Обнародован проект Транспортной стратегии до 2030 года

1 стр. из 1

13 августа министр транспорта РФ Игорь Левитин провел расширенное совещание, на котором обсуждался проект Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года. Глава Минтранса подчеркнул, что подготовлен принципиально новый документ целевого планирования в отрасли.

«Функционирование транспорта затрагивает практически все аспекты экономической и общественной жизни страны, — отметил министр. — Поэтому при разработке этапов стратегии на период после 2015 г. и оценок необходимого ресурсного обеспечения Минтранс ориентировался на положения концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., разрабатываемой Министерством экономического развития».

Основные положения новой стратегии прошли широкое обсуждение на разных уровнях с привлечением ведущих специалистов отрасли, общественных организаций, представителей бизнеса, науки и органов государственной власти.

С докладом, посвященным основному содержанию Транспортной стратегии, выступил заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин.

По его словам, в основу стратегии положен широкий спектр документов и инициатив развития ведущих отраслей экономики и транспорта в нашей стране и за рубежом. Важной особенностью документа является его преемственность по отношению к результатам реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России 2010–2015 гг.», а также ранее принятым стратегическим документам.

В основу Транспортной стратегии был положен инновационно-активный сценарий развития российской и мировой экономики. Эта модель обеспечивает создание транспортных условий для развития инноваций и повышения качества жизни. При этом существенный импульс получит развитие пассажирского транспорта общего пользования, скоростные и высокоскоростные перевозки, городской и пригородный транспорт.

Выбору в пользу инновационно-активного сценария во многом способствовал анализ мировых тенденций в развитии национальных транспортных систем. В условиях возрастания конкуренции сегодня ни одна страна в мире не способна контролировать риски собственной экономики, не имея сильных транспортных позиций.

«Миссия государства в сфере функционирования и развития транспорта определяется как создание условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество», — подчеркнул Александр Мишарин.

Анализ современного состояния транспорта

Объем перевозок грузов за период 2000–2007 гг. всеми видами транспорта (без учета трубопроводного) вырос на 18,5%, в том числе транспортом общего пользования — на 21,4%. Наиболее быстрыми темпами росли грузовые перевозки железнодорожным транспортом (на 28,4%).

Железнодорожный транспорт выполняет 63,6% от общего объема грузовых перевозок транспортом общего пользования, или 84,3% общего грузооборота всех видов транспорта (без учета трубопроводного). На автомобильный транспорт приходится 47,3% выполненного объема коммерческих перевозок грузов, причем удельный вес перевозок железнодорожным транспортом в последние годы сокращается, а автомобильным транспортом растет, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности автотранспорта в определенных сегментах рынка.

В структуре пассажирооборота 35,2% занимает железнодорожный транспорт, 29,8% автомобильный транспорт и 22,3% воздушный транспорт.

Одними из основных недостатков российского транспорта являются низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние его производственной базы. Сокращение объемов реконструкции и строительства инфраструктурных объектов, а также темпов пополнения и обновления парков подвижных средств транспорта, другой транспортной техники привело в последние годы к существенному ухудшению их технического состояния и работоспособности.

В настоящее время протяженность «узких мест» по пропускной способности составляет 8,3 тыс. км, или около 30% протяженности направлений сети железных дорог, обеспечивающих около 80% всей грузовой работы железнодорожного транспорта.

До настоящего времени не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, связывающей все регионы России. Нормативным требованиям соответствует лишь 37% федеральных и 41% региональных и межмуниципальных дорог.

Сохраняется низкий уровень развития дорожной сети аграрных территорий, а также в регионах Крайнего Севера, Якутии и др. Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 10% населения в весенний и осенний периоды остаются отрезанными от транспортных коммуникаций. До настоящего времени 39 тыс. населенных пунктов с общей численностью населения около 15 млн. (в том числе 7,5% от общего числа районных центров и 6,7% центральных усадеб сельскохозяйственных организаций) не имеют связи с транспортной сетью страны по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Не завершено формирование опорной сети дорог в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Федеральные автомобильные дороги исчерпали свою пропускную способность. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется 13,5 тыс. км, особенно на подходах к крупнейшим городам, что составляет почти 29% сети. Ускорение автомобилизации страны пока не привело к соответствующему росту объемов строительства и реконструкции дорожной сети, а ремонт автодорог в последние годы даже несколько сократился. При увеличении протяженности автодорог общего пользования за последние 10 лет на 15% автомобильный парк вырос почти на 75%.

За годы экономических реформ количество действующих российских аэропортов и аэродромов гражданской авиации сократилось в 2,5 раза, преимущественно за счет объектов регионального уровня. В результате воздушные сообщения на местных авиалиниях (край, область, район) практически прекращены.

