|
|||||
1 стр. из 1 13 августа министр транспорта РФ Игорь Левитин провел расширенное совещание, на котором обсуждался проект Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года. Глава Минтранса подчеркнул, что подготовлен принципиально новый документ целевого планирования в отрасли. «Функционирование транспорта затрагивает практически все аспекты экономической и общественной жизни страны, — отметил министр. — Поэтому при разработке этапов стратегии на период после 2015 г. и оценок необходимого ресурсного обеспечения Минтранс ориентировался на положения концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., разрабатываемой Министерством экономического развития». Основные положения новой стратегии прошли широкое обсуждение на разных уровнях с привлечением ведущих специалистов отрасли, общественных организаций, представителей бизнеса, науки и органов государственной власти. С докладом, посвященным основному содержанию Транспортной стратегии, выступил заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин. По его словам, в основу стратегии положен широкий спектр документов и инициатив развития ведущих отраслей экономики и транспорта в нашей стране и за рубежом. Важной особенностью документа является его преемственность по отношению к результатам реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России 2010–2015 гг.», а также ранее принятым стратегическим документам. В основу Транспортной стратегии был положен инновационно-активный сценарий развития российской и мировой экономики. Эта модель обеспечивает создание транспортных условий для развития инноваций и повышения качества жизни. При этом существенный импульс получит развитие пассажирского транспорта общего пользования, скоростные и высокоскоростные перевозки, городской и пригородный транспорт. Выбору в пользу инновационно-активного сценария во многом способствовал анализ мировых тенденций в развитии национальных транспортных систем. В условиях возрастания конкуренции сегодня ни одна страна в мире не способна контролировать риски собственной экономики, не имея сильных транспортных позиций. «Миссия государства в сфере функционирования и развития транспорта определяется как создание условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество», — подчеркнул Александр Мишарин. Анализ современного состояния транспорта Объем перевозок грузов за период 2000–2007 гг. всеми видами транспорта (без учета трубопроводного) вырос на 18,5%, в том числе транспортом общего пользования — на 21,4%. Наиболее быстрыми темпами росли грузовые перевозки железнодорожным транспортом (на 28,4%). Железнодорожный транспорт выполняет 63,6% от общего объема грузовых перевозок транспортом общего пользования, или 84,3% общего грузооборота всех видов транспорта (без учета трубопроводного). На автомобильный транспорт приходится 47,3% выполненного объема коммерческих перевозок грузов, причем удельный вес перевозок железнодорожным транспортом в последние годы сокращается, а автомобильным транспортом растет, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности автотранспорта в определенных сегментах рынка. В структуре пассажирооборота 35,2% занимает железнодорожный транспорт, 29,8% автомобильный транспорт и 22,3% воздушный транспорт. Одними из основных недостатков российского транспорта являются низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние его производственной базы. Сокращение объемов реконструкции и строительства инфраструктурных объектов, а также темпов пополнения и обновления парков подвижных средств транспорта, другой транспортной техники привело в последние годы к существенному ухудшению их технического состояния и работоспособности. В настоящее время протяженность «узких мест» по пропускной способности составляет 8,3 тыс. км, или около 30% протяженности направлений сети железных дорог, обеспечивающих около 80% всей грузовой работы железнодорожного транспорта. До настоящего времени не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, связывающей все регионы России. Нормативным требованиям соответствует лишь 37% федеральных и 41% региональных и межмуниципальных дорог. Сохраняется низкий уровень развития дорожной сети аграрных территорий, а также в регионах Крайнего Севера, Якутии и др. Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 10% населения в весенний и осенний периоды остаются отрезанными от транспортных коммуникаций. До настоящего времени 39 тыс. населенных пунктов с общей численностью населения около 15 млн. (в том числе 7,5% от общего числа районных центров и 6,7% центральных усадеб сельскохозяйственных организаций) не имеют связи с транспортной сетью страны по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Не завершено формирование опорной сети дорог в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Федеральные автомобильные дороги исчерпали свою пропускную способность. