На совещании по ЖКХ рассмотрели проблемы регионов

1 стр. из 1

28 августа Министерство регионального развития РФ и ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» провели всероссийское селекторное совещание с субъектами Российской Федерации. Основными были вопросы подготовки жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период, а также капитального ремонта домов, проводимого в рамках реализации федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В мероприятии приняли участие министр регионального развития Российской Федерации Дмитрий Козак, заместитель министра Сергей Круглик, генеральный директор ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Константин Цицин, представители ряда других федеральных министерств и служб, аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, акционерного общества «Газпром» и отраслевых общественных организаций.
На обратную связь были приглашены руководители нескольких субъектов Российской Федерации: Камчатского края, Магаданской области, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Архангельской области, Мурманской области, Тюменской области, Волгоградской области и Республики Татарстан.

Подготовка к зиме

Вопросам подготовки к отопительному сезону, как было отмечено на совещании, Правительство Российской Федерации уделяет первостепенное значение. Так, на заседании 21 июля 2008 г. оно детально рассмотрело ход выполнения предзимних работ, поставило конкретные задачи по созданию условий безаварийной работы предприятий ЖКХ в условиях максимумов энергетических нагрузок в зимнее время. Эти вопросы также рассматривались на совещаниях у заместителя председателя Правительства Российской Федерации Игоря Сечина 4 и 11 августа 2008 г.

По результатам совещаний даны конкретные поручения федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уточнен перечень субъектов, относящихся к регионам с высокими рисками прохождения максимумов энергетических нагрузок.

Их двадцать: республики Алтай, Бурятия, Тыва, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Карачаево-Черкессия, Саха (Якутия), Приморский, Камчатский и Краснодарский края, Амурская, Архангельская, Магаданская, Мурманская области, а также энергосистемы Москвы, Санкт-Петербурга, Сахалина, Тюмени и Нижнего Новгорода.

На трехсторонней комиссии по согласованию с Минфином и Минрегионом России определены четыре субъекта Российской Федерации, которым будет оказана финансовая поддержка для компенсации расходов бюджетов субъектов в связи с удорожанием жидкого топлива для объектов жилищно-коммунального хозяйства на общую сумму 3240,3 млн. руб. с учетом бюджетной обеспеченности регионов и фактически сложившихся в 2008 г. цен на жидкое топливо. Это Архангельская область — 871,6 млн. руб., Мурманская область — 1474,6 млн. руб., Камчатский край — 419,8 млн. руб., Приморский край — 474,2 млн. руб.

Минрегионом России 22 августа издан приказ № 145 «Об организации контроля за ходом подготовки жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2008–2009 годов», утвержден состав межведомственной комиссии, которая будет координировать ход подготовки объектов ЖКХ субъектов Российской Федерации.

28 августа проведено первое селекторное совещание, и до начала отопительного периода будет проведено еще два. 15 сентября и 20 ноября текущего года Минрегион доложит в правительство о ходе подготовке к зиме в субъектах РФ.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации будет выработана система мер по ужесточению ответственности должностных лиц, не обеспечивших исполнение необходимых мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики к работе в зимних условиях.

Содействие реформированию ЖКХ

Еще один вопрос, который обсуждался на селекторном совещании, — это реализация федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ».

Было отмечено, что реализация 185-го закона идет удовлетворительно. Так, на сегодняшний день в программе Фонда содействия реформированию ЖКХ участвуют 68 регионов, что составляет 82% всех субъектов Российской Федерации.

Фондом принята и профинансирована 71 заявка от 60 регионов о выделении средств на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда по Российской Федерации на общую сумму свыше 32 млрд. руб. Это позволит отремонтировать 28 тыс. домов и, тем самым, улучшить жилищные условия свыше 4 млн. граждан России и расселить 1387 аварийных дома, в которых проживает 24 тыс. человек. 11 регионов сумели получить деньги по повторным заявкам.

Одной из проблем является задержка с перечислением средств в муниципальные образования. В настоящее время 7 субъектов Российской Федерации перечисляют средства на реализацию региональных адресных программ с нарушением установленных сроков.

Вызывает вопросы еще и то обстоятельство, что ряд регионов, получив денежные средства от фонда, недопустимо затягивают само проведение ремонтных работ. Это характерно для Республики Адыгеи, Республики Башкортостан, Республики Саха (Якутии), красноярского края, Курганской и Омской областей. Вместе с тем, должно быть понятно, что капитальный ремонт домов нужно закончить до начала отопительного периода.

