Освоение ресурсной базы нефти СЗФО: рынки и транспортные схемы

1 стр. из 1

Транспортная система Северо-Запада России играет ведущую роль в интеграции России в мировое экономическое и энергетическое пространство, обеспечивая экспортные поставки энергоресурсов, в первую очередь нефти. Система транспорта нефти на территории Северо-Запада, обслуживая нефтедобычу в регионе, осуществляет на первом этапе сбор и вывоз сырья из районов нефтедобычи на территории округа, а в дальнейшем обеспечивает поставку нефти как на внутренний рынок — на переработку, так и на внешний рынок — на экспорт.

Отметим, что с позиций развития экспортно-ориентированной транспортной инфраструктуры Северо-Запад имеет принципиальные преимущества перед остальными регионами России, предоставляя значительную возможность диверсификации транспортных схем поставок как на традиционные рынки Европы, так и на новые, в первую очередь — атлантического побережья Северной Америки. (См. «Задачи развития топливно-энергетического комплекса в соответствии со стратегией социально-экономического развития Северо-Запада России» // НефтьГазПромышленность, 2005, №№ 6, 7.)

С точки зрения оценки перспектив развития рынков нефти, добываемой на Северо-Западе, целесообразно привести краткую оценку ситуации, которая сложилась в настоящее время, рассмотрев пространственное распределение районов нефтедобычи, их соотношение с опорной транспортной сетью и вытекающую из этого роль в формировании экспортных и внутренних транспортных потоков.

Формирование потоков товарной нефти происходит в центрах нефтедобычи (понимаемых как совокупность разрабатываемых месторождений, имеющих общий пункт сдачи нефти в систему магистральных нефтепроводов на железной дороге или морском терминале для доставки потребителям — на переработку или экспорт) — пространственно и технологически связанных системах объектов разработки углеводородного сырья, его транспорта и учета товарной продукции, являющихся кластерами развития нефтедобывающих отраслей ТЭК [1].

Завершенное в 2003 г. в рамках разработки основных направлений стратегии социально-экономического развития Северо-Запада России исследование позволило на основании разработанной методики выделить центры нефтедобычи (ЦНД) на территории и акватории Северо-Западного федерального округа и обосновать преимущества их выделения как объектов управления развитием нефтедобывающих отраслей топливно-энергетического комплекса региона.

С позиций управления пространственным развитием нефтедобычи, выделение ЦНД обеспечивает решение задач не только управления развитием ресурсной базы с целью обеспеченности добычи, но и моделирования нагрузки на транспортную инфраструктуру с целью оценки времени появления возможного дефицита или профицита транспортных мощностей, оценку конъюнктурной позиции добываемой нефти, учитывая объемы и качество производства, устойчивость этих показателей во времени, текущую и возможную емкость рынков, в том числе новых, стабильность спроса, зависимость от геополитической составляющей и другие обстоятельства [1]. Это позволило провести стратегический анализ условий развития нефтедобычи в регионе и обосновать ряд положений программного документа «Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 года» [2], а также разработать методические подходы для проводимого в настоящее время мониторинга освоения ресурсной базы нефти региона. (См. «Задачи развития топливно-энергетического комплекса в соответствии со стратегией социально-экономического развития Северо-Запада России» // НефтьГазПромышленность, 2005, №№ 6, 7.)

В настоящее время на территории СЗФО функционируют 16 ЦНД, расположенных в Тимано-Печорской провинции и Балтийской самостоятельной нефтеносной области, вывоз нефти из которых обеспечивается различными видами транспорта — трубопроводным, железнодорожным и морским (рис. 1). Уточним, что указаны виды транспорта, используемые для перевозки нефти по территории и акватории Северо-Запада, до пунктов таможенного оформления.

Непосредственный вывоз продукции из двух основных центров нефтедобычи региона — Харьяго-Усинского и Хасырейского, расположенных в Тимано-Печорской провинции, обеспечивается двумя видами транспорта — как по системе магистральных нефтепроводов, так и по железной дороге (в меньших объемах).

В соответствии с расположением ЦНД относительно опорной нефтетранспортной сети они группируются в три транспортных направления, имеющие различные возможности поставки нефти на внутренний и внешний рынки — Балтийское, южное и северное Тимано-Печоры [3], и играют различную роль в обеспечении энергетической и экономической безопасности страны.