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется 13,5 тыс. км, особенно на подходах к крупнейшим городам, что составляет почти 29% сети. Ускорение автомобилизации страны пока не привело к соответствующему росту объемов строительства и реконструкции дорожной сети, а ремонт автодорог в последние годы даже несколько сократился. При увеличении протяженности автодорог общего пользования за последние 10 лет на 15% автомобильный парк вырос почти на 75%. За годы экономических реформ количество действующих российских аэропортов и аэродромов гражданской авиации сократилось в 2,5 раза, преимущественно за счет объектов регионального уровня. В результате воздушные сообщения на местных авиалиниях (край, область, район) практически прекращены. Развитие российских портов и смежной транспортной инфраструктуры происходит неравномерно. Накопились значительные различия по уровням технологичности и капитализации портовых узлов. Это является следствием неравномерности и нестабильности грузовой базы, недостаточного развития смежной инфраструктуры, а также тыловой терминальной и складской. Имеется дефицит портовых мощностей, ориентированных на перевалку импортных грузов (контейнеры и накатные грузы). Важнейшей проблемой является техническое и технологическое отставание транспортной системы России по сравнению с развитыми странами. Она не готова к повсеместному применению современных технологий, в первую очередь — контейнерных. Растущий спрос на грузовые перевозки сдерживается неразвитостью транспортно-логистической системы страны. В стране отсутствуют высокоскоростные железнодорожные сообщения. Не получает должного развития городской общественный транспорт, в том числе его современные скоростные виды, которые могли бы существенно снизить остроту проблем транспортного развития мегаполисов. Таким образом, в России появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы. Необходима новая долгосрочная транспортная стратегия, которая определяет основные стратегические направления и целевые ориентиры развития транспортной системы на период до 2030 г. Этапы развития транспортной системы Реализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. будет проходить в два этапа. Первый этап (до 2015 г.) — завершение модернизации транспортной системы и переход к ее развитию по ключевым направлениям. Второй этап (2016–2030 гг.) — интенсивное инновационное развитие транспортной системы по всем направлениям для обеспечения инновационного социально-ориентированного пути развития России. Этап завершения модернизации транспортной системы и создания основы для дальнейшего развития (до 2015 г.) ориентирован на решение задач, поставленных в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» и других действующих программ. На первом этапе основное внимание при развитии транспортной инфраструктуры будет уделено формированию единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов, ликвидации существующих разрывов и «узких мест» транспортной сети, в том числе в азиатской части России, развитию крупных транспортных узлов на основных направлениях перевозок, транспортных подходов к пограничным пунктам пропуска и транспортным узлам. Основные направления развития в отраслевом разрезе на первом этапе характеризуются, в частности, в области железнодорожного транспорта — увеличением пропускной способности участков железнодорожной сети, строительством железнодорожных линий в районах нового освоения, строительством новых железнодорожных линий для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения, развитием сети железных дорог на направлениях международных транспортных коридоров, строительством обходов крупных железнодорожных узлов. В области дорожного хозяйства — формированием сети автомагистралей и скоростных дорог по направлениям международных транспортных коридоров, строительством и реконструкцией автомобильных дорог в районах Сибири и Дальнего Востока, обеспечивающих освоение природных ресурсов и связь населенных пунктов с опорной транспортной сетью; строительством обходов крупнейших городов. В области воздушного транспорта — развитием сети внутрироссийских узловых аэропортов и региональных сетей аэропортов, обеспечивающих связность опорной аэропортовой сети; в области морского транспорта — увеличением пропускной способности российских морских портов; в области внутреннего водного транспорта — устранением участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации; развитием портовой инфраструктуры на внутренних водных путях международного значения. Этап интенсивного инновационного развития транспортной системы по всем направлениям для обеспечения инновационного социально-ориентированного пути развития России (2016–2030 гг.) включает в