Попутный нефтяной газ Татарстана: совершенствование процессов переработки

1 стр. из 1

Политика энергоресурсоэффективности является одной из приоритетных составляющих стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан. Ее основная цель — рациональное использование углеводородного сырья, в том числе попутного нефтяного газа, повышение глубины переработки.

В 2007 г. было добыто 849,3 млн. куб. м попутного нефтяного газа, в том числе ОАО «Татнефть», крупнейшей нефтяной компанией Татарстана, 785,3 млн. куб. м (или 92,5%).

При этом компанией «Татнефть» 658,8 млн. куб.м было направлено на переработку на Миннибаевский газоперерабатывающий завод, 54,3 млн. куб.м — на собственные нужды, а также 16,3 млн. куб. м — прочим потребителям. Технологические потери составили порядка 9,0 млн. куб.м. Остальной объем газа (46,9 млн. куб. м) сожжен на факелах вследствие необустроенности газосборными сетями пунктов сепарации, внеплановых остановок компрессорных станций, газопроводов, установок сероочистки, плановой остановки газоперерабатывающего завода на ежегодный ремонт. Таким образом, коэффициент использования нефтяного газа составил 94%.

Малыми нефтедобывающими компаниями республики неквалифицированно сжигается 33,7 млн. куб. м (или 53%) добытого попутного нефтяного газа.

В целом по республике в зависимости от газового фактора утилизируется примерно от 91 до 95% попутного нефтяного газа.

В настоящее время «Татнефть» завершает разработку среднесрочной программы действий по учету попутного нефтяного газа по объектам компании и увеличению степени его использования. В рамках этой работы проведена оценка эффективности различных вариантов использования попутного нефтяного газа.

Суммарные капитальные затраты при различных вариантах утилизации газа с объектов компании «Татнефть» оценены на уровне 1,3 и 3,4 млрд. руб. Реализация мер и проектов рационализации позволит достичь максимального уровня использования попутного нефтяного газа.

Некоторыми малыми нефтяными компаниями Республики Татарстан принято решение об участии в совместной программе с ОАО «Татнефть». Часть решают этот вопрос самостоятельно. В частности, в компании «Троицкнефть» внедряется технология утилизации попутного газа на газогенераторной установке с целью выработки электроэнергии. В компании Алойл ведутся работы по внедрению системы закачки попутного газа в пласт. В «ТАТЕХ» проводятся испытания газотурбинного электрогенератора, а в «РИТЭК-Внедрение» газопоршневой электростанции российского производства.

Получаемые в процессе переработки продукты позволяют обеспечить предприятия нефтехимического комплекса Республики Татарстан ценным углеводородным сырьем.

Достичь такого высокого показателя переработки попутного нефтяного газа удается благодаря принятым руководством Республики Татарстан мерам.

В рамках создания вертикально-интегрированной нефтяной компании в собственность «Татнефти» был передан государственный пакет акций Миннибаевского газоперерабатывающего завода. Это позволило исключить противоречия между собственниками попутного нефтяного газа и газоперерабатывающих мощностей.

Как известно, одним из продуктов переработки нефтяного газа является сухой отбензиненный газ. Однако, для расширения использования сухого газа необходимо иметь возможность его транспортировки и гарантированный доступ к трубопроводной системе. Конструктивный диалог Республики Татарстан с руководством российской компании «Газпром» сделал возможным транспортировку всего производимого объема сухого отбензиненного газа до потребителя.

Руководство Республики Татарстан создало условия для работы новых генерирующих мощностей, в том числе на попутном нефтяном газе, в рамках существующей системы энергоснабжения. Тем самым удалось обеспечить надежную и безопасную работу как мощностей республиканской энергосистемы, так и независимых производителей электрической энергии.

Оказывая содействие хозяйствующим субъектам в решении возникающих вопросов, республика одновременно выставляет и определенные условия.

Так, правительство республики, начиная с 1999 г., устанавливает компании «Татнефть» годовые задания по поставкам на предприятия республиканского нефтехимического комплекса индивидуальных углеводородов, таких как этан, пропан-бутан, изобутан, пентан, гексан, исходя из максимально возможного их извлечения при переработке попутного нефтяного газа.

Таким образом, для решения проблемы переработки попутного нефтяного газа в республике был задействован практически весь возможный спектр организационно-административных мер.

В настоящее время Правительством Российской Федерации разрабатывается система «принуждения» недропользователей, в соответствии с которой нефтяные компании к 2011 г. должны будут перерабатывать не менее 95% добытого попутного нефтяного газа. Опираясь на опыт Республики Татарстан в области стимулирования более полного использования попутного нефтяного газа, представляется возможность достижение этой цели даже в более короткие сроки.

