|
|||||
1 стр. из 1 Накануне заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Южного федерального округа в Анапе прошел Южный нефтегазовый форум, на котором был рассмотрен ряд весьма актуальных вопросов, связанных с реализацией мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов на территории субъектов Южного федерального округа РФ. О ходе реализации этих мероприятий рассказывает начальник управления предупреждения чрезвычайных ситуаций Южного регионального центра В. Г. Синьков. В 1990-х гг. юг России превратился в один из крупнейших центров добычи и поставки нефти, обеспечив тем самым мощный приток инвестиций и рост экспортных поступлений, что, в свою очередь, обусловило стремительное экономическое развитие Южного региона. Однако, с ростом объемов добычи и транспортировки увеличивается и риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов. Ожидается, что к 2010 г. объемы нефтедобычи в Казахстане увеличатся более чем в два раза, в Азербайджане — в пять раз, в России — на 50%. Существенный рост добычи нефти на шельфах Каспийского моря, а также объемов перевалки и транспортировки нефтепродуктов по территории Южного федерального округа и сопредельных государств влечет за собой повышение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увеличение тяжести их последствий. Эта тенденция представляет возрастающую угрозу жизнедеятельности, национальной безопасности и устойчивому социально-экономическому развитию Южного федерального округа. Необходимо также отметить высокую террористическую уязвимость опасных производственных объектов, имеющих в обороте нефть и нефтепродукты, особенно магистральных трубопроводов юга России. Основные факторы, определяющие государственную политику в области защищенности опасных объектов (ОО) и населения от угроз природного, техногенного характера и террористических проявлений на юге России: Нарастающее количество ОО с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами. Физическое старение систем, комплексов и средств физической и противопожарной защиты и охраны ОО. Наличие на территории страны большого числа особо важных для национальной безопасности объектов, многие из которых являются потенциально опасными. Недостаточная эффективность государственного управления и регулирования в области обеспечения безопасности населения и территорий в условиях нарастания угроз природного, техногенного характера и террористических проявлений. Активизация террористических проявлений в отношении опасных объектов и населения. Опасные объекты — это объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации(ГОСТ Р.22.0.02-94). Руководящие документы Порядок организации работ по предупреждению и ликвидации ЧС на территории Южного федерального округа РФ определен в соответствии с руководящими документами: Постановлениями Правительства РФ: Документами МЧС России: Документами Ростехнадзора: Документом МПР России: Анализ мониторинга ЧС: 4159 объектов классифицируются как объекты, на которых возможно возникновение ЧС локального уровня; 338 объектов классифицируются как объекты с муниципальным уровнем ЧС; аварии на 134 объектах могут стать источником ЧС территориального уровня; 135 объектов классифицированы как объекты с региональным уровнем; на 53 объектах аварии могут стать источником ЧС федерального уровня. Анализ мониторинга чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями в Южном федеральном округе, возникших в результате разлива нефти и нефтепродуктов показал, что в период: На сегодняшний день оперативное информирование о фактах ЧС со стороны опасных производственных объектов, а так- же со стороны муниципальных образований организовано слабо. По информации, представляемой официально, организациями и ведомствами зарегистрировано одно количество происшествий, связанных с авариями на объектах отрасли, а по линии представления в МЧС России сведения поступают на порядок ниже реальных. Информация же о ЧС с других опасных производственных объектов, таких как нефтебазы, нефтеперерабатывающие заводы, терминалы, суда бункеровщики, а также с объектов, осуществляющих разведку месторождений нефти, фактически скрывается. С 2000 г. на юге России региональным центром зарегистрировано 87 чрезвычайных ситуаций, связанных с оборотом нефти и нефтепродуктов. Первая половина 2008 г. также определила неутешительную статистику чрезвычайных ситуаций, связанных с оборотом нефти и нефтепродуктов. За 4 месяца 2008 г. на территории субъектов Южного федерального округа произошли 2 чрезвычайные ситуации, связанные с разливом нефти и нефтепродуктов, и 2 происшествия, обусловленные незаконными врезками в магистральный нефтепровод. Республика Дагестан: Ростовская область: Краснодарский край: Самая крупная за последние годы ЧС произошла 11 ноября 2007 г. в Керченском проливе (см. НГП № 1(37), 2007 г. «Систему ликвидации разливов нефти пора финансировать»). В результате разлома нефтеналивного танкера «Волгонефть-139» произошел разлив более 1500 т мазута из 2-х танков танкера. Серьезные недостатки в системе ликвидации: Несмотря на то, что с момента керченской катастрофы прошло уже несколько месяцев, до сих пор не начата переработка нефтесодержащих грунтов. Мониторинг прибрежных вод на наличие загрязнения нефтепродуктами организован силами ГУ «Краснодарский краевой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Отбор проб в прибрежной полосе Азовского и Черного морей, Керченского пролива, Таманского залива ведется два раза в месяц. В соответствии с краевой «Программой по ведению дополнительных наблюдений за качеством воды в Керченском проливе, Азовском и Черном морях в зоне чрезвычайной ситуации», на 2008 г. определена периодичность отбора проб, а также сеть наблюдательных постов и режимных наблюдений с учетом источника загрязнения. По состоянию на май 2008 г. в большей части проб воды, отобранных на побережье Азовского и Черного морей, Керченского пролива, Таманского залива, загрязнения нефтепродуктами практически не отмечается. Превышение порядка 1,2–1,6 ПДК наблюдается в зонах, где часть осевшего на дно мазута занесена наносами и сохранилась в донных отложениях прибойной зоны, а также в зонах, прилегающих к труднодоступным участкам побережья (пос. Ильич, ст. Тамань, коса Тузла). В районе затопленной носовой части танкера «Волгонефть-139» загрязненность составляет 1,6 ПДК. Несмотря на то, что в большинстве своем к основным причинам ЧС на территории субъектов Южного федерального округа РФ можно отнести незаконные врезки в магистральные нефтепроводы, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, сравнимых с керченской катастрофой, на юге России довольно высока. Опыт ликвидации разливов нефтепродуктов в Керченском проливе показал, что сил и средств группировки АСФ(Н), созданной на сегодняшний день на юге России, не достаточно для проведения таких масштабных операций по ликвидации ЧС. Две самые крупные ЧС в 2008 г. произошли на территории Республики Дагестан. Одна из них — пожар на нефтебазе ОАО «Дагнефтепродукт» — показала неготовность объектового звена РСЧС к ликвидации ЧС, связанной с возгоранием резервуара с нефтью. В результате пожара, происшедшего 27 марта 2008 г. на резервуаре сырьевого парка товарного цеха, от полученных тяжелых ожогов скончалась молодая женщина-оператор ОАО «Дагнефтепродукт»; полностью выведен из строя резервуар, который восстановлению не подлежит; огнем уничтожена большая часть нефтепродукта (сырая нефть), хранившаяся в резервуаре, тем самым ОАО «Дагнефтепродукт» нанесен крупный материальный ущерб. (окончание в следующем номере) Дата: 28.08.2008 В. Г. Синьков "НефтьГазПромышленность" 5 (41)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||