Сочи: два яруса дороги

1 стр. из 1

На транспортную инфраструктуру Сочи уйдет основная доля средств, выделенных на Олимпиаду 2014 года. Руководство ОАО «РЖД» в свою очередь планирует потратить почти 300 млрд. руб. только на олимпийские проекты, не включая организацию скоростного движения Москва — Адлер. По оценкам специалистов, в результате реализации программы транспортного развития Сочи будет построено более 100 км новых железнодорожных линий и свыше 56 км вторых путей.

Непростые объекты

«Программа развития Сочи предусматривает модернизацию всей транспортной системы курортной зоны черноморского побережья России, включая реконструкцию залов и развития инфраструктуры до олимпийских объектов», — прогнозирует вице-президент, главный инженер ОАО «РЖД» Валентин Гапанович. Как считают специалисты, один из важнейших факторов, который определяет сложность транспортных проектов этого региона — горно-геологические условия, для которых характерны оползневые явления. «Прокладка транспортных магистралей в этом регионе — будь то автомобильные дороги или железнодорожные линии — предполагает строительство сложнейших искусственных сооружений: тоннелей, мостов и эстакад. Так, например, на участке обходной дороги вокруг Сочи только с 45 по 134 пикеты было проложено три тоннеля общей протяженностью 1027 м, а также возведены мосты и эстакады длиной 2244 м», — подчеркивает директор по реализации особых проектов холдинга «Проектно-строительная компания «Трансстрой» Николай Полищук. По его словам, строительство мостовых сооружений ведется с использованием различных методов монтажа основных конструкций пролетных строений, которые могут быть порядка 42 м. Кроме того, сооружение пролетных строений из монолитного ж/бетона выполняется с применением систем напрягаемой арматуры Dywidag в пролетах до 42 м. «Осложняет процесс возведения транспортных проектов в этой местности то обстоятельство, что строительство очень часто приходится вести в условиях уже существующей тесной городской застройки, а также непосредственной близости от уникальных природоохранных объектов», — сетует он.

Говоря об олимпийских объектах, нельзя не сказать об обходной дороге вокруг города Сочи, которая начала строиться задолго до принятия решения МОК, но сегодня является одним из ключевых объектов не только в подготовке к Олимпиаде — 2014, но и в рамках развития всей транспортной системы большого Сочи. Сегодня здесь завершается строительство второго пускового комплекса. Главный объект — 270-метровый тоннель — уже практически готов, как и проложенная под ним транспортно-дренажная штольня, тоже своего рода мини-тоннель. В ближайшее время второй пусковой комплекс будет сдан. А к концу этого года планируется сдать первую очередь большой объездной дороги вокруг Сочи, что должно заметно изменить транспортную ситуацию в городе в лучшую сторону.

Еще один объект играет немаловажную роль в развитии региона с точки зрения туристической доступности и привлекательности — это строящийся в настоящее время новый аэропорт «Геленджик». Согласно проекту, пропускная способность аэропорта составит порядка 600 пассажиров в час. Сегодня уже выполнена часть общего объема работ по объекту. К началу следующего отпускного сезона аэропорт будет введен в действие.

В рамках подготовки к Олимпиаде — 2014 будет проведена масштабная работа по возведению и реконструкции гидротехнических сооружений. В реализации одного из таких проектов, а именно портового перегрузочного комплекса «Имеретинский», предназначен для обеспечения строительными материалами и конструкциями для возведения олимпийских объектов. Проектная мощность порта в Имеретинской бухте составит 5 млн. т в год. Комплекс рассчитан на прием судов грузоподъемностью до 5500 т, длиной около 140 м.

Проект порта включает в себя комплекс гидротехнических сооружений, в том числе причалы грузового фронта, портофлота, оградительные сооружения для создания защиты акватории от волнового воздействия и причальный фронт береговой инфраструктуры. На берегу планируется разместить открытые складские площадки, административно-бытовой корпус, внутрипортовые дороги, инженерные коммуникации. Протяженность береговой линии порта — 425 м, ширина гидротехнических сооружений — 150 м.