«Результаты рабочих поездок сотрудников Минрегиона России, данные Ростехнадзора и Государственных жилищных инспекций, информация государственной статистической отчетности, поступающая в Минрегион, показывают, что темпы подготовки к зиме взяты неплохие и в целом несколько выше прошлогодних. Однако это нас не удовлетворяет. В ряде регионов результаты выполнения работ недостаточные, работы запланированы и профинансированы не в полном объеме. Выполняются с отступлением от технических норм и правил и с низким качеством. Все это может привести к тяжелым последствиям на объектах жизнеобеспечения населения в зимний период», — заявил министр регионального развития Дмитрий Козак.

О тарифной политике и исполнении федеральных стандартов

Стоимость жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц по экономически обоснованным тарифам в среднем по России на текущий период, по данным Росстата, оперативным данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, составляет 68,1 руб. Напомним, что утвержденный на текущий год федеральный стандарт равен 52,0 руб.

По регионам Дальневосточного федерального округа стоимость ЖКУ в среднем достигла 118,9 руб. Самая низкая стоимость в Еврейской автономной области — 67,9 руб., самая высокая в Чукотском автономном округе — 390,9 руб.

По Северо-Западному федеральному округу стоимость ЖКУ в среднем — 66,0 руб., в том числе по Архангельской области — 86,1 руб., Мурманской области — 85,2 руб.

По Приволжскому федеральному округу аналогичный показатель составляет 54,4 руб., в том числе по Республике Татарстан — 57,5 руб. Самая высокая стоимость ЖКУ среди регионов округа в Нижегородской области — 60,9 руб.

По Уральскому федеральному округу стоимость ЖКУ в среднем — 61,4 руб., в том числе по Тюменской области — 85,5 руб. Самая низкая стоимость ЖКУ среди регионов округа в Курганской области — 46,6 руб., самая высокая в Ямало-Ненецком автономном округе — 143,9 руб.

По Южному федеральному округу аналогичный показатель составляет 54,1 руб. Самая высокая стоимость ЖКУ среди регионов округа в Чеченской Республике — 282,4 руб.

Региональный стандарт уровня платежей граждан в среднем по России достиг 95,5%.

С учетом установленных в регионах и на местах стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг и фактического исполнения бюджетов в среднем за месяц по России объем недофинансирования организаций ЖКХ довольно существенный и составляет 5407,5 млн. руб.

По Дальневосточному федеральному округу недофинансирование составляет 1636,4 млн. руб., в том числе в Приморском крае — 115,4 млн. руб., в Магаданской области — 211,7 млн. руб., в Камчатском и Хабаровском краях и Амурской области недофинансирование отсутствует.

По Северо-Западному федеральному округу недофинансирование составляет 740,2 млн. руб., в том числе в Архангельской области — 246,5 млн. руб., в Мурманской области недофинансирование отсутствует.

По Приволжскому федеральному округу недофинансирование составляет 1606,0 млн. руб., в том числе в Республике Татарстан — 646,5 млн. руб.

По Уральскому федеральному округу недофинансирование составляет 174,4 млн. руб. В Тюменской области недофинансирование отсутствует.

По Южному федеральному округу недофинансирование составляет 346,8 млн. руб., в том числе в Волгоградской области — 158,5 млн. руб.

Несбалансированность решений на региональном уровне и на местах приводит к потере доходов отрасли. Принимая во внимание фактическую оплату населением, в общероссийском масштабе отрасль недополучает в среднем за месяц 12,9 млрд. руб. Нельзя не остановиться и на ухудшении показателя собираемости платежей граждан, который составляет 85,0%, что ниже, чем в конце 2007 г.

Социальная защита населения

Обязательным условием перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг является социальная поддержка малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан и иных малообеспеченных категорий населения, которая заключается в предоставлении им государственной социальной помощи в виде мер социальной поддержки (льгот) и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Как отмечено Минрегионом, реализация субъектами Российской Федерации государственной политики системы социальных гарантий населению в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг позволяет поддерживать нормальный социальный климат в регионах и оптимально планировать и расходовать бюджетные средства. При этом появляется возможность направления финансовых средств и на объекты ЖКХ при подготовке к зиме.

