|
|||||
1 стр. из 1 «Порт «Усть-Луга» — один из самых крупных в России инфраструктурных проектов европейского масштаба». Эти слова председателя Правительства России, экс-президента Владимира Путина украшают интернетовский сайт ОАО «Компания Усть-Луга», созданной в 1992 г. специально для реализации масштабного, стратегического для страны проекта строительства нового российского морского торгового порта в Лужской губе Финского залива. Рукопожатие бизнеса и государства Напомним, что этот крупномасштабный инфраструктурный проект с самого начала своей реализации оказался столь сложным и необъятным, что в течение нескольких лет был законсервирован. В 1999 г., с приходом к управлению компанией Валерия Израйлита, было принято решение реструктурировать большой проект всего порта на инвестиционные проекты терминалов. С этого момента процесс, что называется, пошел и получил новую жизнь. Здесь практически впервые в России применили на практике принцип государственно-частного партнерства, в рамках которого частные компании и государство гораздо эффективнее решали те задачи, которые очень трудно решить каждому поодиночке. По инициативе ОАО «Компания Усть-Луга» было заключено четырехстороннее соглашение между Министерством транспорта России, ОАО «Российские железные дороги», правительством Ленинградской области и ОАО «Компания Усть-Луга», определившее полномочия и ответственность сторон при реализации проекта. Стратегическое партнерство с ОАО «Российские железные дороги» очень важно для «Компании Усть-Луга». Четкое и своевременное выполнение согласованной железнодорожниками инвестиционной программы способствовало активному развитию проекта. Это позволило «РЖД» в конце 2006 г. войти в состав акционеров «Компании Усть-Луга». В силу предложенной идеологии компания приступила к активному и плодотворному поиску инвесторов для каждого из портовых объектов. К настоящему моменту практически по всем терминалам определены участники — инвесторы и грузовладельцы. Сегодня одновременно с реализацией проекта развития порта здесь занимаются комплексным развитием прилегающих территорий. Конкурентные преимущества порта Пропускная способность многоцелевого морского торгового порта «Усть-Луга» запланирована на уровне 120 млн. т различных грузов в год. Предполагается, что к 2010 г. грузооборот порта достигнет почти половины намеченных мощностей — 50 млн. т. Порт «Усть-Луга» расположен вблизи от границы нашей страны с государствами Европейского союза и органично вписывается в транспортную сеть Северо-Западного региона. Большие глубины акватории порта (16 м) в сочетании с коротким подходным каналом (3,7 км) делают строящийся порт «Усть-Луга» единственным российским портом на Балтике, способным принимать сухогрузные суда дедвейтом до 75 тыс. т и наливные суда дедвейтом до 120 тыс. т. К 2010 г. будет построен второй подходный канал, обеспечивающий круговое движение судов. Круглогодичная эксплуатация с коротким периодом ледовой проводки (всего 40 дней) является несомненным конкурентным преимуществом усть-лужского порта. Причем помощь ледокола может понадобиться лишь в самые сильные морозы. В обычные зимы для обеспечения проводок в канале достаточно буксиров ледового класса. Немаловажным преимуществом нового порта является и то, что грузопотоки в порт идут в обход крайне перегруженного санкт-петербургского транспортного узла. Уже сегодня при непосредственном участии Министерства транспорта РФ и ОАО «Российские железные дороги» активно ведется реконструкция внешних подходов к порту, автомобильных трасс и железнодорожных путей, соединяющих порт «Усть-Луга» с основными транспортными магистралями. Немаловажно и то, что за счет резервных территорий порт «Усть-Луга» может развиваться на север Сойкинского полуострова. «Усть-Луга» строится как универсальный порт. Терминалы и профильные зоны различного назначения способны оказывать услуги по перевалке и дополнительной обработке более 20 категорий грузов. Сегодня в порту работают четыре терминала: по перевалке угля, технической серы, автомобильно-железнодорожный паромный комплекс и универсальный перегрузочный комплекс. Активно строятся многопрофильный комплекс «Юг-2», контейнерный и бункеровочный терминалы, комплексы по перевалке генеральных грузов, наливных грузов, сжиженного газа и другие. Комплекс «Юг-2» (три причальных сооружения) предназначен для перевалки накатных грузов, в том числе новых импортных автомобилей, контейнерных и генеральных грузов. Ввод в эксплуатацию МПК «Юг-2» обеспечит прием, хранение и перевалку до 5 млн. т в год. Проектная мощность автомобильного терминала — 360 тыс. иномарок. Первая очередь — 100 тыс. Это единственный специализированный автомобильный терминал в России, отвечающий мировым стандартам. По словам Валерия Израйлита, общая стоимость проекта, поддержанного Инвестиционным фондом России, — 8,4 млрд. руб. Государственное финансирование составляет более двух миллиардов. Остальные средства «Компания Усть-Луга» будет привлекать самостоятельно. Как сообщили в компании, с выходом на полную