Нефтегазовый потенциал и территориальное развитие Северо-Запада России

1 стр. из 1

Реализация программы развития нефтегазового комплекса Северо-Западного региона России является одним из важнейших элементов «Энергетической стратегии России на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу до 2030 г.». В пределах Северо-Западного федерального округа (СЗФО) промышленная нефтегазоносность установлена на территории Республики Коми (РК) и Ненецкого автономного округа (НАО), в Калининградской области — в пределах Балтийской нефтяной области (НО), а также на акваториях Печорского, Баренцева и Балтийского морей.

Уже сегодня в СЗФО разведаны крупные запасы нефти и природного газа, достаточные для внутреннего потребления и начала реализации крупных экспортных проектов.  Несмотря на то, что регион является пока самым малоосвоенным в европейской части России, относительная близость к потребителям углеводородного сырья как внутри страны, так и за ее пределами (в т.ч. рынки Европы и США) позволяет рассматривать его как первоочередной резерв развития добычи нефти и газа. Разведанные запасы углеводородного сырья позволяют планировать широкомасштабное освоение региона, а инвестиционная привлекательность его ресурсной базы при сегодняшних ценах и конъюнктуре несомненна. Сроки начала масштабного освоения СЗФО — 2013–2015 гг., когда начнется существенное снижение добычи в хорошо освоенных «старых» районах.

В распределенном фонде недр СЗФО находится 167 месторождений (144 нефтяных): из них разрабатываются 79, подготовлены к промышленному освоению 18. Из 13 месторождений, открытых на акватории морей, только 2 подготовлены к промышленному освоению. Текущие извлекаемые запасы нефти по месторождениям (суша) составляют по кат. АВС1 — 1313 млн. т (8% от запасов России) и по кат. С2 — 653 млн. т, свободного газа соответственно — 639 и 83 млрд. куб. м. Добыча нефти за 2004 г. составила 21,2 млн. т (менее 5% от добычи в стране), газа — около 3 млрд. куб. м(0,5% от добычи в стране).

Из разведанных запасов нефти (кат. АВС1 +С2) в СЗФО на долю Ненецкого автономного округа (НАО) приходится почти 70%, Республику Коми — около 30% и Калининградскую область — 0,5%, по газу соответственно 73% и 27% (в Калининградской области газа нет). Степень отработки разведанных запасов резко отличается в пределах субъектов — от 6% по НАО до 79% в Калининградской области и в среднем по округу на нефть она составляет 28,5%, на газ — 39,4%, в том числе по НАО — 0,7%. Самая высокая степень разведанности начальных ресурсов нефти достигнута в Калининградской области (66%), текущих ресурсов — в НАО.

При оценке влияния долгосрочной программы развития топливных отраслей промышленности на экономику сопряженных отраслей Северо-Запада России целесообразно использовать методику анализа кластеров конкурентоспособности, которая позволяет наиболее доступным образом реализовать цели исследования — описать потенциал и факторы конкурентоспособности региона.

Основные факторы, формирующие конкурентоспособность Северо-Запада, анализировались и классифицировались на базе эмпирического исследования с менеджментом компаний, представляющих разные сектора экономики и экспертного анализа. Приходится констатировать, что, несмотря на произошедшие в ходе реформ российской экономики структурные изменения, определяющую роль в развитии региона и всей страны продолжают играть базовые факторы производства. Их ранее накопленный потенциал в течение последнего десятилетия был в основном исчерпан, и для его возобновления и эффективного развития уже сейчас требуются значительные инвестиции. Относительная же дешевизна природных ресурсов, рабочей силы, электроэнергии и внутренних транспортных перевозок является, несомненно, преходящей и не может рассматриваться как долгосрочный фактор конкурентоспособности.

Основой государственной стратегической позиции в Северо-Западном регионе России является использование богатого природно-ресурсного потенциала и выгодного экономико-географического положения региона. В сравнении с другими российскими регионами Северо-Запад обладает очевидным преимуществом географического положения — только он граничит с развитыми европейскими странами, что открывает большие потенциальные возможности для трансграничной кооперации и других видов международного сотрудничества.

Cпециализация хозяйства округа территориально резко дифференцирована. Так, север и северо-восток округа в настоящее время сохраняет роль крупного индустриального региона, специализирующегося на добыче и переработке разнообразных природных ресурсов. Он выделяется производством фосфатного сырья, целлюлозы, бумаги, картона, древесноволокнистых плит, вывозкой древесины, добычей железной руды, нефти, угля, выпуском чугуна, стали, азотных и фосфатных удобрений. В то же время юго-запад округа выступает как крупный индустриальный район, специализирующийся на производстве наукоемкой продукции вообще и, в первую очередь, сложного и точного машиностроения, выпуске продукции химической и лесной промышленности, товаров народного потребления.

