Геотермальные проекты в России — большое будущее?

1 стр. из 1

Сегодня благополучие и дальнейший подъем российской экономики напрямую зависят от наличия и эффективного использования энергоресурсов, дефицит которых ощущается как внутри страны, так и на мировом рынке.

Вместе с тем экспорт энергоносителей и, в первую очередь, российского газа — основная статья валютной выручки, которая также необходима российской экономике. Принимая во внимание, что 2/3 добытого российского газа Россия потребляет на собственные нужды, и потребляет пока крайне неэффективно, трудно переоценить роль и актуальность управления энергоэффективностью, ее всемирное повышение и продвижение в региональные проекты.

Почему сегодня ценное углеводородное топливо используется неэффективно. Прежде всего потому, что ТЭК (Топливно-энергетический комплекс) России как основной потребитель морально и материально устарел, износ основных фондов составляет более 50%.

В свете общерыночных процессов и глобальной реформы энергетики динамика цен на топливо в России весьма высока. Меняется не только абсолютная стоимость энергии, но и стоимостная структура энергетического баланса, приближаясь к европейским ценам и пропорциям. Сегодня при дальнейшем дефиците и росте цен на углеводороды особо актуальны проекты, ориентированные на местные возобновляемые источники энергии. Это в значительной степени позволило бы не только заменить дефицитный газ, но и в целом снизить издержки бюджетов разных уровней на топливоснабжение, во многом улучшить экологию, повысить надежность, организовать новые рабочие места. На сегодня из местных возобновляемых источников энергии наибольшую эффективность, по нашим расчетам, имеют местные виды биотоплива и, в первую очередь, древесные отходы, торф, бытовые отходы, в т. ч. твердые бытовые отходы и иловые осадки. Не меньшую эффективность на сегодня во многих районах России имеют геотермальные ресурсы. Понимая под геотермальными ресурсами тепло земной коры, ее условно разделяют на высокопотенциальные и низкопотенциальные, поверхностные и глубинные, сверхглубинные. Приповерхностное низкопотенциальное тепло легко снимается различными вариантами тепловых насосов, которые сегодня имеют коэффициент передела энергии не меньше трех, т. е. позволяют с 1 кВт затрачиваемой электроэнергии получить 3 кВт тепла за счет забора его из земной коры. Высокопотенциальное тепло с температурами более 40–50 градусов, чаще всего залегающее на глубинах не менее километра, представляет отдельный интерес, и эффективность подобных проектов может быть в несколько раз выше, чем просто приповерхностного тепла. А имеет ли Россия достаточные запасы подобных геотермальных месторождений? Да, имеет. Для этого достаточно посмотреть на карты геотермальных ресурсов РФ, которые в разные годы разрабатывали ОАО НПЦ «Недра», Горный институт и другие организации. Из них видно, что, безусловно, самые горячие и близкие к поверхности воды находятся на Курилах и Камчатке. Но вместе с тем огромное месторождение геотермальных вод существует в Западной Сибири, в Центральном районе России, отдельные месторождения в Калининградской области и Северо-Западе. Одно из известных и давно используемых — это месторождение геотермальных вод в Майкопском районе Краснодарского края.

Основные запасы геотермальных ресурсов в России открыты достаточно давно и промышленно используется уже более 40 лет. Вместе с тем сегодня нет массового спроса на геотермальные проекты. Основных причин несколько. Главная — нет федеральной поддержки, а занимаются этой темой в основном федеральные структуры.

Существует ряд догм, например, что геотермальная энергия высокого потенциала имеется только на Камчатке и Курилах, или что тепло земли находится так глубоко, что его использование крайне дорого и неэффективно. Эти догмы — результат отсутствия просветительской работы и правильного размещения пилотных демонстрационных проектов в России.

Несовершенство технологий использования геотермальных ресурсов, которые имеют низкую эффективность и надежность, — тоже одна из причин.

Остановимся подробнее на этих трех основных причинах.

Федеральная поддержка должна осуществляться прежде всего в федеральных программах по использованию геотермальных ресурсов — ни в одной из топливноэнергетических стратегий не уделяется должного внимания данному направлению.

Недостаточно и финансирование пилотных проектов, что тоже происходит в большей степени через головные предприятия, такие как ОАО НПЦ «Недра» и институт глубокого бурения; а также специальных инвестиционных кредитов, льгот по налогам и т. п.

Выделяемые гранты международными организациями используются в разрез коммерческой целесообразности. Настолько ли эффективно десятки миллионов долларов кредита ЕБРР использовать для строительства объектов на Камчатке и Курилах? Сегодня главная задача — запустить массовые геотермальные проекты в зонах экономического роста, дефицита энергоресурсов, высокой инвестиционной активности.