Количество граждан, пользующихся правом на социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (льготами), в целом по стране составляет 37,6 млн. человек. Среднемесячный размер льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на одного пользователя на конец второго квартала текущего года составил 307,31 руб. в среднем по Российской Федерации, в Дальневосточном федеральном округе — 552,10 руб. на человека, в Северо-Западном — 327,62, в Уральском — 405,19, в Южном — 222,77, в Приволжском федеральном округе — 278,15 руб. на человека.

По России объем средств, предусмотренных на предоставление льгот за I полугодие 2008 г., составил 34,64 млрд. руб., уровень возмещения средств с учетом прошлых периодов — 28,56 млрд. руб., или 82,4%.

По результатам проведенного мониторинга, более 90% регионов России полностью завершили переход на систему предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг через банковские счета или почтовые отделения.

В Российской Федерации 4,3 млн. семей воспользовались правом на получение субсидии, что составило 8,3% от общего количества семей. Общая сумма начисленных субсидий на конец второго квартала составила 12,38 млрд. руб., при этом сумма погашенных субсидий составила 11,86 млрд. руб., или 95,9%. Среднемесячный размер начисленных субсидий на семью в целом по России составляет 905 руб. В Дальневосточном федеральном округе — 1343 руб., в Приволжском — 710 руб.

Управление многоквартирными домами

Анализ индикаторов оперативного мониторинга преобразований в сфере управления жильем в регионах Российской Федерации показывает, что по состоянию на 1 июля 2008 г. с выбором способа управления в целом по Российской Федерации определились собственники помещений 1,3 млн. многоквартирных домов.

Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления данными домами, составила в среднем по России 58,3%. Из рассматриваемых регионов полностью определились со способом управления в Республике Татарстан. Наиболее высокий этот показатель в Тюменской (87,6%) и Волгоградской (72,0%) областях.

В остальных рассматриваемых регионах показатель значительно ниже среднероссийского.

Следует отметить, что при выборе способа управления отдается предпочтение управляющим организациям. Доля многоквартирных домов, избравших управляющие организации, в среднем по Российской Федерации составила 29,5% от общего числа многоквартирных домов, собственники помещений которых должны выбрать способ управления данными домами, в том числе: 59% — в Республике Татарстан; 34,3% — в Хабаровском крае; 32,8% — в Магаданской области.

Доля многоквартирных домов, избравших непосредственное управление данными домами, в среднем по Российской Федерации составила 24,9% от общего числа многоквартирных домов, собственники помещений которых должны выбрать способ управления, в том числе 66,5% — в Тюменской и 42,2% — в Волгоградской областях.

Доля многоквартирных домов, собственниками помещений которых выбрали способ управления товариществами собственников жилья, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, в среднем по Российской Федерации составила 3,9%. Наиболее высокий из рассматриваемых регионов данный показатель в Республике Татарстан (10,3%), ниже, чем в Татарстане, но выше, чем в других рассматриваемых регионах, — в Архангельской
области (5,8%).

Характеристика жилищного фонда

Общая площадь жилищного фонда России на сегодня составляет 3058 млн. кв. м.
Структурные изменения, происходящие на территориях, вызванных на обратную связь, свидетельствуют о том, что работа по передаче государственного (ведомственного) жилищного фонда в муниципальную собственность проводится активными темпами и колеблется от 1,1% до 5,6%. В то же время в Хабаровском крае доля жилья, не переданного в муниципальную собственность, составляет 9,6%, что значительно выше среднероссийского показателя — 5,3%.

В Российской Федерации 81,1% жилья находится в частной собственности. Частная форма собственности преобладает в жилищном секторе во всех рассмотренных на совещании регионах.

Следует отметить, что в России более половины жилищного фонда находится в технически неисправном состоянии. Средний износ домов уже превышает 50%.

В 2007 г. в целом по стране было капитально отремонтировано лишь 30,6 млн. кв. м, или 1% от всего жилищного фонда при нормативной потребности 4–5%. Слабыми темпами капитальный ремонт проводится практически во всех регионах, вызванных на обратную связь. Как положительный фактор Минрегион отметил возросший объем ремонтируемого жилья в Камчатском крае — 4,4%, Мурманской области — 3,7%, Магаданской области — 3,0%.

Объем ветхого и аварийного жилищного фонда в целом по Российской Федерации составляет 99,1 млн. кв. м, или 3,2%. Наиболее высок удельный вес такого жилья в Магаданской области — 10,3%, Амурской области — 7,4%, Архангельской области — 8,2%, Тюменской области — 6,1% и Камчатском крае — 4,5%.

Дата: 09.09.2008
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 6 (71)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!