Сложившаяся хозяйственная структура Северо-Западного региона, его пограничное положение со странами ЕС, наличие незамерзающего порта Мурманск в арктическом секторе и портов на Балтике создают условия для развития экономики региона опережающими темпами. В последние годы (после дефолта 1998 г.) темпы прироста валового регионального продукта в целом ряде случаев в процентном отношении были выше, чем средние по стране.

Наметившаяся положительная тенденция в развитии экономики региона приобретает необратимый характер. Удельный вес региона в производстве валового внутреннего продукта России еще более возрастет с развитием нефтегазодобычи и сопутствующих ей производств, транспортных коммуникаций и иных обеспечивающих производственных структур на северо-востоке региона и в акваториях прилегающих шельфовых зон Баренцева и Печорского морей.

Перспективы использования углеводородного сырья должны быть увязаны с ресурсными возможностями компаний, производственными возможностями транспортной инфраструктуры, наличием мер ценового регулирования и финансовой поддержки Правительства Российской Федерации.

Внутренний спрос на продукцию компаний энергетического кластера в течение последнего десятилетия также серьезно сократился. Причиной этому явилось резкое снижение энергопотребления из-за спада в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, значительного сокращения военного сектора. В этих условиях в выигрышном положении оказались те компании, которые имели наибольший экспортный потенциал — на Северо-Западе России, в первую очередь, компании нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Электроэнергетика, угольная промышленность и энергетическое машиностроение, экспортные возможности, которых сейчас значительно ниже, находятся в периоде выхода из стагнации.

Несмотря на произошедшее сокращение внутреннего спроса на углеводородное сырье, он остается значительным. При этом прибыль энергетических компаний ограничивается государством, которое проводит политику сдерживания и регулирования внутренних цен на энергоносители. Это обстоятельство особенно препятствует развитию электроэнергетики и газовой промышленности. Нефтяной сектор компенсирует потери на внутреннем рынке значительным экспортом.

Помимо государственного регулирования, внутренний рынок регионов Северо-Запада характеризуется крайне низким уровнем конкуренции. Это существенно ограничивает возможности потребителей в выборе поставщиков. В перспективе реформирование электроэнергетической и газовой монополий должно привести к значительному увеличению числа игроков и усилению конкуренции. Однако опыт приватизации нефтяного сектора говорит о том, что внутренний рынок и после реформ, скорее всего, останется сильно монополизированным в течение длительного времени.

На сегодня конъюнктура международных рынков предоставляет компаниям нефтегазовой отрасли (а в перспективе, возможно, и электроэнергетическим компаниям) большие возможности для успешного развития. Экспорт угля рентабелен лишь до тех пор, пока сохраняются относительно низкие тарифы на его железнодорожную перевозку. Экспорт энергетического оборудования значительно сократился после потери рынков стран бывшего социалистического блока. Так, например, производители энергетического оборудования Санкт-Петербурга ориентируются, прежде всего, на рынки развивающихся стран. Для повышения конкурентоспособности им требуются очень большие инвестиции в технологическую модернизацию, разработку новой продукции и в расширение ассортимента. Весьма перспективным, например, представляется выпуск оборудования для малой энергетики.

В течение ближайших лет в развитии спроса на продукцию компаний энергетического кластера следует ожидать следующие основные тенденции:
изменение региональной (в пределах Северо-Запада России) структуры топливного баланса в сторону увеличения использования газа и угля и снижения доли нефти;
уменьшение доли атомных электростанций в общем производстве электроэнергии в регионе;
постепенное приближение внутренних цен на электроэнергию и топливо к уровню окупаемости, сравнимому с ценами мирового рынка, что приведет к удорожанию энергии для потребителей и поэтому к более активному внедрению энергетически эффективных технологий;
сохранение высокой зависимости потребителей на внутреннем рынке от монопольного ценообразования из-за медленного развития конкурентной среды;
расширение внутреннего рынка энергетического оборудования за счет строительства в России новых мощностей;
сохранение большой доли экспорта нефти и нефтепродуктов;
значительное увеличение экспорта и импорта электроэнергии.

Программы развития топливных отраслей промышленности целесообразно формировать на основе выделения центров (кластеров) нефтедобычи. Центр нефтедобычи представляет собой совокупность разрабатываемых месторождений, имеющих общий пункт сдачи нефти в систему магистральных нефтепроводов, на железной дороге или морском терминале для доставки потребителям — на переработку или экспорт. При этом анализ ресурсной обеспеченности проводится не для отдельных месторождений и недропользователей, а для интегрированных узлов добычи в целом.

