Какой станет Ленинградская область через 20 лет?

1 стр. из 1

1 августа Ленинградская область отмечает свой 81-й год рождения. В Ленобласти уже произошло и, можно не сомневаться, еще произойдет достаточно много событий, вносящих значимый вклад в ее социально-экономическое развитие. Но, пожалуй, особую роль в этом процессе сыграет Схема территориального планирования Ленинградской области, окончательное утверждение которой должно состояться в конце года. Схема территориального планирования как градостроительный документ определяет стратегические направления развития области на ближайшие 20–25 лет и позволит обеспечить сбалансированную застройку и вовлечение территорий в хозяйственный оборот, а также комплексно задействовать весь многогранный потенциал Ленинградской области.

Земля Ленинградская смотрит в будущее

Точкой отсчета развития Ленинградской области стало 1 августа 1927 г. — официальная дата ее образования в рамках первой советской реформы административно-территориального деления страны по замене губерний экономическими областями.

За минувшее время в истории области было много славных трудовых свершений — строительство Волховского алюминиевого завода, давшего стране первую плавку «крылатого металла», пуск одной из первых атомных электростанций в Сосновом Бору, создание первого на Северо-Западе нефтеперерабатывающего завода (в Киришах) … Известна Ленобласть и современными экономическими достижениями: строительством новых морских портов, трубопроводных систем, атомной электростанции нового поколения («ЛАЭС-2») и мн. др.

Славится наш край и обилием рек и озер, удивительными по своей красоте природными ландшафтами светлых и просторных сосновых боров, густых лиственных лесов, березовых рощ и просторных лугов, богатым растительным и животным миром. Природа Ленинградской области не только служит источником получения сырья для работы лесопромышленного комплекса, добычи сланцев и бокситов, но и обладает ценнейшим рекреационным потенциалом, ежегодно привлекая сотни тысяч отдыхающих из Санкт-Петербурга и других регионов.

Ленинградская земля исключительно богата памятниками культуры. Это и первая столица древней Руси — Старая Ладога, основанная еще в XII веке, и свидетельствующие о героическом прошлом нашей земли средневековые крепости Корела, Копорье, Выборг, Орешек, Ивангород, и не стареющие, несмотря на свою многовековую историю, центры духовной жизни нашего народа — Свято-Троицкий, Александро-Свирский и Тихвинский Богородичный Успенский монастыри, и пышная царская резиденция эпохи расцвета Российской империи в Гатчине. В этом ряду и «Золотое кольцо» Гатчинского района, объединяющее памятные места, связанные с именем великого поэта Пушкина, и многие другие историко-культурные объекты… В целом, Ленинградская область имеет большие перспективы развития как в сферах экономики и транспорта, так и туризма, культуры и спорта.

Обеспечить сбалансированное развитие территорий региона путем рационального размещения промышленных предприятий, сельскохозяйственных угодий, транспортной инфраструктуры, объектов соцкультбыта и жилья призвана Схема территориального планирования Ленинградской области, разработанная Областным комитетом по архитектуре и градостроительству. Данный документ стратегически определяет основные направления развития региона в разрезе территорий и отдельных отраслей на ближайшие 20–25 лет.

На схеме обозначены зоны для размещения промышленных предприятий, жилой застройки, развития историко-культурной и туристической инфраструктуры, а также отражены предложения Комитета по архитектуре и градостроительству:
 по развитию зон для размещения объектов производственного назначения и совершенствования производственной инфраструктуры;
 по сохранению земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства с учетом «порогового минимума», необходимого для обеспечения продовольственной безопасности региона (для Ленобласти он составляет 655 тыс. га обрабатываемых сельхозземель);
 по развитию системы расселения;
 по развитию системы особо охраняемых природных территорий в целях создания экологического каркаса территории.

Естественно, вся территория Ленинградской области, включая зоны различного функционального назначения, связана воедино транспортной инфраструктурой, развитие которой будет направлено на обеспечение устойчивого развития территории и повышение ее инвестиционной привлекательности. На схеме обозначены и «зарезервированы» земли для прокладки новых транспортных коммуникаций. В их числе — автодороги «Усть-Луга–Великий Новгород», «Санкт-Петербург–Приозерск–Сортовала», две планируемые кольцевые дороги вокруг Петербурга, новый автобан «Петербург–Москва» с вариантом его продолжения до границы с Финляндией, будущие трубопроводы и нефтепродуктопроводы, БТС-2 и другие транспортные маршруты.

