции за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В 2009 г. указанные расходы составят 116,2 млрд. руб., что превышает оценку 2008 г. на 5,3 млрд. руб. По сравнению с отчетными данными 2007 г. указанные расходы возрастают на 84,7%. В целом расходы на государственные инвестиции за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в 2009–2011 гг. составят 358,3 млрд. руб.

Приоритетными в 2008 г. и плановом периоде 2009–2010 гг. является развитие города по следующим направлениям:
 строительство и реконструкция объектов инженерной инфраструктуры;
 строительство жилья для государственных нужд и связанная с ним социальная инфраструктура;
 инженерная подготовка территорий для жилищного строительства и реализации крупных инвестиционных проектов;
 развитие транспорта и дорожного хозяйства.

Финансирование строительства и реконструкции дорог в 2008 г. запланировано в объеме 15,1 млрд. руб. В период 2008–2010 гг. на развитие транспорта будет направлено 41,6 млрд. руб., в том числе в 2008 г. — 17,4 млрд. руб.
Будет продолжено и развитие автомобильного кластера и кластера по производству электроники.

Финансирование государственных капитальных вложений в 2009–2011 гг. будет поступать на строительство и реконструкцию строек и объектов из разных статей расходов федерального бюджета. Часть строек и объектов Санкт-Петербурга будут профинансированы из федерального бюджета по перечню строек и объектов федеральной адресной инвестиционной программы (далее — ФАИП), а часть за счет субсидий из федерального бюджета.

На основании подготовленных Санкт-Петербургом заявок Правительством РФ отобран ряд крупных проектов для реализации в 2008–2011 гг. с участием специально созданного Инвестиционного фонда Российской Федерации, позволяющего на условиях государственно-частного партнерства финансировать строительство автомобильных дорог, Западный скоростной диаметр и Орловский тоннель под Невой.

Санкт-Петербург является победителем конкурсного отбора по размещению на территории города особой экономической зоны технико-внедренческого типа.

Для реализации планов, закрепленных законодательством Санкт-Петербурга, необходимо обеспечить ввод наиболее значимых объектов, таких, как Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга, автомобильная дорога Западный скоростной диаметр, Комплекс защитных сооружений от наводнений Санкт-Петербурга, Орловский тоннель под Невой, строительство трассы Надземного экспресса, Морской пассажирский терминал в западной части Васильевского острова, Фрунзенский радиус метрополитена, реконструкция аэродрома аэропорта «Пулково» и другие.

В целом по итогам 2008 г. прогнозируется рост инвестиций в основной капитал и рост иностранных инвестиций. В рассматриваемом периоде до 2011 г. также планируется стабильный рост объемов иностранных инвестиций.

Предполагается, что в среднесрочной перспективе индекс физического объема инвестиций будет сопоставим с аналогичным средним показателем по России: ежегодный прирост по основному варианту развития составит не менее 8%. Основная доля инвестиций будет приходиться на промышленность, строительство, связь, транспортно-логистическую сферу и торговлю. В связи с развитием особой экономической зоны технико-внедренческого типа повышение объемов инвестиций будет происходить в наукоемкие отрасли.

В среднесрочной перспективе правительство Санкт-Петербурга продолжит активную работу по следующим направлениям инвестиционной политики:
 повышение инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга путем внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность на территории Санкт-Петербурга, которые позволят максимально упростить инвестиционный процесс, в том числе при взаимодействии инвесторов с органами государственной власти;
 стимулирование частных инвестиций к долгосрочным вложениям капитала в экономику Санкт-Петербурга, в том числе в основные средства на территории Санкт-Петербурга;
 укрепение имиджа Санкт-Петербурга как центра развития инновационных и наукоемких отраслей экономики.

Наличие у региона ряда конкурентных преимуществ и целенаправленная политика властей города по привлечению стратегических инвесторов позволяют рассчитывать на устойчивый инвестиционный рост. А благоприятные для России в целом внешние условия позволяют оптимистически оценивать рост инвестиционного потенциала Санкт-Петербурга на период 2008–2011 гг.

Жилищное строительство

Основной задачей администрации Санкт-Петербурга в области жилищной политики на 2009 г. и последующие годы являются увеличение объемов жилищного строительства и повышение доступности жилья. В рамках реализации в Санкт-Петербурге приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» предусмотрены мероприятия, направленные на снижение себестоимости жилищного строительства, а также развитие системы государственного содействия в улучшении жилищных условий граждан.

Создание благоприятных инвестиционных условий в Санкт-Петербурге позволяет ежегодно наращивать ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования. В 2008 г. ввод жилья за счет этих средств оценивается в размере 2 730,0 тыс. кв. м. В 2009 г. объем ввода жилья намечено довести до 2 860,0 тыс. кв. м. Из общего ввода в эксплуатацию 76% жилых домов будет построено за счет средств инвесторов-застройщиков.

Средства бюджета города, направляемые в строительство жилья в 2009 г., будут иметь четкую социальную направленность. По состоянию на 01.04.2008 г. в Санкт-Петербурге на учете нуждающихся в жилые и содействии города в улучшении жилищных условий состоит 260 тыс. семей (607,6 тыс. чел.), из них 40% составляют льготные категории граждан (инвалиды и участники Великой Отечественной войны, жители блокадного Ленинграда, многодетные семьи). Государственное содействие за счет средств бюджета в среднесрочном периоде будет осуществляться по следующим направлениям:
 строительство и реконструкция жилья для последующего переселения жителей Санкт-Петербурга из ветхого и аварийного жилищного фонда;
 финансирование строительства жилья для льготных категорий граждан, включая инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и др., а также строительство специальных жилых домов для престарелых граждан;
 выделение безвозмездных жилищных субсидий льготным категориям граждан на строительство или приобретение жилья;
 долевое участие в строительстве или приобретении жилья в собственность Санкт-Петербурга для последующего предоставления льготным категориям очередников, в первую очередь ветеранам ВОВ, больным открытой формой туберкулеза, детям-сиротам, достигшим 18 лет;
 предоставление гражданам, состоящим на учете по улучшению жилищных условий, безвозмездных субсидий в счет компенсации части стоимости жилья, приобретаемого в рамках реализации целевых программ Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге на 2002–2012 г.», «Молодежи — доступное жилье», «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранении и социального обслуживания населения», «Санкт-Петербургские жилищные сертификаты» и «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге».

Дата: 19.08.2008
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 8 (112)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!