Моделирование нагрузки на транспортную инфраструктуру позволяет спрогнозировать время появления возможного дефицита или избытка транспортных мощностей, дает возможность планировать альтернативные варианты транспортных схем. Выделение центров нефтедобычи позволяет проводить разработку программ геологоразведочных работ и лицензирования комплексно — с учетом прогнозных уровней добычи, сроков подготовки новых месторождений и нагрузки на транспортную инфраструктуру. И, наконец, с его помощью можно обеспечить оптимальное планирование уровня добычи с позиций необходимого объема и качества продукции.

Согласованность в пределах центров нефтегазодобычи лицензионного процесса, проводимого на федеральном (стратегические виды полезных ископаемых, к которым относится углеводородное сырье) и местном (общераспространенные виды минерального сырья) уровнях, позволит повысить инвестиционную привлекательность территорий, в частности, за счет опережающей подготовки местных источников песчано-гравийных смесей, бутового камня, качественной питьевой воды, столь необходимых при обустройстве месторождений.

Центры нефтедобычи и газодобычи, по сути, являются естественными кластерами конкурентоспособности ТЭК, обеспечивающими функционирование его добывающих отраслей. Основные преимущества, которые даст использование этих центров для анализа минерально-сырьевой базы, заключаются в создании ясного представления о ее пространственной структуре, а также в возможности анализа состояния и перспектив развития вместе с возможностями транспортной инфраструктуры и емкостью рынков сбыта.

На территории СЗФО выделяется 14 центров нефтедобычи, из них два расположены на шельфе Печорского моря (планируемое Приразломное месторождение) и о. Колгуев, один — на побережье Печорского моря (Варандейский). Будучи ориентированы на единую схему транспортировки нефти потребителям, они образуют группу Печороморская.

В дальнейшем возможно увеличение потоков нефти через Печорское море не только за счет местной добычи, но и транзита добычи других регионов.

Существующие в настоящее время оценки влияния программных мероприятий на изменения объемов экспорта нефти, выполненные как профильными министерствами, так и нефтяными компаниями, показывают, что в краткосрочной перспективе СЗФО столкнется с дефицитом экспортных мощностей. По ряду оценок, уже в 2010 г. дефицит трубопроводных мощностей в России относительно планируемого роста уровня добычи нефти составит от 25 до 50 млн. т.

Реализация программы развития транспортной инфраструктуры ТЭК СЗФО позволит не только обеспечить поддержку существующих внешних рынков для нефти, добываемой в Тимано-Печорской провинции, но и транзит в Северную Европу нефти и нефтепродуктов из других регионах России и Казахстана с дальнейшим выходом на малоосвоенный Россией североамериканский рынок.

Значительные перспективы связаны с проектом строительства экспортного терминала в Мурманске мощностью до 60 и более млн. т в год., преимущество которого заключается как в благоприятных ледовых условиях, так и в его потенциальной способности принимать супертанкеры. В зависимости от цены на нефть использование крупнотажных судов (150 тыс. т и более взамен танкеров дедвейтом 50–60 тыс. т) позволяет экономить на морской перевозке от 30% до 50% средств.
Развитие нефтепромыслов на севере округа предполагает значительное увеличение транспорта нефти морским путем: проектная мощность Варандейского терминала достигает 20 млн. т в год, разработка Приразломного месторождения обеспечит годовой поток нефти до 8 млн. т в год, эксплуатируется морской терминал на о. Колгуев.

Немаловажно, что переадресация потоков нефти на терминалы, расположенные на российской территории (Приморск, Мурманск), позволит избежать потерь бюджета за счет неполучения средств, расходуемых нефтяными компаниями и нефтетрейдерами в виде налогов, пошлин, транзитных и перевалочных платежей иностранным государствам и фирмам. При планировании увеличения экспорта нефти морским путем через Балтийское море необходимо учитывать, что для Датских проливов существует ограничение по водоизмещению нефтяных танкеров (дедвейт 100 тыс. т).

Подводя итоги, следует отметить, что нефтегазовый комплекс Северо-Запада России с крупнейшими в мире ресурсами нефти на суше и природного газа на море, мощной системой нефте- и газопроводов, связывающей Россию со странами СНГ и Европы, имеет большое геополитическое значение и объективно призван оказать глубокое стратегическое воздействие на формирование международных энергетических отношений в XXI столетии.

Реализация стратегии, предусмотренной Программой комплексного освоения углеводородных ресурсов на период до 2020 г., позволит существенно улучшить социально-экономическую ситуацию в Северо-Западном регионе, в 3–4 раза увеличить поступления в федеральный и местный бюджеты отчисления за счет налога на добычу, создать дополнительные рабочие места, что приведет к росту объемов подоходного налога, осуществить полную газификацию регионов. Это приведет к значительному улучшению социальных условий жизни населения.

Дата: 28.08.2008
Ю. В. Шамалов
"НефтьГазПромышленность" 5 (41)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!