Nord Stream: шаг за шагом к цели

1 стр. из 1

Строящийся Северо-Европейский газопровод (СЕГ) откроет принципиально новый экспортный маршрут российского газа: он напрямую, без посредников, соединит Единую систему газоснабжения России с газовыми сетями Германии и других стран Европейского Союза. Трубопровод будет состоять из двух сухопутных участков и одного морского, получившего название Nord Stream («Северный поток»).

О том, как идет подготовка к строительству газопровода по дну Балтийского моря, рассказывает технический директор швейцарской компании Nord Stream AG, к. т. н. Сергей СЕРДЮКОВ.

–Сергей Гаврилович, вокруг морского участка газопровода уже не один год ведутся дискуссии в странах региона Балтийского моря, предъявляются то одни, то другие требования. Близится ли конец процессу согласований?

— Мы находимся в рабочем процессе, когда идет оценка проекта на соответствие требованиям Конвенции Espo. Мы уведомляем все девять государств Балтийского моря о том, что и как мы будем строить и насколько это дружественный для природы объект. Мы это четко показываем. Люди спрашивают, высказывают свое мнение, мы отвечаем на все вопросы. Любой новый проект вызывает вопросы, тем более — газовая труба, первая в Балтийском море. Люди не очень хорошо понимают, что такое газовая труба. Они знают немного больше про нефтяную трубу, а газовая труба для них — это новшество. Из-за этой неопытности возникает много вопросов, на которые мы обязаны отвечать. Процесс согласований планируется завершить в конце 2008 г.

Газопровод, конечно, будет построен и станет частью европейской инфраструктуры. То, что сегодня цена на газ в Европе катастрофически возрастает, — это оттого, что газа нет. Его запасы заканчиваются в Англии, ограничены возможности и в Нидерландах. Норвежский газ тоже подсчитан и известно, когда он закончится. Вот из этих дефицитных факторов и возникает сегодняшнее увеличение цены на газ. А раз Европа оправданно применяет это чистое экологическое топливо, то, естественно, она нуждается в расширении поставок. Nord Stream будет строиться не для замещения существующих континентальных газопроводов, а для расширения поставок. Общий объем экспорта российского газа в Европу увеличится. Будут загружены на полную мощность и функционирующие сейчас газопроводы «Союз», «Уренгой — Помары — Ужгород», проходящий через территорию Украины, и газопровод «Ямал — Европа», идущий через Белоруссию. Они находятся в работоспособном состоянии и обеспечивают подачу российского газа по контрактам. Будет загружен и газопровод Nord Stream. Трубоукладочные работы на его первой линии должны завершиться в 2011 г. После фазы тестирования по первой нитке нового газопровода уже в конце 2011 г. планируется начать транспортировку в Европу «голубого топлива».

— Остается совсем немного времени, а работы еще — непочатый край. В какой стадии сейчас находится реализация проекта?

— СЕГ — это большая система, состоящая из трех отдельных секций. Российская сухопутная часть имеет протяженность 917 км
от  г. Грязовец Вологодской области до компрессорной станции в бухте Портовая на берегу Финского залива. Затем через территориальные воды России и Германии пойдет наш участок —газопровод в двухниточном исполнении «Северный поток» длиной 2 400 км. Он будет проложен через эксклюзивные экономические зоны России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии и выйдет на сушу в бухте Грайфсвальд, откуда нашими немецкими партнерами будет сделано два газопровода — на юг и на запад Германии.

Сейчас наибольший объем строительных работ выполнен на российском сухопутном участке, где построено и введено в эксплуатацию 250 км трубопровода из 917 км. Он пока работает на российского потребителя как дополнительный трубопровод к существующей системе. Полностью закончить строительство сухопутного участка ОАО «Газпром» планирует в 2010 г.

Совместный проект Nord Stream по строительству морской части газопровода реализуют четыре ведущие компании — ОАО «Газпром», Wintershall Holding AG (подразделение BASF CE), «Э.ОН Рургаз АГ» (подразделение E.ON. AG) и N.V.Nederlandse Gasunie.

Сейчас работа идет сразу по нескольким главным направлениям. В июле с.г. компания Nord Stream A.G. подписала с французской фирмой EUPEK PipeCoating S.A. контракт на сумму 650 млн. евро, предусматривающий оказание услуг по логистике и нанесению утяжеляющего бетонного покрытия на трубы для морского участка газопровода. Инвестиции в создание необходимой инфраструктуры на побережье Балтийского моря составят около 100 млн. евро.

Компания EUPEK уже приступила к строительству на острове Рюген в Германии, недалеко от города Мукран, завода по обетонированию труб. Еще один подобный завод будет построен в Финляндии, в городе Котка.

Контракт предусматривает не только нанесение на трубы бетонного покрытия, но и их транспортировку, погрузку, разгрузку и хранение в регионе Балтийского моря. Чтобы начать монтаж газопровода в начале 2010 г., как запланировано, на различных логистических площадках должна находиться одна треть от всего объема обетонированных труб, необходимых для монтажа 1 220 км газопровода. Поставки стальных труб на эти площадки начались в мае нынешнего года. Сейчас в Мукране уже хранится более 12 тыс. сегментов газопровода, готовых к нанесению бетонного покрытия. Приступить к этой процедуре планируется в январе 2009 г., с запуском завода.

Еще 1 500 сегментов трубопровода находятся в Котке. Логистический план предусматривает создание еще двух площадок для хранения труб в Швеции, в портах Слите и Карлсхамн, а также площадки в порту Ханко в Финляндии. Отсюда обработанные сегменты труб начнут доставляться на трубоукладочные суда, которые будут находиться на удалении от берега на расстоянии не более 100 миль. Это гарантирует транспортировку труб по самым коротким маршрутам, связывающим складские терминалы с районами строительства газопровода. Вестись оно будет одновременно с разных точек, что ускорит реализацию проекта и повысит его экономичность.

