|
|||||
1 стр. из 1 «Отечественные специалисты сегодня уже достаточно хорошо осведомлены о преимуществах бестраншейных технологий, темпы внедрения которых в России высоки. Проблемы в другом. Одна из них заключается в финансировании модернизации жилищно-коммунального хозяйства, другая, более широкая и общая, — в инвестициях на развитие производства», — утверждает исполнительный директор некоммерческого партнерства «Российское общество по внедрению бестраншейных технологий» (НП «РОБТ») Андрей СИНИЦЫН. –Андрей Юрьевич, недавнее проведение в Москве всемирной выставки и конференции No-Dig 2008 прекрасно продемонстрировало, что Россию в области бестраншейных технологий отсталой страной назвать нельзя. Как возникла идея провести «бестраншейный Давос» у нас и каковы основные итоги форума? — Напомню, что No-Dig проводился совместно с международными форумами «Экватэк» и «СитиПайп». Идея объединения нескольких выставок возникла у меня пять лет назад — в нашей сфере их стало уже очень много, и из-за расконцентрированности они оказываются малопродуктивными. Мы вышли на международный тендер, чтобы объединить всемирный No-Dig с также крупнейшими международными выставками близкого профиля «Экватек» и «СитиПайп» и провести «три в одном». Первый раз РОБТ всемирный тендер проиграл, второй — выиграл. По итогам московского форума Международное общество бестраншейных технологий решило вообще больше не проводить тендер, а, следуя российскому примеру, просто искать крупные мировые строительные выставки, чтобы присоединить к ним No-Dig. Наша выставка получилась самой крупной за всю 26-летнюю историю мероприятия. По работе именно экспозиции не было ни одного отрицательного отзыва. Хотя, однако, по московской сфере услуг некоторые моменты даже у японцев, с их-то запредельными ценами, вызывали шок… Что же касается конференции, то она прошла на хорошем мировом уровне. Хотя секретарем Международного общества бестраншейных технологий было признано, что приехавшие в Москву светила нацелили доклады на более низкий уровень слушателей. Да и лично мне как ведущему одной из секций иногда приходилось деликатно останавливать докладчиков, чтобы они не объясняли россиянам азбучные истины. Зарубежные участники и гости были приятно удивлены российской аудиторией, ее вполне европейской профессиональной подготовкой. Уровень российских специалистов очень высок как минимум в десятках компаний, соответствующих международным стандартам, работающих на лучшем современном оборудовании. — А часто ли это оборудование российского производства? — По тоннелепроходческим комплексам лидируют немцы, приходит в Россию и американская профессиональная техника. Мы для них — перспективный рынок. На выставке поразил Китай, представивший очень много новой техники. Однако крепко стоящие на ногах фирмы предпочитают западное качество, несмотря на более высокие цены. Из продукции, произведенной в России и СНГ, на отечественном рынке преобладают, например, пневмопробойники, гидравлические и буровые машины. Начала появляться и первая техника по горизонтально-направленному бурению. Микропроходческий комплекс российского производства есть пока что, к сожалению, лишь один. Если в целом, то, в принципе, россияне представлены во всем спектре оборудования для бестраншейных технологий, но, к сожалению, по его созданию можно говорить только о попытках отдельных компаний. Никакой государственной стратегии в этом направлении нет. По всей стране, насколько мне известно, производителей не поддержала даже ни одна муниципальная структура. Вот наконец-то приняли решение о поддержке отечественного самолетостроения. Но сколько денег уже ушло на Запад? Проходческий комплекс — это тоже сложная техника, но все же проще, чем самолет. И в России делали хорошие комплексы. Опыт их строительства у нас большой, оборудование на предприятиях есть, да и деньги в бюджете тоже. На мой взгляд, элементарно нужна госпрограмма — такая же, как по самолетостроению. Дополнительным результатом будут новые рабочие места, развитие научно-технического потенциала России — это прогресс, в конце концов. Если бы деньги пустили в развитие производства, мы бы полностью решили проблему технического перевооружения ЖКХ и частично — отрасли дорожного строительства. — Очевидно, что крупные города России, так