Четыре олимпийских проекта

В ходе реализации олимпийского проекта РЖД намерено построить четыре инфраструктурных объекта, а также реконструировать существующий ход Москва — Адлер для организации скоростного движения.

В первую очередь решается вопрос обеспечения необходимой пропускной способности участка Туапсе — Адлер для перевозки грузов под нужды строительства олимпийской инфраструктуры. Протяженность железнодорожных путей на этом отрезке составляет более 102 км, дорога включает в себя 11 однопутных перегонов (на 8 перегонах имеются двухпутные вставки). Около 85% железнодорожного пути проходит по береговой линии. Большая часть сооружений построена в начале ХХ в. и имеет значительный моральный и физический износ.

В РЖД прогнозируют, что дополнительное поступление грузопотока в период подготовки к Олимпиаде — 2014 может составить 100 млн. т. Из них от 50 до 70% планируется к перевозке по железной дороге. Ориентировочная стоимость реализации первоочередных мероприятий по усилению железнодорожной инфраструктуры на этом отрезке обойдется транспортным монополистам в 13,5 млрд. руб. В настоящий момент ведутся работы по подготовке строительства вторых главных путей на данном участке и реконструкции расположенных на нем станций (прежде всего Адлер, Веселое и Сочи). Согласно расчетам, выполненным институтом «Гипротранс ТЭИ», это позволит обеспечить необходимую возможность пропуска поездов. «Фактически сегодня мы делаем эти вставки на наиболее проблемных участках, когда их нет, чтобы поезда соответственно могли увеличить пропускную способность. Особенно это важно на период строительства в городе и для повышения грузооборота», — говорят специалисты ОАО «РЖД».

«Роза Хутор» станет доступна

Кроме того, в списке олимпийских проектов руководства РЖД стоит строительство совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер — нижняя станция горнолыжного курорта «Роза Хутор» с электроснабжением линии железнодорожного сообщения. Легкая железная дорога длиной 50 км будет ежедневно доставлять 15 тыс. пассажиров от берега моря в горы всего за 35 минут. «Принятое ОАО «РЖД» решение о проектировании и строительстве нового участка Адлер — Красная Поляна под скоростное пригородное движение, предполагающее использование специального подвижного состава, требует соответствующего оборудования как путевой инфраструктуры, так и самого подвижного состава. Так, уже на протяжении года специалисты института проводят консультации с представителями итальянской компании Finmeccanica, приводя в соответствие проектные и схемотехнические решения по системам обеспечения безопасности, гармонизируя российские нормативные материалы с соответствующими европейскими нормами, относящимися к организации скоростного и высокоскоростного движения», — рассказывает Владимир Воронин, директор направления развития интеллектуальных комплексных систем ОАО «НИИАС».

Проект, включающий не менее 12 тоннелей, является интересным и сложным даже для РЖД. «Это автомобильная и железнодорожная линии, которые пройдут по различным трассам, но в одном техническом коридоре. Сейчас идет проработка данного проекта, которая подразумевает возведение двухъярусной магистрали, где по верхнему пути будут двигаться автомобили, а по нижнему — поезда. На одной территории они будут сходиться, на другой идти параллельно», — поясняют специалисты РЖД.

Напомним, что до недавнего времени на этом отрезке планировалось построить легкое метро. Еще год назад «Базовый элемент», который проводит реконструкцию аэропорта Сочи, признал проект строительства железнодорожной ветки к нему от Красной Поляны слишком дорогим. Главным камнем преткновения, значительно увеличивающим стоимость проекта, является необходимость строительства тоннелей. Определяющий момент в этом вопросе — максимально допустимый уровень наклона трассы. Легкое метро может преодолеть уклон в 40%, а железнодорожный состав — только в 20%. Именно в связи с последним обстоятельством «Базэл» признал проект строительства железной дороги слишком дорогим. Между тем при прочих равных условиях стоимость строительства 1 км железной дороги в сложных условиях может доходить до $5 млн., а легкого метро — как минимум в 3 раза выше.

