Петербургская дамба: заключительный этап

1 стр. из 1

На Комплексе защитных сооружений от наводнений Санкт-Петербурга 11 июня 2008 г.  состоялся первый демонстрационный подъем затвора судопропускного сооружения С-2. Этим мероприятием был дан старт заключительному этапу работ над проектом — испытаниям работы запирающего устройства и подъемного моста, а также разбору перемычек в акватории судопропускного канала. Сооружение С-2 состоит из автомобильной трассы, ведущей на Кронштадт, подъемного моста и запирающего устройства, которое может быть перекрыто при помощи опускного затвора с целью прекращения поступления воды в Невскую губу из Финского залива.

Проект С2 — это один из ключевых объектов петербургской дамбы. Работы над проектом включали в себя: монтаж затвора, возведение автодорожного моста с подъемным пролетом над судоходным каналом, строительство железобетонной эстакадной части и насыпей подходов, примыкающих участков защитных дамб, возведение гидротехнических сооружений, а также дноуглубительные работы.

Монтаж затвора, по словам участников строительства, стал уникальной многоплановой операцией, потребовавшей нестандартных подходов и решений. Трудности были связаны с необходимостью восстанавливать сооружение после почти двадцатилетнего забвения: из-за давности выполнения проекта многие документы оказались просто утеряны, и генподрядчику сначала пришлось полностью обследовать существующие сооружения, определять их техническое состояние, несущую способность. Эта работа была выполнена силами НИИ транспортного строительства, входящего в состав корпорации.

Сам затвор все участники мероприятия называют уникальным по техническим параметрам сооружением: размеры 117,3 x 9,94 x 13,6 м, вес 2,5 тыс. т. Для защиты от нагонной волны затвор поднимается из затворной камеры при помощи четырех гидроцилиндров и перекрывает канал сооружения.

Уникальным является не только собственно затвор, но и его система управления, — отметил А. В. Сысоев, зам. генерального директора ОАО «Трест Спецгидроэнергомонтаж», основного субподрядчика по проектированию, поставке и монтажу и наладке уникального оборудования на С-1 и С-2.

— В России до этого не было таких технических решений. Вариант управления четырьмя гидроцилиндрами потребовал сложнейшей системы их синхронизации, которая была разработана и изготовлена с помощью сербской фирмы «ППТ-инжиниринг». Более того, уникальными по своим параметрам можно считать и гидроцилиндры, каждый из которых имеет вес 50 т и обладает тянущими усилиями 1 500 т. К сожалению, российские заводы еще не освоили подобных технологий, и гидроцилиндры мы заказывали на немецком заводе «Хунгер».

По словам И. Н. Кузнецова, генерального директора Инжиниринговой корпорации «Трансстрой», являющейся генеральным подрядчиком объекта С-2, система управления, мониторинга и контроля много-уровневая: локальный пульт расположен в самом здании С-2, его работа будет дублироваться на Центральном пульте в Кронштадте, куда будут выводиться данные по работе всего сооружения. Около 250 сигналов, которые будут подаваться от всей системы в головной компьютер, позволят обеспечить высокую скорость и достоверность получения информации и эффективное реагирование на нее.

Впечатляет своими масштабами и подземная часть сооружения С-2, предназначенная для его обслуживания и размещения коммуникаций: она проходит вдоль затвора, связывая левый и правый берег, нижняя отметка находится на уровне –20 м — шестиэтажный дом, размещенный под водой и землей!

Кстати, срок службы основного оборудования заявлен не менее 100 лет!

В присутствии всех участников строительства и высоких гостей затвор С-2 из нижнего положения камеры был успешно поднят в рабочее за нормативное время 30 минут (опускание составит порядка часа). Тем самым было наглядно продемонстрировано, как собственно будет работать система в случае угрозы наводнения. Далее на С-2 приступят ко второй части пусконаладочных работ — отработке подъема затвора в ремонтное положение.

Работы над объектом близки к завершению. А автомобильное движение по мосту было открыто еще в ноябре 2006 г., и вскоре будет открыто судоходство по каналу через судопропускное сооружение С-2.

По словам Владимира Когана, руководителя департамента капитального строительства Министерства регионального развития, курирующего строительство комплекса, государственным заказчиком строительства совместно с подрядной организацией в течение последнего года осуществлялся комплекс мероприятий по сокращению сроков достройки дамбы: «Мы уверенно идем с опережением графика. НА С-2 осталось разобрать перемычки С-2 и вычистить канал. Нет сомнений, что к 1 сентября судоходный канал будет полностью завершен и передан в эксплуатацию. Надеюсь, что к декабрю 2008 г. дамба как защитное сооружение от наводнения будет готова».

В перспективе дамба станет частью системы интегрированного управления водными ресурсами Санкт-Петербурга. Кроме того, она сформирует участок КАД для вывода транзитного автотранспорта в обход города, даст мощный толчок для инвестиционного развития прилегающих территорий. Таким образом, КЗС сможет не только защитить город от наводнений, но и будет способствовать экономическому развитию Северо-Западного региона России.

Дата: 19.08.2008
Светлана Соснова
"Петербургский строительный рынок" 8 (112)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!