После согласования в отраслевых комитетах областной администрации и других структурах, в том числе в Минрегионразвития РФ, схема терпланирования будет окончательно утверждена. По словам председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Валерия Кима, это произойдет, ориентировочно, к ноябрю-декабрю текущего года. Впрочем, едва ли этот внушительный по своей масштабности труд претерпит какие-либо кардинальные изменения, и рассказ об основных положениях схемы терпланирования Ленобласти будет вполне своевременным.

Перекресток как точка промышленного роста

Именно зоны пересечения федеральных автомагистралей с Кольцевой автомобильной дорогой и федеральной автодорогой А 120 «Магистральная» (она же — «бетонка»), которая в перспективе станет еще одним автотранспортным кольцом Санкт-Петербурга, рассматриваются в данной схеме в качестве приоритетных инвестиционных площадок.

Для формирования промышленно-логистических комплексов на ближайшую перспективу намечены следующие участки с условными наименованиями:
 «Большая Ижора» — в районе пос. Большая Ижора и севернее дер. Гостилицы Ломоносовского района;
 «Черемыкино» — на пересечении федеральных автомобильных дорог А 120 «Магистральная» и М 11 на Таллин (Таллиннское шоссе);
 «Гатчинская» — на пересечении автодороги А 120 «Магистральная» с Киевским шоссе (федеральная автодорога М 20) и железной дорогой на Лугу;
 «Форносовская» — на пересечении трассы А 120 с автодорогой на Вырицу;
 «Тосненско-Никольская» — южнее пос. Никольское Тосненского района, вдоль автомобильной (Московское шоссе) и железной дорог на Москву;
 «Мгинская» — в районе пос. Мга, пос. Молодцово и города Кировск Кировского района.

Стратегия дальнейшего наращивания экономического потенциала региона, помимо создания новых промзон для размещения промышленных предприятий, логистических центров и коммунальных объектов, предусматривает развитие и существующих промышленных территорий.

Наиболее серьезной точкой роста региона станет особая экономическая зона (ОЭЗ), которую планируется создать в Кингисеппском районе — в районе морского торгового порта «Усть-Луга». Здесь на площади около 2 тыс. га разместятся предприятия пищевой, лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической и резинотехнической отраслей, сборочные производства, предприятия строительной индустрии.

В создание инфраструктуры ОЭЗ потребуется вложить более 11 млрд. руб.

Потенциальная возможность привлечения инвестиций в создание предприятий в ОЭЗ оценивается на уровне более 80 млрд. рублей. При этом объем производства, заявленный потенциальными резидентами, превышает 70 млрд. руб. По выходу всех предприятий на проектную мощность на них будет создано порядка 9,6 тыс. новых рабочих мест, а сумма налоговых отчислений в бюджетную систему составит 5–6 млрд. руб.

В целом ОЭЗ будет способствовать повышению конкурентоспособности и развитию уже существующих и будущих предприятий, ориентированных либо на производство товаров на экспорт, либо на использование импортируемых комплектующих, сырья, материалов не только в Ленинградской области и Санкт-Петербурге, но и в других регионах Северо-Запада — Новгородской, Псковской, Вологодской областях, Республике Карелия. Согласно расчетам, общий объем налогов, которые получит федеральный бюджет за период действия особой экономической зоны в течение 20 лет (с учетом льгот, предоставляемых в соответствии с законодательством РФ), составит порядка 50 млрд. руб., бюджет Ленинградской области — 56 млрд. руб.

Где отдохнуть? Конечно, в Ленобласти!

Ленинградская область, как уже отмечалось выше, обладает значительным потенциалом для развития всех видов туризма и отдыха.

Если говорить о туризме как о познавательном процессе, основанном на интересе к истории, культуре и народным традициям, то на территории Ленинградской области представлены историко-архитектурные памятники практически всех эпох — от Староладожской крепости, основанной более 12 столетий назад, в пору зарождения Руси, и «средневековых» Выборга и Ивангорода, Тихвинского и Александро-Свирского монастырей до дворцово-парковых ансамблей, церквей и усадеб «серебряного века».