При этом следует учитывать, что в России метро существует в 10 городах, и среднее число жителей на 1 км линий составляет порядка 120 тыс. человек. Самый низкий уровень этого показателя в Москве — порядка 38 тыс. человек. И как раз этом городе метро и не окупается. В самом Сочи проживает всего 500 тыс. человек. Таким образом, если рассчитывать только на самих жителей, загруженность запланированного легкого метро получится просто катастрофической — 3 тыс. жителей на 1 км линий метро, и даже с учетом курортников численность населения на 1 км путей вряд ли превысит 20 тыс. человек. «В заявочной книге было указано именно легкое метро, но с колоссальным запланированным пассажиропотоком — до 31 тыс. пассажиров в час. Фактически это проектные данные метро для такого большого мегаполиса, как Москва, Нью-Йорк, Париж или Токио. В результате произошла потеря времени, и теперь нужно утвердить новые технические условия уже для железнодорожной магистрали», — подчеркивает В. Соломатин. Оценочная стоимость проекта составит порядка 260 млрд. руб.

Поездом вместо машины

Третьим крупным проектом руководства РЖД станет прокладка железнодорожной линии Адлер — аэропорт «Сочи» с устройством тоннелей, учитывающая минимальный снос объектов недвижимости. Почти 3 км полотна будут протянуты вдоль проектируемой автострады Сочи — аэропорт. Инвестиции компании в разработку проекта организации интермодальных перевозок на этом участке составляют 60 млн. руб., а создание всей магистрали потребует от РЖД суммы в 6 млрд. Точкой примыкания проектируемой однопутной железнодорожной линии является Южная горловина парка «А» станции Адлер. Проектируемая железнодорожная линия заканчивается остановочным пассажирским комплексом в аэропорту Сочи. Залы прилета и отлета аэропорта будут соединены с платформой крытыми галереями с травелаторами или бегущими тротуарами, что связано с планами проведения в Сочи Параолимпийских игр и требует создания комфортных условий для лиц с ограниченными физическими возможностями. Согласно прогнозу роста объемов авиаперевозок, к 2014 г. в аэропорт будет прибывать 2,4 млн. человек в год против планируемых полутора миллионов в 2007 г. Ожидаемая заполняемость скоростного электропоезда составит около 250 человек в одну поездку. На участке аэропорт Сочи — Адлер предусматривается курсирование пяти электропоездов повышенной комфортности. «Сегодня на этом направление работает только автомобильное сообщение, а когда будет построена ветка, то непосредственно из аэропорта можно будет до самого Сочи проехать на электричке, а затем с пересадкой до Туапсе и далее по побережью. В ходе строительства путей будут выстроены два тоннеля и две эстакады», — отмечают в департаменте инфраструктурных проектов РЖД.

Наконец, в компании уже ведут работу по организации грузовых дворов — проект предусматривает строительство грузовых дворов «Россельхозакадемия» и «Сочинский», а также техническое перевооружение грузовых дворов станций Адлер и Сочи. Строительство планируется осуществить в полном объеме в 2008 г. Общие затраты по двум объектам составят 2,2 млрд. руб. «Новые логистические центры будут построены в районе поселка Веселый», — уточняет В. Соломатин. В настоящий момент институтом «Кавжелдорпроект» выполнены предпроектные работы, в том числе по топосъемке, изысканиям на всех земельных участках, задействованных в данном проекте. Также уже разработаны схемы размещения инфраструктуры новых грузовых дворов и путей их примыкания, и проведены необходимые согласования с холдингом «Олимпстрой» и архитектурными инстанциями города Сочи.

Напомним, перечень реконструкции существующих и строительства новых объектов железнодорожной инфраструктуры зафиксирован в заявке на участие г. Сочи в проведении Олимпийских игр и в постановлении Правительства РФ № 991 от 29 декабря 2007 г., изменения в который внесло недавнее постановление Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 443.