К сожалению, все то, что проводилось по геотермальным ресурсам, было настолько мало внутри страны, что никак не зазвучало. Сложился некий «междусобойчик», который сам представляет Россию мировому энергетическому сообществу, занимающемуся проблемами геотермии, и сам внедряет проекты. Результат этого — мы проспали несколько важных лет, когда геотермальные проекты стали эффективны и необходимы во многих развивающих регионах России. Мы не дали этой ценной информации коммерческим структурам, региональным администрациям, компаниям, практически реализующим геотермальные проекты.

Третья причина — в примитивных технологиях первых геотермальных проектов советского периода. Так, например, с 70-х годов прошлого века геотермальная вода в Майкопском районе извлекалась из скважин, напрямую подавалась в контуры теплоснабжения из черного металла жилых и общественных зданий, с/хоз. предприятий и т. д. Естественно, подобные системы достаточно быстро выходили из строя. Сегодня в мире и у нас в стране разработана масса эффективных схем и технологий, позволяющих получать хороший экономический эффект, обеспечивая не только надежное энергоснабжение, но и возврат инвестиций.

Какова же сегодня реальная эффективность инвестиционных проектов на территории России. Очевидно, что это зависит в первую очередь от характера месторождения геотермальной энергии, а также технологии использования и от уровня спроса на вырабатываемую энергию. Важно также и то, какой вид энергии принимается в качестве альтернативы геотермальному ресурсу. Очевидно, что при использовании электрообогрева схема с тепловым насосом окупится в 2–2,5 раза быстрее. При дальнейшем росте цен на метан и высоких стартовых затратах на газификацию уже сегодня многие геотермальные проекты сравнимы по эффективности с традиционными углеводородными решениями. Радикальным повышением эффективности подобных проектов становятся комбинированные источники теплоснабжения, т. е. использующие несколько принципов получения энергии в одной схеме, а также использование уже существующих скважин для получения высокопотенциальной термальной воды. Так, например, в поисках нефти в ХМАО пробурено достаточно большое количество скважин, которые на глубинах от 1 до 2 км наткнулись на месторождения геотермальных вод со значительным дебетом, температурой свыше 60 градусов. К слову сказать, температура добываемой нефти в большинстве случаев выше 40 градусов. Таким образом, использование имеющихся затампонированных скважин может резко повысить эффективность проектов за счет снижения стартовых затрат. Ведь в подобных геотермальных проектах стоимость бурения составляет не менее 2/3 стартовых вложений.

Есть ли будущее у геотермальных проектов. Будущее, безусловно, есть, и весь вопрос в том, далеко это будущее или близко, массовое оно или единичное. Одним из позитивных шагов стало объединение усилий ГГМ им. Вернадского, BRGM (Франция) и ГК «Энергоэффективные технологии» ООО «СУ-25» (Санкт-Петербург) при обосновании применения геотермальных ресурсов в ряде коммерческих проектов и попытка активизировать научную общественность и коммерческие организации проведением семинара 21 сентября 2007 г. в Москве. На семинаре присутствовали представители СПГГИ, ГГМ им. В. И. Вернадского, РАН, ОАО НПЦ «Недра», Французская геологическая служба, Группа компаний «Энергоэффективные технологии», торговая марка «СУ-25», администрация ХМАО, Ассоциация «Геотермальное энергетическое общество», Российско-французская металлогеническая лаборатория, Институт геоэкологии РАН, Всемирная геотермальная ассоциация, Центр электромагнитных исследований ИФЗ РАН.

Были приняты решения, направленные на консолидацию общих усилий в части реализации конкретных геотермальных проектов прикладного характера, имеющих высокую эффективность и инвестиционную привлекательность. Все были единодушны в оценке высокого научного потенциала российских предприятий, работающих в области геотермии, и отмечали вопиющее невнимание к этой проблеме со стороны региональных и федеральных структур. Поставлены основные цели: просветительство, реализация пилотных проектов, продвижение региональных программ, международное сотрудничество, обмен опытом, взаимодействие с практическими компаниями, работающими на рынке малой энергетики.

По оценкам международных экспертов, использование геотермальной энергии в ближайшие 10 лет выйдет на третье-четвертое место по объему потребления, и наша задача сегодня — способствовать скорейшему пониманию актуальности, значимости этого вида местного, экологически чистого, возобновляемого, дешевого ресурса для дальнейшего системного развития региональных энергетических стратегий.

Группа компаний «Энергоэффективные технологии», торговая марка «СУ-25», занимаясь внедрением инновационных технологий в энергетические проекты, разработкой и реализацией «под ключ» концепции энергоцентров и инженерных комплексов для различных отраслей народного хозяйства, готова активно содействовать регионам, желающим иметь адекватные затраты на энергоснабжение сегодня и на перспективу.

Дата: 19.08.2008
В. В. Маркин
"Петербургский строительный рынок" 8 (112)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!