Вошедшие в схему терпланирования предложения по сохранению и освоению культурного наследия предусматривают не только восстановление и реставрацию памятников истории и культуры (в чем они, увы, сегодня остро нуждаются), но и включение их в систему туристских потоков, «завязанных» на Санкт-Петербург. Отдельное внимание уделено заказникам и заповедникам: Кургальскому, Котельскому, «Березовые острова», «Вепский лес» и другим уникальным уголкам природы нашего края.

Есть предпосылки к развитию инфраструктуры санаторно-курортных учреждений на северном побережье Финского залива, в южной части Лужского района, а также на базе месторождений минеральных вод и лечебных грязей в Бокситогорском, Сланцевском, Волховском, Киришском, Кингисеппском, Подпорожском районах области. Перспективной для развития туризма является территория, прилегающая к Новоладожскому каналу (соединяющему Новую Ладогу и Шлиссельбург).

Однако, наилучшими перспективами для создания новых рекреационных зон обладает Карельский перешеек — традиционное место отдыха петербуржцев и жителей области. Так, например, на северном побережье Финского залива (от границы с Санкт-Петербургом до пос. Озерки) планируется реализовать грандиозный проект создания многофункциональной спортивно-оздоровительной и культурно-развлекательной зоны под условным названием «Тридевятое царство».

Не менее интересен и проект создания комплекса «Европарк», который намечено построить на правом берегу реки Невы — рядом с будущей станцией метро «Уткина заводь». Территория «Европарка» займет около 1 тыс. га и будет представлять собой карту Европы в миниатюре, на которой (с определенным уменьшением) планируется воспроизвести наиболее значимые памятники архитектуры многих европейских стран.

В числе других проектов, которые намерены реализовать в соответствующих функциональных зонах потенциальные инвесторы, развлекательный комплекс «Оранж» в пос. Большая Ижора (в его состав войдут гостиницы, международный бизнес-центр, гостинично-коттеджный комплекс, мотели, яхтенный центр, океанариум, стадион, центр досуга, аквапарк, ботанический сад). Вблизи станции метро «Девяткино» (на территории Всеволожского района) намечается строительство гостиницы, бизнес-центра, торгово-развлекательного и культурно-развлекательного комплексов, а также многофункционального комплекса оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией Ленинградской области. Предполагаемый объем инвестиций в этот проект — порядка $1 млрд., ориентировочный срок окупаемости — 7 лет.

В приоритетных планах инвесторов — строительство самого большого в Европе торгово-развлекательного центра «Новый Колизей». В состав комплекса, который разместится на территории в 20 га, войдут отель, бизнес-центр, многозальный кинотеатр. Рядом с «Новым Колизеем» планируется строительство Дисней-ленда и торгового комплекса. Инвестор — итальянская компания Margheri Group — планирует начать строительство уже в этом году.

В ближайших пригородах Петербурга намечено строительство аквапарков, гольф-клубов, спортивных сооружений и комплексов для соревнований по конному спорту, развитие действующих горнолыжных комплексов (Тууттари-парк в Ломоносовском районе и Игора в При-озерском районе).

Одним из перспективных направлений развития прибрежных территорий области является водный туризм и яхтинг. Для этого есть все необходимые предпосылки: удобные выходы по воде в Ладожское и Онежское озера, «изрезанная» береговая черта с большим количеством мелководных и сравнительно хорошо защищенных бухт, множество интересных для туристов исторических и культурных памятников. Однако чтобы реализовать этот потенциал, нужна соответствующая инфраструктура. Для этого на круизных маршрутах — в Выборге, Высоцке, Приморске, Сосновом Бору, Усть-Луге и в пос. Советский — предстоит построить современные яхтенные порты, позволяющие в полном объеме проводить подготовку и сервисное обслуживание всех типов яхт, катеров, моторных лодок и других малотоннажных судов, включая гостевые парусные и другие суда без ограничений по размерам.

Новые перспективы для районов Ленобласти

В схеме территориального планирования отражены ведущие направления развития Ленинградской области в разрезе муниципальных районов на перспективу.

Развитие Бокситогорского района предусматривает вовлечение в хозяйственную деятельность историко-культурного потенциала территории при сохранении главенствующей роли добывающей и химической промышленности района, в том числе в связи с освоением нового бокситного месторождения.

Волосовский район сохранит роль одной из ведущих сельскохозяйственных территорий области, что будет достигнуто за счет расширения сельскохозяйственного производства и переработки сельхозпродукции.