или иначе, придут к приоритету бестраншейных технологий… — Теоретически они к этому уже пришли. Информированность в России абсолютно достаточна. В частности, мы работаем совместно с Ассоциацией водоснабжения и водоотведения, постоянно доводящей новую и актуальную информацию до отраслевых организаций и предприятий. Проводятся многочисленные выставки и т. д. Например, «Водоканалы» крупных городов все уже обладают современным диагностическим оборудованием или нормальными гидравлическими машинами для прочистки, все создают реальные карты инженерных сетей. В результате руководство знает состояние коммуникаций, что дает эффективность вложения средств в ремонт. Это стало нормальной практикой не только в областных городах, но и во многих районных. Но, к сожалению, на практике чаще получается так, что мэр будет скорее в очередной раз перекрашивать фасады, которые на виду у его избирателей, чем заниматься инженерными сетями. Сколько я видел таких показушных дел, когда, скажем, красят стены исторических памятников, а открываешь ближайший колодец и видишь, что подтоплены инженерные коммуникации. Зачем вкладывать деньги в штукатурку и в фундамент, если через полгода все это придется переделывать? Сначала решите проблемы с дренажными системами. Это не специалисты, а политики, которые хотят показать клумбы с цветочками... Московский мэр, в отличие от многих, все это хорошо понимает и каждый год увеличивает финансирование. Однако денег, например, на большие коллекторы пока не хватает. — Недавно РОБТ открыл отделение в Сибири. Почему лидером оказался именно этот регион? — На перспективу открытия одного из первых филиалов мы, конечно, рассматривали и Северную столицу. Но то, что строители работают на тендерах и конкурируют между собой, накладывает определенный отпечаток на взаимоотношения между людьми и организациями. В Петербурге в этом смысле, на мой взгляд, сложилась очень жесткая ситуация — и создать единое Северо-Западное общество по внедрению бестраншейных технологий пока не получилось. Ездили мы и в Сочи, где закладываются реальные деньги на олимпийские объекты, но там люди тоже не смогли объединиться. В Новосибирске же, с одной стороны, есть крупное производство оборудования, а с другой — ярко выраженные лидеры, вокруг которых и оказалось возможным объединение. Исполнительным директором Сибирского общества стал генеральный директор компании «Комбест» доктор технических наук Владимир Григоращенко, а президентом — директор новосибирского «Горводоканала» Юрий Похил. Эти люди понимают, что многие вопросы надо решать именно на региональном уровне, создавая собственную нормативную базу и осуществляя лоббирование интересов отрасли в местных органах власти. РОБТ не может бороться, допустим, за тендеры в Новосибирске. — Кстати, почему среди ваших лидеров преобладают руководители коммунальных структур, а не, скажем, метростроевцы? — Существует также Тоннельная ассоциация России, объединяющая предприятия, специализирующиеся преимущественно на транспортном строительстве. Есть еще и обособленная нефтегазовая отрасль, где также активно применяют бестраншейные технологии, в основном горизонтально-направленное бурение, — там финансовое благополучие позволяет не интересоваться помощью каких-либо общественных организаций. И, к сожалению, вообще не обращать на них внимания. У «Водоканалов» денег немного, и они должны использовать средства особенно эффективно. Когда появились бестраншейные технологии, они сразу поняли, что это — прогресс, это нужно немедленно развивать. Так, появилась возможность правильно выбирать методику ремонта: если образовалась только одна трещина, ее можно обнаружить и локально «залечить», а не ремонтировать весь интервал, как это делалось раньше. — То есть «спасение утопающих — дело рук самих утопающих»?.. — Тут надо добавить, что в России велика не только территориальная, но и ведомственная разобщенность. Получается, что даже «газ» и «нефть» — это разные структуры со своими правилами, «Москва» и «газ» — вообще несовместимые понятия, и даже «Москва» и «энергетика» — уже разные вещи. При отсутствии государственных стандартов, допустим, у «Мосэнерго» своя «кухня» на бестраншейные технологии. Нормативы создаются либо территориальные, либо ведомственные, и в той же Москве существуют