Развитие российских портов и смежной транспортной инфраструктуры происходит неравномерно. Накопились значительные различия по уровням технологичности и капитализации портовых узлов. Это является следствием неравномерности и нестабильности грузовой базы, недостаточного развития смежной инфраструктуры, а также тыловой терминальной и складской. Имеется дефицит портовых мощностей, ориентированных на перевалку импортных грузов (контейнеры и накатные грузы).

Важнейшей проблемой является техническое и технологическое отставание транспортной системы России по сравнению с развитыми странами. Она не готова к повсеместному применению современных технологий, в первую очередь — контейнерных. Растущий спрос на грузовые перевозки сдерживается неразвитостью транспортно-логистической системы страны.

В стране отсутствуют высокоскоростные железнодорожные сообщения. Не получает должного развития городской общественный транспорт, в том числе его современные скоростные виды, которые могли бы существенно снизить остроту проблем транспортного развития мегаполисов.

Таким образом, в России появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы. Необходима новая долгосрочная транспортная стратегия, которая определяет основные стратегические направления и целевые ориентиры развития транспортной системы на период до 2030 г.

Этапы развития транспортной системы

Реализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. будет проходить в два этапа.

Первый этап (до 2015 г.) — завершение модернизации транспортной системы и переход к ее развитию по ключевым направлениям.

Второй этап (2016–2030 гг.) — интенсивное инновационное развитие транспортной системы по всем направлениям для обеспечения инновационного социально-ориентированного пути развития России.

Этап завершения модернизации транспортной системы и создания основы для дальнейшего развития (до 2015 г.) ориентирован на решение задач, поставленных в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» и других действующих программ.

На первом этапе основное внимание при развитии транспортной инфраструктуры будет уделено формированию единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов, ликвидации существующих разрывов и «узких мест» транспортной сети, в том числе в азиатской части России, развитию крупных транспортных узлов на основных направлениях перевозок, транспортных подходов к пограничным пунктам пропуска и транспортным узлам.

Основные направления развития в отраслевом разрезе на первом этапе характеризуются, в частности, в области железнодорожного транспорта — увеличением пропускной способности участков железнодорожной сети, строительством железнодорожных линий в районах нового освоения, строительством новых железнодорожных линий для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения, развитием сети железных дорог на направлениях международных транспортных коридоров, строительством обходов крупных железнодорожных узлов.

В области дорожного хозяйства — формированием сети автомагистралей и скоростных дорог по направлениям международных транспортных коридоров, строительством и реконструкцией автомобильных дорог в районах Сибири и Дальнего Востока, обеспечивающих освоение природных ресурсов и связь населенных пунктов с опорной транспортной сетью; строительством обходов крупнейших городов.

В области воздушного транспорта — развитием сети внутрироссийских узловых аэропортов и региональных сетей аэропортов, обеспечивающих связность опорной аэропортовой сети; в области морского транспорта — увеличением пропускной способности российских морских портов; в области внутреннего водного транспорта — устранением участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации; развитием портовой инфраструктуры на внутренних водных путях международного значения.

Этап интенсивного инновационного развития транспортной системы по всем направлениям для обеспечения инновационного социально-ориентированного пути развития России (2016–2030 гг.) включает в себя, в частности, создание инфраструктурных условий для развития новых «точек» экономического роста в стране, расширение опорной транспортной сети, повышение роли транспортно-логистической инфраструктуры в организации товародвижения.

На втором этапе будет обеспечен переход к системному развитию на основе формирования Единого транспортного пространства России, что, в том числе, подразумевает:
создание единой сбалансированной системы транспортных коммуникаций страны на базе дифференцированного развития путей сообщения всех видов транспорта;
увеличение пропускной способности и достижение лучших мировых показателей по скоростным параметрам транспортной инфраструктуры, рост доли высокоскоростных путей сообщения;
создание взаимоувязанной интегрированной системы товаротранспортной технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, интегрированной системы логистических парков;
освоение инновационных технологий строительства, реконструкции и содержания инфраструктуры.