Для Волховского района ключевым направлением должно стать создание новых производств и обновление производственной базы существующих предприятий лесопромышленного комплекса.

Перспективы Всеволожского района по-прежнему будут связаны с его географическим и геополитическим положением. При этом намечается резкое увеличение степени использования рекреационного потенциала территории, строительство новых объектов культурно-рекреационной и спортивной сферы, благодаря чему данная отрасль получит существенное значение в структуре экономики района.

Приграничное положение Выборгского района, его природный, рекреационный и территориальный потенциал определяют и направления развития. В экономике района будут преобладать отрасли, связанные с транзитом и перевалкой грузов, а также ориентированные на использование рекреационных ресурсов территории. Сельскохозяйственное производство будет носить ограниченный характер.

Гатчинский район обладает значительным производственным потенциалом. Дальнейшее его развитие связано с формированием новых производственных зон, развитием транспортно-логистических центров. При этом одним из направлений развития экономики территории будет использование ее историко-культурного и рекреационного потенциала. В настоящее время завершается анализ возможности реализации пилотного проекта создания экологических поселений на территории Гатчинского района Ленинградской области.

В Кингисеппском районе ожидается значительное производственное и транспортное развитие территории, увеличение сферы транспортных, экспедиторских, логистических и торговых услуг. Это будет связано как с расширением портового комплекса в Лужской губе, увеличением объемов приграничной торговли и транзитных перевозок, так и с развитием транспортной инфраструктуры — строительством новых магистральных автомобильных дорог и формированием нового водного пути.

Развитие Киришского района будет происходить за счет дальнейшего расширения деятельности ПО «Киришинефтеоргсинтез» и других действующих производств.

Ожидается интенсивное развитие производственного потенциала Кировского района, а также развитие в нем агропромышленного комплекса.

Экономика Лодейнопольского района ориентирована в первую очередь на развитие существующих предприятий лесопромышленного комплекса и пищевой промышленности.
Перспективное развитие Ломоносовского района определяется его положением, а также наличием значительного рекреационного и историко-культурного потенциала. При этом практически сохранится сельскохозяйственное значение территории в структуре региональной экономики.

Перспективы Лужского района связаны со строительством автодороги «Морской торговый порт «Усть-Луга» — Новгород», формированием нового водного пути и созданием вдоль него 4-ой радиальной федеральной автомагистрали, а также развитием рекреационной инфраструктуры санаторно-курортного отдыха.
Для Подпорожского района главенствующую роль будут играть предприятия лесохозяйственного комплекса. Предусматривается увеличение лесозаготовок и углубление переработки древесины, строительство лесопильных и деревообрабатывающих цехов и комплексов.

В Приозерском районе дальнейшее развитие получит рекреационная деятельность, что предусматривает формирование и активное строительство инфраструктурных объектов туризма, спорта и отдыха круглогодичного использования — как местного, так и регионального, федерального и международного значения.

Развитие Сланцевского района ориентировано на создание новых производственных мощностей и новых предприятий. Заметную роль должно сыграть и развитие инфраструктуры для массового отдыха населения.

Тихвинский район будет развиваться как за счет формирования новых производственных зон, так и создания инфраструктуры отдыха, использования историко-культурного потенциала территории.

Дальнейшее развитие Тосненского района связано с формированием новых производственных зон, развитием транспортно-логистических центров, созданием предприятий агропромышленного комплекса.

Для городского округа Сосновый Бор ключевым направлением останется атомная энергетика, прежде всего строительство «ЛАЭС-2», а также развитие существующих предприятий с формированием новых производственных зон.

Схема территориального планирования Ленинградской области является своего рода техническим заданием для муниципальных образований, администрации которых на ее основе должны подготовить аналогичные схемы по развитию территорий своих МО.

При этом муниципалитетам не требуется ждать, пока схема терпланирования области будет полностью готова и утверждена. Подобно тому, как отсутствие подобной схемы в масштабе всей России не мешает регионам, в том числе и Ленинградской области, активно формировать градостроительную документацию по своим территориям.

По словам Валерия Кима, есть уверенность, что в течение 2008 г. проекты схем территориального планирования будут подготовлены по всем муниципальным районам Ленинградской области.

Дата: 19.08.2008
Дмитрий Митропольский
"Петербургский строительный рынок" 8 (112)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!