мощность Балтийской трубопроводной системы суммарный грузооборот порта увеличится до 170 млн. т. Но до выхода постановления российского правительства по БТС-2 говорить об этом пока рано. Сера и уголь Первая очередь угольного терминала была введена в эксплуатацию еще в конце 2001 г. Комплекс перегрузки угля второй очереди мощностью 4 млн. т угля в год принял первое судно уже в начале 2006 г. Завершение строительства и ввод в эксплуатацию третьей очереди угольного терминала с проектной мощностью 8 млн. т в год запланированы на этот год. Таким образом, пропускная способность комплекса достигнет 12 млн. т угля в год. Заказчик-застройщик угольного терминала — ОАО «Ростерминалуголь». С конца 2007 г. работают в экспериментальном режиме пилотные объекты первой очереди специализированного терминала по перевалке технической серы. Ввод в эксплуатацию первой очереди комплекса намечен на конец этого года. Инвестор определил грузооборот терминала, увеличив его в процессе технико-экономического обоснования проекта до 9,5 млн. т в год. Более того, как сообщили в «Компании Усть-Луга», инвестор пересмотрел свои возможности и сейчас заявляет уже о перевалке 10 млн. т угля. При этом утверждается, что все заявленные планы согласованы с возможностями и инвестиционными планами РЖД. Заказчик-застройщик терминала — ОАО «Европейский серный терминал». Город портовиков Строящийся в Лужской губе Финского залива морской торговый порт «Усть-Луга» стал основой для комплексного развития прилегающей к порту территории. Это и дороги, и промзона, а также жилое поселение и зона отдыха. Реализация этих планов преследует формирование нового промышленно-экономического района федерального значения в Кингисеппском районе Ленинградской области. Занимается этим вплотную стопроцентное дочернее предприятие ОАО «Компания Усть-Луга» — ОАО «Усть-Лужская проектно-инжиниринговая компания». По заказу компании специалисты ФГУП РосГНИиПИ Урбанистики разработали проекты генерального плана населенного пункта и планировки первой очереди. В городе портовиков построят жилье, школы, детские сады, торговый и досуговый центры, а также больницу, поликлиники, предприятия бытового обслуживания. При строительстве нового поселения предполагается сочетать различные типы застройки. Зоны высокоплотной застройки составят 4–5-этажные здания, среднеплотной — 2-этажные. Планируются и зоны малоэтажной коттеджной застройки с приусадебными участками от 0,12 до 0,15 га. Вести строительство нового города планируется в три этапа: Общая площадь нового поселения превысит 1 млн. кв. м, к 2010 г. планируется уже ввести в эксплуатацию 250 тыс. кв. м жилья. Для этих целей «Компания Усть-Луга» учредила дочернюю компанию — ОАО «ПортЖилСтрой». В Краколье, расположенной рядом с Усть-Лугой, поэтапно будут вводить семь пусковых комплексов, включающих зоны жилой застройки, инженерной и транспортной инфраструктуры, а также общественно-деловую. «Комплексный проект развития нового города предусматривает разные типы застройки — для временных работников и постоянных, претендующих на весьма комфортное жилье,— говорит директор по строительству ОАО «ПортЖилСтрой» Николай Иевлев.— Особое внимание уделяется возведению доступного жилья. Мы предлагаем потенциальным подрядчикам конкретные участки и просим их сделать технико-экономические предложения с учетом применяемых материалов и технологий, а затем сравниваем стоимость квадратного метра и разные типы застройки». Сейчас идет подготовка к освоению первой очереди строительства, включающей территории первого, второго и третьего пусковых комплексов. Первый комплекс разместится на левом берегу реки Луга — там, где располагается поселок Усть-Луга, в котором проживают 1 800 человек. В течение ближайших трех лет планируется построить примерно 100 тыс. кв. м жилья, чтобы обеспечить ими работников порта, значительную часть которых составят мигранты по программам переселения граждан с Крайнего Севера, военнослужащие и соотечественники из ближнего зарубежья. Бизнес-план строительства жилья предполагает различные варианты финансирования: средства организаций и фирм, работающих в порту, кредиты банков и ипотечных структур, личные средства работников порта. Дивиденды — на храм В конце июня этого года на годовом общем собрании акционеров ОАО «Компания Усть-Луга» утверждена бухгалтерская отчетность и назначен генеральный директор компании. Им стал Максим Широков, возглавлявший некогда крупный концерн «Уралкалий». Так, 109 млн. 946 тыс. руб. — чистая прибыль ОАО «Компания Усть-Луга» за 2007 г. По решению акционеров чистая прибыль направляется на развитие ОАО, в том числе 10% — на благотворительные цели, а именно, на оказание социальной помощи жителям Кингисеппского района, а также на строительство храма Святой Троицы с приделом Святителя Николая Чудотворца в поселке Усть-Луга. Акционеры компании приняли также важное решение: дивиденды за 2007 год не выплачивать.
Дата: 29.09.2008 Инна Сергеева "Петербургский строительный рынок" 9 (113)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||