Горизонтально направленное бурение: московский опыт

1 стр. из 1

О международной конференции No-Dig, проходившей в начале июня в Москве в рамках одноименной выставки, мы рассказывали в предыдущем номере (№6–7 (111)) нашего журнала. На конференции прозвучало много интересных докладов и сообщений. С некоторыми из них мы и решили вас познакомить.

Особенность Москвы — большое количество железнодорожных путей, пересекающих городскую территорию, в связи с чем появляется необходимость в проектировании закрытых переходов для инженерных коммуникаций под железнодорожными путями, в том числе и для кабелей.

Управление Московской железной дороги — филиал ОАО «Российские железные дороги» — в 2005 г. выпустило «Методические указания о проектировании и порядке согласований проектов пересечений железных дорог различного рода коммуникациями», в которых нашлось место для метода ГНБ. Но документ не был согласован с проектными институтами и эксплуатирующими организациями, из-за чего вошел в противоречие с информационным сообщением № 552 «О применении метода горизонтально направленного бурения (ГНБ) для прокладки электрических кабелей», распространенным МКС — филиалом «Мосэнерго».

Учитывая возрастающую потребность в применении в городском строительстве метода ГНБ, необходимо привлекать к разработке нормативных документов научные организации и университеты.

Применение горизонтально направленного бурения скважин для прокладки инженерных коммуникаций в Москве приобретает все больший размах.
Сегодня в Москве есть много машин для производства работ по этой техноллогии, но, к сожалению, нет таблиц с их характеристиками и областью применения для каждого типа машины. Нет списка организаций, имеющих машины, и используемых типов машин.

Почти ежедневно поступают предложения от различных фирм о возможности применения ГНБ, в которых рекламируются достоинства данного способа прокладки. К сожалению, очень мало информации о фактически выполненных этими фирмами работах и их качестве.

Институт «Мосинжпроект» первым в Москве начал проектировать закрытые переходы методом горизонтально направленного бурения скважин. Первым стал проект перехода для прокладки высоковольтных кабелей 10 кВ в районе железнодорожной станции Перерва-Курского направления Московской железной дороги, предназначенный для механизации работ по строительству районной тепловой станции «Курьяново» и последующего использования высоковольтных линий для постоянного электроснабжения микрорайона застройки.

История этого проекта такова.

Для прокладки кабелей 10 кВ под железнодорожными путями была запроектирована проходка щитом Д=2,0 м с прокладкой в тоннеле пакета асбоцементных труб.

Учитывая сложные инженерно-гео-логические и гидрогеологические условия участка строительства, а также ограниченные сроки для производства работ, руководство строительства РТС по предложению фирмы «Сентябрь» приняло решение об экспериментальном применении способа горизонтально направленного бурения скважин с протаскиванием полиэтиленовых труб Д=100 мм. Было выполнено 8 одиночных скважин длиной около 180 метров каждая, что позволило выполнить в срок строительство и ввод в эксплуатацию РТС «Курьяново».

С тех пор применение горизонтально направленного бурения начало внедряться в практику строительства для прокладки кабельных линий, но с большими трудностями.

Одной из главных причин слабого внедрения способа ГНБ явилось отсутствие нормативной базы по применению поли-этиленовых труб для прокладки кабелей. Ни в «Правилах устройства электроустановоки187» (ПУЭ), ни в СНиП не было ссылок на возможность применения полиэтиленовых труб для прокладки высоковольтных кабелей и предъявляемые к ним требования. К сожалению, всего этого нет и до настоящего времени.

Опыт проектирования закрытых переходов с применением метода ГНБ показывает, что данный способ до настоящего времени используется в основном для прокладки электрических кабелей 1–10 кВ, тогда как для прокладки линии фекальной канализации методом ГНБ нашим институтом выпущен только один проект — дюкер под речкой Раменка в районе Аминьевского шоссе.

В последнее время предпринимаются попытки использовать метод ГНБ для прокладки высоковольтных кабелей 110–220 кВ.

По заказу института «Мосэнергопроект» запроектировано несколько закрытых переходов в районе поселка Внуково. Потребность в закрытых переходах такого типа очень большая, однако отсутствие четких требований к проектированию таких переходов существенно сдерживает выполнение работ.

Нет ясности в вопросе об оптимальной длине переходов, а также о необходимости применения полиэтиленовых защитных футляров для протяжки в них полиэтиленовых труб диаметром 225 мм с последующим заполнением пространства между трубами и футляром цементно-песчаным раствором.