Основные направления развития в отраслевом разрезе на втором этапе характеризуются:
в области железнодорожного транспорта — развитием основных магистральных направлений, строительством обходов крупных узлов, формированием глубокого обхода Московского узла, строительством вторых и третьих мостовых переходов через реки Волга, Обь, Амур и др., существенным расширением полигона скоростного движения;
в области воздушного транспорта — расширением аэродромной сети в результате развития, главным образом, региональной авиатранспортной инфраструктуры, развитием инфраструктуры аэропортов, в том числе не вошедших в состав опорной сети, и поддержанием в эксплуатационной годности аэропортов опорной сети, обеспечением сбалансированного развития всей инфраструктуры воздушного транспорта;
в области дорожного хозяйства — развитием новых направлений автомобильных дорог, входящих в состав маршрутов федерального значения, обеспечивающих не только межрегиональные связи, но и позволяющих интегрировать разобщенную дорожную сеть отдельных областей в единую транспортную систему России; автомобильных дорог, соединяющих между собой административные центры субъектов Российской Федерации по кратчайшему расстоянию; региональных автомобильных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров и обеспечивающих подъезд к автомобильным пунктам пропуска; автомобильных дорог, обеспечивающих автотранспортные связи субъектов, расположенных на северо-востоке страны, с дорожной сетью России; автомобильных дорог, обеспечивающих подъезд от федеральной сети России к морским портам и т. д.;
в области общественного пассажирского транспорта — развитием выделенной инфраструктуры для пассажирского транспорта общего пользования, систем городского внеуличного транспорта;
в области морского транспорта — увеличением пропускной способности морских портов и повышением эффективности их работы в увязке с созданием логистической системы, включающей как припортовые терминалы различного назначения, так и терминалы в крупных транспортных узлах страны;
в области внутреннего водного транспорта — развитием инфраструктуры внутренних водных путей и речных портов для обеспечения перевозок по международным транспортным коридорам, включая возможное строительство Черноморско-Каспийского судоходного канала.

Необходимым условием реализации Транспортной стратегии на всех этапах является улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте на основе формирования и отработки механизмов управления инвестициями, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.

Формирование единого транспортного пространства

На железнодорожном транспорте

В период до 2015 г. предусматривается:
строительство вторых путей протяженностью 2407,9 км, в том числе на основных направлениях — 1478,6 км;
строительство третьих и четвертых путей на основных направлениях протяженностью 348,5 км;
строительство обходов Краснодарского, Омского, Саратовского, Читинского, Ярославского железнодорожных узлов;
электрификация участков протяженностью 3918 км.

Предусмотрена реконструкция Улан-Баторской железной дороги, включая электрификацию главного хода с оборудованием автоблокировкой, укладкой 100 км вторых путей и другие мероприятия.

В период 2016–2030 гг. предусматривается:
строительство вторых путей протяженностью 3055,6 км;
обходы Иркутского, Пермского, Новосибирского железнодорожных узлов;
формирование глубокого обхода Московского узла (третье кольцо);
северный обход Свердловского узла;
электрификация участков протяженностью 3580 км и т. д.

Для безопасного и бесперебойного движения поездов с установленными скоростями и нагрузками необходимо до 2030 г. выполнить реконструкцию и строительство новых искусственных сооружений. Необходимо усилить земляное полотно на участках, где планируется организация грузового движения с увеличенными осевыми нагрузками до 30 тс/ось.

В рамках международной деятельности ОАО «РЖД» предполагается реализация следующих крупных проектов:
организация прямого железнодорожного сообщения Москва — Братислава — Вена с использованием колеи шириной 1520 мм и созданием логистико-провайдерского центра в районе Вены;
создание логистических центров в пунктах стыка линий с разной шириной колеи и в морских портах Дальнего Востока — для обеспечения торговли России с Японией, Кореей и другими странами АТР, а также евроазиатских связей;
реконструкция участка северокорейской железной дороги Хасан — Раджин (колея 1520 мм) с выходом на Транссиб и создание логистического центра в г. Раджин (КНДР).

К 2030 г. необходимо построить 20730 км новых железнодорожных линий:
стратегические (ориентировочная протяженность — 4112 км);
социально-значимые (ориентировочная протяженность — 1262 км);
грузообразующие (ориентировочная протяженность — 4660 км);
технологические (ориентировочная протяженность — 9168 км);
высокоскоростные (ориентировочная протяженность — 1528 км).
Общая протяженность скоростного полигона железных дорог России к 2030 г. может составит более 10 тыс. км.

К приоритетным направлениям организации скоростного движения до 2015 г. отнесены: Москва — Санкт-Петербург с максимальной скоростью на первом этапе 200 км/ч и в дальнейшем до 250 км/час, Санкт-Петербург — Бусловская с максимальной скоростью на первом этапе 160 км/ч и в дальнейшем до 200 км/час, Москва — Нижний Новгород с максимальной скоростью 160 км/час.

В автодорожном хозяйстве

В период 2010–2015 гг. предусматривается:
строительство и реконструкция около 8 тыс. км автомобильных дорог, в том числе на автодорогах, входящих в состав международных транспортных коридоров, — 5,4 тыс. км;
строительство и реконструкция 1,9 тыс. км платных автомагистралей и скоростных дорог, в том числе скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург, Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области, автомобильной дороги М-4 «Дон» от МКАД до границы Воронежской области;
строительство и реконструкция 190 км автомобильных дорог на подъездах к 32 автомобильным пунктам пропуска;
строительство и реконструкция 10 тыс. км региональных дорог с софинансированием из федерального бюджета;
решение транспортных проблем Московского региона;
решение проблем Санкт-Петербургского транспортного узла;
запуск строительства головного участка скоростной платной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург на участке КАД — обход г. Тосно и т. д.