правила местных энергетиков и городские строительные нормы, которые иногда противоречат друг другу, а у железнодорожников вообще особая система. И так далее. Как во всем этом разобраться «рядовым потребителям», как им отстоять свои интересы во всем этом беспределе? Сегодня возлагаются надежды на саморегулируемые организации. Одной из первых, кстати, стала Ассоциация водоснабжения и водоотведения. Но здесь получается так, что государство фактически устранилось от создания единого техрегламента. Вышел закон о СРО, который переложил всю ответственность за создание нормативов на отраслевые саморегулируемые организации. Опять же, отрасль отрасли рознь. У нас в РОБТе 60 предприятий. В некоторых работает всего по 20–30 человек, они не смогут отдать миллион, чтобы нанятые специалисты, скажем, ведущих профильных вузов страны занимались разработкой нормативов. Быть может, во главе процесса станет Тоннельная ассоциация или Российский союз строителей. Лучше, чтобы этим занималась уже существующая организация с мощным потенциалом. — А возможно ли создание условий, при которых развитие и внедрение бестраншейных технологий станет делом достаточно доходным и независимым? — Нужно, чтобы государство поняло: если мы вложим деньги в производство, то получим огромный экономический эффект. В России уже много небольших предприятий, производящих, например, трубы для микротоннелирования. Но это обороты порядка 25 млн. евро в год. Если же один проходческий комплекс, произведенный в нашей стране, будет стоить под миллиард евро, получатся уже десятки миллиардов. Вот еще пример. Тема, по которой я хочу вскоре выступить на семинаре, — «Санация всех коммуникаций стеклопластиковым рукавом». Есть замечательная отечественная технология, получившая Государственную премию. Сейчас речь о создании сети заводов-производителей — хотя бы по одному в федеральном округе, которые поставляли бы этот рукав, имеющий точность до сантиметра и позволяющий осуществлять ремонт без вскрытия поверхности и в максимально сжатый срок. Запад давно работает по такому принципу. Наши «Водоканалы» не смогут вложить нужные деньги в строительство заводов, а федеральная программа вполне могла бы легко решить этот вопрос. И таких вопросов очень много. Чисто экономически получается, что стимула развивать производство пока не видно ни для олигархов, ни для простаивающих предприятий еще советского наследства — последние сегодня могут получать достаточную выгоду без лишней головной боли, сдавая цеха под склады. Или вот еще тема — если жить только сегодняшним днем, зачем развивать отечественный автопром, когда практически те же деньги можно брать с таможенных платежей? Но сколько мы уже таким образом проинвестировали в западный автопром… В бестраншейных технологиях, однако, дело у нас потихоньку все-таки идет — и, я бы сказал, лучше, чем в отечественном автопроме. Но при поддержке государства было бы еще гораздо лучше. Все профильное производство, которое требует инвестиций примерно до 10 млн. евро, уже отлично развивается самостоятельно. Но на таком качественном уровне, как создание нового автомобиля, должны быть федеральные программы. Показателен немецкий пример. Сначала в производстве проходческих комплексов лидировали японцы. В Германии решили инвестировать разработки доктора Херренкнехта — и сделали технику объективно лучше. Но изначально ведь на деньги, выделенные правительством. — Есть ли у нас повод для оптимизма? — В любом случае, достижения, представленные Россией на том же форуме No-Dig 2008, показывают, что темпы роста по развитию и внедрению бестраншейных технологий у нас достаточно высокие — выше, чем в Западной Европе. Наблюдается отставание в производстве — особенно технологических комплексов, требующих больших инвестиций, — но уровень самих строителей и научно-технического потенциала высок. Пока наш рост — это прежде всего рост количества профессионального качественного оборудования, которое покупается у немецких и американских компаний, и продолжающийся качественный рост специалистов. Кстати, еще в 90-е гг. я был свидетелем, как тюменские бурильщики могли удивлять американских коллег своим мастерством. Дата: 09.09.2008 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 6 (71)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||