Учитывая, что минимальный радиус для футляров составляет не менее 100 диаметров, значительно усложняется проектирование продольного профиля и оптимальной длины перехода.

Получить четкое разъяснение о необходимости применения для прокладки рабочих труб именно футляра не удалось. Ссылки на увеличение теплопроводности переходов с футлярами вызывают сомнение. Из разных источников известно, что рабочие полиэтиленовые трубы могут быть протянуты в готовую скважину без футляра и что многое зависит от геологических и гидрогеологических условий участка строительства.

Таким образом, проектирование переходов для высоковольтных кабелей 110–220 кВ
требует научной поддержки.

Надо отметить, что само проектирование закрытых переходов с применением ГНБ в Москве осложнено наличием большого количества действующих, бездействующих и проектируемых инженерных коммуникаций, расположенных на различных по высоте отметках, что существенно влияет на поиск оптимальной траектории бурения скважины и места для расположения установки ГНБ.

В условиях городской застройки потребность в закрытых прокладках для инженерных коммуникаций многократно возрастает. При согласовании проектов с Управлением Мосгортранс или УГИБДД почти постоянно выдвигается требование выполнить пересечение проезжей части улиц закрытым способом, что относится и к прокладке кабелей.

Особенностью нашего мегаполиса является большое количество железнодорожных путей, пересекающих городскую территорию в различных направлениях, в связи с чем появляется необходимость в проектировании множества закрытых переходов для инженерных коммуникаций под железнодорожными путями, в том числе и для кабелей.

Отсутствие нормативной базы в ПУЭ и СНиП на применение полиэтиленовых труб для прокладки инженерных коммуникаций приводит к усложнению согласования проектов закрытых переходов с эксплуатирующими организациями, к переделке проектов и к увеличению стоимости проектов и сроков выпуска проектной документации.

Сложность проектирования закрытых переходов для кабелей методом ГНБ заключается в отсутствии четкой регламентации количества рабочих и резервных труб в переходе, а в проекте может быть до 10 и более переходов, при этом количество труб в каждом переходе может быть различным. Не регламентируется длина перехода — одни районы МКС предпочитают длину перехода до 150 метров, другие районы МКС не ограничивают длину перехода. Нет четкого определения расстояния между параллельными скважинами, радиусов вертикальных и горизонтальных кривых, особенно при проектировании переходов, имеющих горизонтальные кривые. Отсутствуют допуски по возможным отклонениям скважин в плане и профиле, по характеру воздействия бурения скважин на коммуникации, вблизи которых оно выполняется. Так, в процессе выполнения работ по строительству закрытого перехода для кабелей 10 кВ методом ГНБ на пересечении Рублевского шоссе, вблизи станции метро «Кунцевская», произошел выброс бентонита на проезжую часть.

Закрытый переход был запроектирован в моренных суглинках на глубине 4,5 м от поверхности, диаметр скважины — 550 мм.

Выброс произошел через водосточный колодец, расположенный вблизи проходки скважины. Минимальное расстояние от водосточной трубы составляло 1,2 м. Фактическая причина аварии на закрытом переходе, по моему мнению, так и не установлена. Возрастающая потребность в применении в городском строительстве метода горизонтально направленного бурения скважин, позволяющего вести работы быстро, без нарушения движения транспорта и без вреда для окружающей среды, указывает на необходимость привлекать к разработке нормативных документов научные организации и университеты.

Особое значение имеет нанесение закрытых переходов на геодезический план местности — геоподоснову. Без ссылок на то, что переход выполнен методом горизонтально направленного бурения, это целая проблема как в проектировании, так и в строительстве инженерных коммуникаций. Разработка исполнительной документации по построенным закрытым переходам требует особого внимания и должна тщательно контролироваться соответствующими органами геонадзора, что позволит избежать аварий при строительстве коммуникаций вблизи закрытых переходов, выполненных методом ГНБ.

За 8 лет с начала проектирования закрытых переходов с применением метода горизонтально направленного бурения скважин было выпущено более 1 000 проектов закрытых переходов (более 70 км трасс), большая часть из них построена. Метод горизонтально направленного бурения скважин не требует разработки больших котлованов или шахт, а машины устанавливаются на дневной поверхности. Поэтому применение этого метода в условиях городской застройки должно получить еще большее распространение для прокладки инженерных коммуникаций различного назначения. Требуется активная помощь со стороны научных институтов и привлечение специалистов для создания нормативной базы проектирования закрытых переходов под различными препятствиями.

Дата: 19.08.2008
В. Я. Зарецкий
"Петербургский строительный рынок" 8 (112)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!