Информация о возможности получения финансовых доходов за счет использования механизмов Киотского протокола

1 стр. из 1

Законом РФ от 04.11.04 № ФЗ-128 Россия ратифицировала Киотский протокол к рамочной конвенции ООН об изменении климата, и он вступил в силу на международной арене в феврале 2005 г. Документ установил промышленно развитым странам жесткие для выполнения обязательства по сокращению выбросов парниковых газов в 2008–2012 гг. по сравнению с уровнем 1990 г.

Россия в силу глубокого экономического спада в 90-е гг. будет иметь в этот период большой избыток квот. Это создает возможности для участия России и ее компаний в мировом углеродном рынке в качестве поставщика квот.

Один из механизмов Протокола может быть использован российскими компаниями для получения финансовой выгоды в настоящее время. Статьей 6 определены так называемые «проекты совместного осуществления» (ПСО). Они обозначают следующее. Для выполнения своих обязательств в дополнение к собственным мерам страны или их компании, испытывающие сложности с выполнением своих обязательств, могут вкладывать финансовые средства в проекты, организуемые в других странах, в обмен на сниженные выбросы, получаемые по этим проектам. ПСО организуется на уровне компаний двух стран, а на последнем этапе утверждаются уполномоченными органами двух стран. По сути дела, в компаниях, запланировавших соответствующие мероприятия и проекты, имеется «углеродный» ресурс, который может быть превращен в дополнительный товар и продан. Для ПСО разработаны международные правила, процедуры, методики, принятые и Россией. Правительство РФ Постановлением от 28 мая 2007 г. № 332 ввело в действие «Положение об утверждении и проверке хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола». В Минэкономразви­тия РФ на рассмотрение представлено более 30 проектов и еще по крайней мере столько же находится в разработке.

Среди проектов с коммерчески значимым снижением выбросов в ЖКХ:
 замена тепловых сетей, рационализациия систем теплоснабжения (например, индивидуальные теплопункты), внедрение новых высокоэффективных источников энергии (мини-ТЭЦ); разрабатываемый в настоящее время проект с комплексом указанных мероприятий для мытищинской теплосети обеспечит снижение выбросов парниковых газов за 5 лет в количестве 400 тыс. т СО2 и позволит получить дополнительный доход в размере 2,8 млн. евро;
 сбраживание осадка после очистных канализационных сооружений предприятий водоканалов в метантепках и использование получаемого биогаза в энергетических целях: проект на одной из подмосковных станций очистки канализационных стоков мощностью 320 тыс. т в сутки (примерно, на 620 тыс. жителей) со строительством мини-ТЭЦ мощностью 2 МВт на биогазе обеспечит снижение выбросов за 5 лет около 600 тыс. т СО2, а доходы составят порядка
4 млн. евро;
 внедрение энергосберегающих мероприятий, в первую очередь — частотно-регулируемого привода (ЧРП): проект внедрения ЧРП на 90 крупных насосах на Пермском водоканале обеспечит снижение выбросов парниковых газов за 5 лет на 250 тыс. т СО2 и обеспечит приток доходов в размере 1,8 млн. евро;
 извлечение метана на действующих свалках твердых бытовых отходов (ТБО) или организация новых хранилищ ТБО с системой сбора и отвода метана и его утилизация для производства энергии: по полученным предложениям от зарубежных компаний современное хранилище ТБО может быть сооружено исключительно за счет доходов от реализации сниженных выбросов парниковых газов;
 внедрение возобновляемых источников энергии, использование экологически чистого топлива (природного газа, биотоплива, неллет из древесных отходов и т. п.).

ПСО базируется на обычных проектных или предпроектных материалах (лучше всего ТЭО) по строительству/реконструкции объекта и является его дополнением в части привлечения дополнительных средств; хотя бы предварительно должна быть определена инвестиционная схема, т. е. проект должен быть реалистичным для реализации. Без этого нецелесообразно начинать его организацию.

Для владельца проекта окончательным коммерческим документом является контракт купли-продажи ЕСВ (фьючерсного типа), в котором товар продается ежегодными порциями в 2008–2012 гг. по мере генерации ЕСВ. По сложившейся практике 30–50% всей стоимости ЕСВ может быть получено в качестве аванса, т. е. на стадии строительно-монтажных работ (фактически — в качестве дополнительных инвестиций). Однако для вы­дачи аванса покупатель в обязательном порядке затребует гарантии первоклассного банка или администрации региона. В контракте оговариваются штрафные финансовые санкции за непоставку ЕСВ и включаются все иные пункты, характерные для контракта купли-продажи товара.

Определение фактически полученных сокращений производится ежегодно по специально утвержденному плану мониторинга проекта, затем подвергаются верификации независимой аккредитованной организацией.

Издержки по подготовке документации и прохождению процедур в большинстве случаях возлагаются на зарубежного партнера по ПСО.

Дата: 29.09.2008
Л. Н. Болгова
"Петербургский строительный рынок" 9 (113)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!