Трубы для «Северного потока» изготавливают Выксунский металлургический завод и немецкая компания Europipe.

— Предполагаемый маршрут морской части газопровода уже не раз менялся из-за разных причин, в том числе политических. Утверждена ли окончательно трасса сейчас?

— На российской части «Северного потока», имеющей длину 122 км, маршрут уже утвержден, и компания «Питергаз» ведет проектирование газопровода. Что касается международного участка, то исследование морского дна на всем протяжении трассы завершено, получена исчерпывающая информация. При планировании маршрута мы тщательно изучили все факторы по сохранению экологии Балтийского моря и учли их. Nord Stream соответствует всем экологическим и правовым требованиям как международного, так и национального законодательства. Теперь маршрут морского участка газопровода должен пройти экспертизу на его соответствие Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Espo) и окончательно утвержден. Тогда и будет определено, с каких точек начнется одновременно строительство Nord Stream.

Но прежде будет проведена очистка дна Балтийского моря от разного мусора на всем протяжении трассы газопровода. Мы начнем ее с российского сектора и очистим полосу длиной 122 км и шириной 170 м для двух параллельных ниток газопровода. До конца года все будет сделано.

Надо сказать, что очень часто обывателей пугают какими-то несметными вооружениями, оставшимися после Второй мировой войны на дне морском. Мне бы хотелось развеять эти пустые страхи. Нет там этого огромного количества оружия. Есть бытовой мусор и какая-то часть старого проржавевшего оружия: ведь с начала войны прошло 67 лет, а это гигантский срок для пребывания металла в воде. Сама же по себе взрывчатка опасности не представляет, потому что запалы всегда транспортируются отдельно. Так что если даже затонуло судно со снарядами, то проблем никаких нет, лежат на дне безобидные болванки.

И тем не менее мы будем все вычищать, чтобы даже исключить дискуссии на эту тему. Это даст большой экологический эффект для Балтики — ведь ее никто никогда не чистил, все там только мусорили.

Отдельная тема — химическое оружие, запасы которого после Второй мировой войны по решению стран-победительниц были отправлены на дно Балтийского моря. Мы провели исследования придонных вод, что ранее никогда не делалось, и ознакомили с этими данными Хельсинкскую комиссию по охране среды Балтийского моря (HELKOM). Результаты проведенной детальной съемки рельефа дна, гидролокационной и магнитометрической съемки, а также других изысканий, в которых было задействовано несколько крупных НИИ и компаний, легли в основу проектных решений при определении морской трассы газопровода. Главный принцип, который был поставлен во главу угла, — максимально удалиться от всех опасных захоронений, лежащих на дне моря. При прокладке трассы обойдены районы с затопленным химическим оружием. Учтены и требования природоохранного законодательства: газопровод будет удален от мест жизни тюленей, нерестилищ рыбы и охраняемых природных территорий.

— Можно ли с уверенностью сказать, что газопровод Nord Stream будет надежно защищен сам и его функционирование не нанесет вреда окружающей среде?

— В надежности газопровода вообще сомнений ни у кого не возникает, потому что такой уровень надежности, как у нашего проекта, трудно даже представить. Сопоставимый уровень надежности есть только у космических аппаратов, а у нас по многим показателям она даже выше, поскольку газопровод, находясь на дне морском при плюсовой температуре, будет работать в более привилегированных условиях по сравнению с космосом, где есть вакуум, страшный холод и т. д. Сегодня Балтийское море — это зона мирного пространства, у нас понятное разделение ответственности с иностранными компаниями — участниками проекта. Мы строим газопровод в зоне совершенно благополучной. Ведь основа безопасности — это комплекс политических мер, внешних политических и экономических действий.

До начала строительства подводной части газопровода будет завершена оценка его воздействия на окружающую среду (ОВОС). В октябре с. г. в ходе предусмотренных Конвенцией Espo международных консультаций государствам Балтийского региона будет представлен финальный проект отчета ОВОС. Для повышения прозрачности проводимых экологических исследований компания Nord Stream A.G. подготовила и опубликовала на своем сайте сборник «Белая Книга», в котором представлены ответы на более чем 1 600 вопросов относительно потенциального воздействия газопровода на окружающую среду и планируемых мерах безопасности.

— Сергей Гаврилович, работы по укладке трубы на морское дно сопряжены с определенными трудностями. Насколько быстрым и успешным будет этот процесс?

— У нас надежный партнер — итальянская компания Saipem S.p.A., которая строила газопровод «Голубой поток» в Черном море.

В июне нынешнего года с ней подписан контракт по укладке трубопровода на сумму 1 млрд. евро. В начале 2010 г. работы начнутся, будет использовано итальянское трубоукладочное судно Сastoro sei. Завершить строительство первой нитки газопровода «Северный поток» планируется к концу 2011 г. и пустить по ней газ. Вторую нитку нужно будет построить в 2011–2013 гг. Это было наше предложение, чтобы за короткий срок произвести монтаж газопровода, и оно получило одобрение и поддержку акционеров на недавнем июньском собрании. Все делается в рамках тех генеральных планов, которые составлялись изначально. Эти амбициозные задачи необходимо реализовать в срок, так как Европе нужен газ и поставки его по Nord Stream уже законтрактованы.

Дата: 28.08.2008
С. Г. Сердюков
"НефтьГазПромышленность" 5 (41)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!