Однако, несмотря на достигнутый в республике высокий уровень переработки попутного нефтяного газа, специалистами прогнозируется возникновение определенных трудностей, связанных с отсутствием нормативной правовой базы в части рационального использования нефтяного газа. Введение штрафных санкций до принятия необходимых нормативно-правовых актов может привести к вольному толкованию контролирующими органами результатов работы нефтяных компаний в сфере утилизации и использования попутного нефтяного газа.

В этой связи правительством Республики Татарстан совместно с республиканскими нефтегазодобывающими компаниями в настоящее время разработан соответствующий план действий по подготовке к введению требований по повышению уровня использования попутного нефтяного газа. В соответствии с этим планом Республика Татарстан планирует принять активное участие в разработке поправок к закону о недрах, технического регламента разработки нефтяных месторождений, правил по учету попутного нефтяного газа.

Неоднократно подчеркивалось, что меры, которые необходимо предпринять для решения проблемы использования попутного нефтяного газа, должны носить комплексный характер и включать наряду с организационными еще и технологические аспекты.

В связи с этим следует остановиться на двух проблемах технического характера, в решении которых принимает активное участие Республика Татарстан.

В настоящее время величина добытого попутного нефтяного газа определяется, в основном, расчетным путем, т.е. произведением добытой нефти на газовый фактор. Точные замеры осуществляются только на входе к потребителям, где установлены измерительные устройства. Таким образом, практически ни одна нефтяная компания сегодня не может подтвердить фактическими данными объемы добычи попутного нефтяного газа, а следовательно, и процент его утилизации. В то же время необходимо сказать, что вопрос обеспечения приборами учета носит лишь экономический характер и, в принципе, решаем в очень короткие сроки.

Вопрос же метрологического обеспечения остается открытым. В России, к сожалению, не существует полноценной системы метрологического контроля приборов учета сырой нефти и попутного нефтяного газа, без которой говорить о точности учета не приходится.

В целях повышения достоверности учeта Республика Татарстан вышла с инициативой о создании на своей территории Государственного эталонного комплекса по метрологическому обеспечению измерений количества сырой нефти и нефтяного газа. Благодаря поддержке министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Роспрома и Ростехрегулирования уже сегодня начаты работы по созданию государственного эталонного комплекса, которые планируется завершить в 2010 г.

В республике удалось решить и проблему, связанную с наличием в попутном нефтяном газе соединений серы, которые не позволяют обеспечить полную его утилизацию. Академией наук Республики Татарстан совместно с Волжским научно-исследовательским институтом углеводородного сырья при поддержке правительства Республики Татарстан разработаны и внедрены высокоэффективные технологии очистки попутного нефтяного газа, не требующие существенных капитальных вложений.

Следует остановиться и на одном принципиальном моменте, связанном с направлением переработки попутного нефтяного газа. При решении вопроса выбора способа переработки попутного нефтяного газа необходимо исходить из экологических требований и из того, где создается наибольшая добавленная стоимость, которая является одним из основных критериев оценки деятельности реального сектора экономики.

Как известно, существую три основных направления утилизации, которые условно можно назвать:
— нефтехимический — разделение попутного нефтяного газа с целью дальнейшего индивидуального использования сухого отбензиненного газа и нефтехимического сырья;
— энергетический — сжигание попутного нефтяного газа в энергетических установках для получения на месте электрической и тепловой энергии;
— технологический — закачка в пласт для повышения нефтеотдачи пластов.
Исходя из вышеупомянутых критериев, наиболее эффективным является первое направление, и оно должно быть максимально распространено на добываемый попутный нефтяной газ.

Для примера можно сказать, что сегодня нефтехимический комплекс Республики Татарстан и России в целом испытывает определенный дефицит в сырьевых ресурсах, в частности, в этане — самое выгодное сырье для производства этилена. В неквалифицированно утилизируемых или просто сжигаемых попутных нефтяных газах содержится более 640 тыс. т этана.

В то же время попутный нефтяной газ различных месторождений отличается по своему составу и объему в составе нефти. Экономическая эффективность его переработки зависит от указанных характеристик. Для определения целесообразности и эффективности дальнейшей переработки попутного нефтяного газа необходимо разработать классификатор попутного нефтяного газа.

Дата: 28.08.2008
Л. Р. Рахимзянова
"НефтьГазПромышленность" 5 (41)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!