|
|||||
1 стр. из 1 Специалистами подсчитано: переработка строительного мусора в Санкт-Петербурге позволит зарабатывать до $20 млн. в год, решая при этом природоохранные задачи. Сегодня в наших городах стремительно развивается новый сегмент строительного рынка — демонтаж и снос зданий, что обусловлено главным образом дефицитом пятен под застройку. Девелоперы обратили взоры на привлекательные участки, занятые аварийными и ветхими строениями, а также промышленной недвижимостью. Становление рынка демонтажа и сноса создает предпосылки и для развития такого перспективного направления бизнеса, как переработка строительных отходов для их вторичного использования (рециклинг). Именно при сносе зданий и сооружений образуются наибольшие объемы строительных отходов. К тому же в одном отвале перемешиваются совершенно разные материалы, и их сочетание может нанести непоправимый урон экологии. Это осколки бетона, смешанные с пропитанным битумом рубероидом, линолеумом на фенольных основах, трехслойными панелями с минватой, панелями из ДСП и асбоцемента, да и многим другим, из чего возводились, например, дома массовых серий. И такие свалки имеются практически в любом мегаполисе, а то и поселке городского типа. Что же нас ждет при массовом сносе, скажем, отслуживших свой век хрущевок! А прибавьте к этому порядка 90 млн. кв. м официально зарегистрированного ветхого жилья… Горы отходов станут еще выше. Как же избежать экологической катастрофы? Ломать умеючи Известная поговорка «ломать — не строить» сегодня, пожалуй, устарела. Здания и сооружения следует не «крушить», а разбирать, иначе получаются те же горы несортированных и экологических опасных обломков. Имеются три методики демонтажа: разбор на составные элементы, обрушивание с помощью специальной тяжелой техники, подрыв. Для каждого здания или сооружения, учитывая свойства его конструкции, применяют свой метод. В некоторых случаях используют комбинацию нескольких способов (например, поэлементной разборки и обрушения). Однако наиболее распространенным (в 90% демонтажных работ) является применение тяжелой техники. На первом этапе здание обрушивают с помощью экскаватора, оснащенного специальным навесным оборудованием: при сносе малоэтажных зданий действуют с помощью обычного ковша, при сносе высотных конструкций используют экскаватор, стрела которого оснащена специальной насадкой — гидроножницами. Затем экскаваторы продолжают работу: один разбирает завал, попутно сортируя обломки и нагружая ими самосвалы, второй с помощью специального оборудования дробит крупные куски стен и бетона, перекусывает их гидроножницами, дробит гидромолотом. Прямо на месте обломки бетона помещаются в дробильно-сортировочную установку — так получается вторичный щебень. Есть работа и для газорезчиков: в их компетенции отделить от прочего лома оставшийся после демонтажа металлоконструкций металл для его последующей переработки. Одна из технологий механизированного сноса позволяет осуществить демонтаж здания и без его предварительного обрушения благодаря гидроножницам, которые постепенно дробят перекрытия и металлоконструкции здания, измельчают упавшие фрагменты плит. Это практически исключает необходимость последующей обработки данных строительных отходов. Итак, при сносе зданий и сооружений одна из задач — наиболее полное использование отходов. Поэтому без новейших методов сноса не обойтись не только во время сноса отдельных строений, но и при сносе заводских труб, демонтаже фундаментов, бетонных полов и др. Алгоритмы рециклинга К отходам строительного производства относят не только все то, что образуется после завершения работ, но также и грунт, который вынимается при разработке котлованов или подготовке стройплощадок. В настоящее время все виды строительного мусора можно легально вывезти на специализированный полигон. Плата за размещение отходов, если они не представляют экологической опасности, ничтожна. Однако полигоны по утилизации вторсырья в последнее время стали массово закрываться. Они уже не способны вместить возрастающий поток отходов строительного производства. «Из остатков кирпичных и железобетонных конструкций получают высококачественный вторичный щебень различных фракций, — рассказывает аместитель генерального директора по общим вопросам ЗАО «Ольвекс» (Санкт-Петербург) Александр Мармандян. — Этот материал применяется в строительстве зданий, дорог, создании инженерной инфраструктуры, работах по благоустройству территорий, в ограниченных случаях — при производстве бетона, сооружении и ремонте железнодорожных путей. Мобильный комплекс способен перерабатывать любые виды железобетонных, кирпичных, каменных конструкций, включая гранит и особо прочные породы камня, сепарировать включения металлоконструкций. В результате переработки получается качественный деловой материал — вторичный щебень». Необходимо отметить, что там, где производился снос сооружений, всегда предполагается новое строительство, а значит, будет необходим щебень. Поэтому рециклинг строительных отходов позволяет экономить деньги на покупке и перевозке материалов для строительства. Строительные материалы уже находятся на площадке, поэтому щебень не нужно транспортировать, доставлять из другого места — все уже рядом. Девелоперы предпочитают, чтобы весь комплекс работ «нулевого цикла»: снос строений и демонтаж оборудования, подготовку котлованов, работы по замене и прокладке инженерных сетей, наконец, вывоз и утилизацию строительного мусора, а также рекультивацию грунтов — выполняли специализированные компании по принципу «одного окна». К сожалению, владельцы отходов достаточно слабо представляют себе те преимущества, которые они могут получить, направив отходы в переработку, а не на свалку. Одна из причин заключается в том, что с их отходами оперируют фирмы, нанятые ими для комплексного решения поставленных задач, а интересы сторон могут и не совпадать. Иногда это происходит из-за попытки уменьшить собственные затраты, просто вывезя отходы на свалку, иногда из-за нежелания переделывать уже существующие документы, прошедшие все согласования. В результате отходы попадают на полигоны, а не к переработчикам. Нередки случаи, когда они оказываются и на несанкционированных свалках. Уже на стадии выбора строительной площадки необходимо обеспечить комплексное решение вопросов охраны окружающей среды, отмечает генеральный директор петербургской компании «Акрос-Экология» Леонид Гловацкий. По мнению специалистов, переработчикам отходов строительства и сноса препятствует отсутствие нормальных плановых поставок на переработку. Дата: 09.09.2008 Сергей Васильев "Федеральный строительный рынок" 6 (71)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||