себя, в частности, создание инфраструктурных условий для развития новых «точек» экономического роста в стране, расширение опорной транспортной сети, повышение роли транспортно-логистической инфраструктуры в организации товародвижения. На втором этапе будет обеспечен переход к системному развитию на основе формирования Единого транспортного пространства России, что, в том числе, подразумевает: Основные направления развития в отраслевом разрезе на втором этапе характеризуются: Необходимым условием реализации Транспортной стратегии на всех этапах является улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте на основе формирования и отработки механизмов управления инвестициями, в том числе на условиях государственно-частного партнерства. Формирование единого транспортного пространства На железнодорожном транспорте В период до 2015 г. предусматривается: Предусмотрена реконструкция Улан-Баторской железной дороги, включая электрификацию главного хода с оборудованием автоблокировкой, укладкой 100 км вторых путей и другие мероприятия. В период 2016–2030 гг. предусматривается: Для безопасного и бесперебойного движения поездов с установленными скоростями и нагрузками необходимо до 2030 г. выполнить реконструкцию и строительство новых искусственных сооружений. Необходимо усилить земляное полотно на участках, где планируется организация грузового движения с увеличенными осевыми нагрузками до 30 тс/ось. В рамках международной деятельности ОАО «РЖД» предполагается реализация следующих крупных проектов: К 2030 г. необходимо построить 20730 км новых железнодорожных линий: К приоритетным направлениям организации скоростного движения до 2015 г. отнесены: Москва — Санкт-Петербург с максимальной скоростью на первом этапе 200 км/ч и в дальнейшем до 250 км/час, Санкт-Петербург — Бусловская с максимальной скоростью на первом этапе 160 км/ч и в дальнейшем до 200 км/час, Москва — Нижний Новгород с максимальной скоростью 160 км/час. В автодорожном хозяйстве В период 2010–2015 гг. предусматривается: Формирование перспективной дорожной сети России в 2016–2030 гг. предусматривает включение в сеть дорог федерального значения: На воздушном транспорте Увеличение количества действующих аэропортов — к 2020 г. их число вырастет до 357, притом что в 2010 г. удастся переломить тенденцию сокращения аэродромной сети на уровне не менее 315 действующих аэродромов в результате активной инвестиционной политики. К 2030 г. аэродромная сеть должна включать более 500 аэропортов, в основном в результате развития региональной авиатранспортной инфраструктуры. В период до 2015 г. предусматривается развитие наземной инфраструктуры аэропортов, входящих в национальную опорную аэропортовую сеть, в частности: В период 2016–2030 гг. предусматривается развитие инфраструктуры аэропортов, не вошедших в состав опорной сети и поддержание в эксплуатационной годности аэропортов опорной сети. Оценка необходимого ресурсного обеспечения развития Реализация стратегии обеспечивается стабильной и надежной системой финансирования, учитывающей особенности транспорта как инфраструктурной отрасли. Финансирование предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Средства из федерального бюджета Российской Федерации направляются, в частности, на следующие цели: Общий объем предполагаемых капитальных вложений составляет 172,3 трлн. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 40,9 трлн. руб. (23,7% от общего объема финансирования), бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов — 24,4 трлн. руб. (14,2%) и внебюджетных источников — 107,0 трлн. руб. (62,1%). Доля суммарных капитальных вложений на реализацию стратегии по отношению к суммарному ВВП России составляет в среднем 4,2%. Средства федерального бюджета по направлению «Государственные капитальные вложения» предусматривается выделять прежде всего на реализацию следующих мероприятий: Средства региональных бюджетов предусматривается направлять прежде всего на развитие автомобильных дорог регионального значения, пригородного пассажирского комплекса железнодорожного транспорта, строительство новых железнодорожных линий, имеющих важное социальное и экономическое значение для регионов, развитие объектов инфраструктуры воздушного транспорта. Внебюджетные средства намечается использовать преимущественно для финансирования коммерческих проектов, в первую очередь по развитию инфраструктуры транспортных узлов, формированию транспортных систем в создаваемых в регионах территориально-производственных кластерах, по организации в крупнейших транспортных узлах транспортно-логистических центров, созданию платных и скоростных автомагистралей и автомобильных дорог. Дата: 09.09.2008 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 6 (71)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||