Для скоростного движения

Еще одним, уже не олимпийским проектом РЖД, но не менее значимым для всей инфраструктуры столицы спортивных игр, станет работа по модернизации существующего пути с последующей организацией скоростного движения. Работы здесь были начаты еще в 2004 г. РЖД избрала вариант организации скоростного пассажирского движения с использованием Курского направления. Для этого необходимы строительство третьих главных путей на участке Москва — Тула и модернизация существующих линий под скоростное движение, соединение Курского и Воронежского ходов в обход территории Украины, строительство обхода территории Украины на участке Гартмашевка — Чертково, строительство скоростной линии на участке Чертково — Лихая — Батайск, реконструкция существующей линии Батайск — Краснодар — Туапсе. На ряде перегонов участка Туапсе — Адлер, в частности Водопадный — Лазаревское, Чемитоквадже — Якорная Щель, построили вторые пути, строится второй путь на перегоне Мацеста — Хоста.

В 2005 г. была полностью реконструирована станция Адлер. На ней удлинили все пути, с учетом увеличения количества пассажирских поездов сделали новый ранжирный парк, который позволяет экипировать и готовить в рейс составы всех дорог, а их прибывает свыше 50 пар в сутки. Основной проблемой на данном участке является возраст самой дороги, которая в этом направлении строилась свыше 140 лет назад и не рассчитана на современные скоростные показатели. В результате, радиус ряда кривых составляет 500–600 м, кроме того, в кривых участках пути на станциях встречаются стрелочные переводы, которые не позволяют повышать скорость. Например, если поезд идет со скоростью 140 км/ч, то из-за стрелок в кривом участке пути он вынужден сбавлять ее до 25 км/ч.

Общая протяженность модернизируемой трассы Москва — Адлер здесь составляет 1900 км, и в РЖД намерены сократить время движения в пути с 25 часов до 14. Это приведет к тому, что организованные специальные ночные поезда в сообщении Москва — Адлер смогут создать значительную конкуренцию авиатранспорту и повысить доходы ОАО «РЖД» за счет привлечения платежеспособного пассажиропотока. «Сегодня это направление является одним из самых грузонапряженных и стратегически важных для России. Действующие нормативы позволяют проектирование скоростей до 250 км/час», — сказал В. Гапанович.

В основу положены российские разработки, а также европейские нормативные документы по скоростному и высокоскоростному движению.

В информационном меморандуме РЖД, подготовленном в ходе размещения 8-й серии облигаций, ОАО «РЖД» называет российский «Трансмашхолдинг» (ТМХ), итальянскую AnsaldoBreda и канадскую Bombardier «потенциальными изготовителями» электропоездов со скоростью движения 160 км/ч в рамках программы РЖД до 2020 г. и транспортного обслуживания Олимпиады в Сочи. С перечисленными компаниями «согласованы коммерческо-эксплуатационные и технические требования». По предварительным прогнозам, приспособление существующих железнодорожных линий для скоростного движения поездов из Москвы на черноморские курорты обойдется более чем в 400 млрд. руб.

Кроме работы по перечисленным проектам, РЖД также предстоит адаптация всей инфраструктуры, в первую очередь железнодорожных терминалов, для возможности использования их пассажирами с ограниченными возможностями. То есть для того, чтобы после Олимпиады Сочи мог принять у себя традиционные Параолимпийские игры. По всем объектам сейчас ведется стадия предпроектной подготовки, так как фактически госзаказ был получен только 11 июня, когда Правительство приняло изменения в постановление № 991.

Впрочем, на отдельных участках уже получено разрешение на производство работ, то есть вынос сетей. А на отрезке аэропорт Сочи — Адлер на данный момент ведутся инженерные изыскания, и готовится пакет документов по отводу, а также изъятию земельных участков под эту линию. «По всем проектам мы обязаны завершить работы не позднее третьего квартала 2013 г. То есть мы должны повозить пассажиров в течение зимы, прежде чем в 2014-м откроем Олимпийские игры. Это обязательное условие», — заключают в руководстве РЖД.

Дата: 09.09.2008
Вера Никольская
"Федеральный строительный рынок" 6 (71)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!