Формирование перспективной дорожной сети России в 2016–2030 гг. предусматривает включение в сеть дорог федерального значения:
1) новых направлений автомобильных дорог, входящих в состав маршрутов федерального значения, обеспечивающих не только межрегиональные связи, но и позволяющих интегрировать разобщенную дорожную сеть отдельных областей в единую транспортную систему России;
2) автомобильных дорог, соединяющих между собой административные центры субъектов Российской Федерации по кратчайшему расстоянию;
3) региональных автомобильных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров и обеспечивающих подъезд к автомобильным пунктам пропуска;
4) дорог, обеспечивающих автотранспортные связи субъектов, расположенных на северо-востоке страны, с дорожной сетью России;
5) дорог, обеспечивающих подъезд от федеральной сети России к морским портам;
6) дорог, обеспечивающих разгрузку крупных транспортных узлов.
За период 2016–2030 гг. также, в частности, предусматривается построить и реконструировать более 7 тыс. км дорог, формирующих систему платных автомагистралей и скоростных дорог.

На воздушном транспорте

Увеличение количества действующих аэропортов — к 2020 г. их число вырастет до 357, притом что в 2010 г. удастся переломить тенденцию сокращения аэродромной сети на уровне не менее 315 действующих аэродромов в результате активной инвестиционной политики. К 2030 г. аэродромная сеть должна включать более 500 аэропортов, в основном в результате развития региональной авиатранспортной инфраструктуры.

В период до 2015 г. предусматривается развитие наземной инфраструктуры аэропортов, входящих в национальную опорную аэропортовую сеть, в частности:
строительство и реконструкция объектов в крупных международных узловых аэропортах: аэропорты Московского авиационного узла («Домодедово», «Внуково», «Шереметьево»), Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск, Красноярск, Самара, Санкт-Петербург, Калининград и др.;
строительство и реконструкция объектов в других аэропортах: Волгоград, Омск, Благовещенск, Нижний Новгород, Уфа, Пермь, Челябинск, Сочи, Анапа, Минеральные Воды, Астрахань, Пенза, Саратов, Нижневартовск, Барнаул, Магнитогорск, Кемерово, Новокузнецк, Братск, Воронеж, Воркута, Быково, Ханты-Мансийск и др.

В период 2016–2030 гг. предусматривается развитие инфраструктуры аэропортов, не вошедших в состав опорной сети и поддержание в эксплуатационной годности аэропортов опорной сети.

Оценка необходимого ресурсного обеспечения развития

Реализация стратегии обеспечивается стабильной и надежной системой финансирования, учитывающей особенности транспорта как инфраструктурной отрасли. Финансирование предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Средства из федерального бюджета Российской Федерации направляются, в частности, на следующие цели:
поддержание в работоспособном состоянии и воспроизводство объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности;
реконструкция и строительство объектов транспортной инфраструктуры, имеющих важное социально-экономическое значение, а также обеспечивающих безопасное функционирование транспортной системы.

Общий объем предполагаемых капитальных вложений составляет 172,3 трлн. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 40,9 трлн. руб. (23,7% от общего объема финансирования), бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов — 24,4 трлн. руб. (14,2%) и внебюджетных источников — 107,0 трлн. руб. (62,1%). Доля суммарных капитальных вложений на реализацию стратегии по отношению к суммарному ВВП России составляет в среднем 4,2%.

Средства федерального бюджета по направлению «Государственные капитальные вложения» предусматривается выделять прежде всего на реализацию следующих мероприятий:
строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения;
предоставление субсидий на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения;
прямое финансирование строительства стратегических железнодорожных линий, долевое участие в финансировании строительства социально-значимых, грузообразующих, технологических и высокоскоростных железнодорожных линий;
реконструкция и строительство федеральных объектов инфраструктуры гражданской авиации;
реконструкция и строительство федеральных объектов в морских портах, строительство морских и речных судов обеспечивающего флота;
реконструкция внутренних водных путей и гидросооружений на них.

Средства региональных бюджетов предусматривается направлять прежде всего на развитие автомобильных дорог регионального значения, пригородного пассажирского комплекса железнодорожного транспорта, строительство новых железнодорожных линий, имеющих важное социальное и экономическое значение для регионов, развитие объектов инфраструктуры воздушного транспорта.

Внебюджетные средства намечается использовать преимущественно для финансирования коммерческих проектов, в первую очередь по развитию инфраструктуры транспортных узлов, формированию транспортных систем в создаваемых в регионах территориально-производственных кластерах, по организации в крупнейших транспортных узлах транспортно-логистических центров, созданию платных и скоростных автомагистралей и автомобильных дорог.

Дата: 09.09.2008
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 6 (71)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!