Балтийское транспортное направление

Балтийское транспортное направление обеспечивает вывоз нефти расположенного на суше Калининградской области Знаменского ЦНД и Кравцовского ЦНД на акватории Балтийского моря. Вывоз нефти Кравцовского ЦНД с единственного шельфового Кравцовского месторождения производится путем поставки нефти, по сути, межпромысловым нефтепроводом на терминал в Ижевском, и далее отгружается морскими танкерами. В Знаменском ЦНД аккумулируется нефть, поступающая с промыслов по межпромысловым нефтепроводам или доставляемая автотранспортом. Отгрузка нефти производится со станции Знаменск Калининградской железной дороги, что дает достаточно большую гибкость поставок. На протяжении последних лет нефть поставлялась как на терминал в Ижевском, так и на пограничные железнодорожные станции — для поставки в Польшу и на НПЗ Белоруссии. В настоящее время отгрузка на Польшу прекращена.

Балтийское транспортное направление обеспечивает только экспортные поставки нефти, поскольку, по экономическим соображениям, добываемая в регионе нефть не может быть поставлена на переработку на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) на территории России. Для подобных ЦНД нами ранее было предложен термин «экспортно-ориентированные». Незначительные объемы добычи нефти (менее 1,5 млн т) и ожидаемое, исходя из текущей оценки ресурсной базы, ее падение не дают возможности обосновать размещение в регионе рентабельных нефтеперерабатывающих производств. Очевидно, что и в дальнейшем роль этих ЦНД в обеспечении энергетической безопасности страны будет нулевой.

Малый тоннаж танкеров, которые могут обслуживаться на терминале в Ижевском, не позволяет обеспечить прямые поставки нефти на атлантическое побережье Северной Америки. Рынками сбыта добываемой в регионе нефти в настоящее время являются Западная Европа и Белоруссия.

Тимано-Печора: южное транспортное направление

Обеспечивающие вывоз нефти Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции южное и северное транспортное направления оказывают различный вклад в энергетическую безопасность страны.

Южное транспортное направление обеспечивает вывоз нефти из ЦНД, расположенных в центральной и южной частях провинции на территории Республики Коми и Ненецкого автономного округа (НАО) (рис. 1). Основным видом транспорта для вывоза нефти за пределы региона является система магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть». Обеспечивающий вывоз нефти за пределы провинции нефтепровод Ухта — Ярославль имеет мощность 20 млн т в год. Технологически может быть обеспечена поставка нефти не только на расположенный в Республике Коми НПЗ «Лукойл-Ухтанефтепереработка» (куда она поставляется и по железной дороге с Ярегского ЦНД), но через распределительный узел в Ярославле доставлено по нескольким направлениям — как на переработку внутри страны, так и на экспорт. На переработку нефть может быть поставлена на НПЗ в Ленинградской области («Киришинефтеоргсинтез»), на «Ярославнефтеоргсинтез», Московский НПЗ. На экспорт через терминалы в Приморске, через Новополоцкий распределительный узел на терминалы Латвии и Литвы — Вентспилс и Бутинге; на переработку — на Новополоцкий НПЗ в Белоруссии и Мяжейкяйский НПЗ в Литве [3].

В настоящее время трубопроводное экспортное направление Ярославль — Новополоцк практически остановлено (поставки российской нефти в порт Вентспилс прекратились в январе 2003 г., в Бутинге и на Мяжейкяйский НПЗ — в августе 2006-го). По сути, экспортные поставки обеспечивает только терминал в Приморске (часть экспортных поставок нефти учитывается по другим транспортным схемам, но речь идет о поставках по схеме замещения, а не физических). Отгружаемая из Приморска нефть поставляется как в порты Балтийского моря, так и другие порты Западной Европы с возможностью перегрузки для поставок в США. Ввод в строй танкеров типа Baltimax (имеющих меньшую осадку, чем обычные танкеры) позволяет обеспечить эффективные поставки нефти на атлантическое побережье Северной Америки через Датские проливы [2].

Нефть Тимано-Печоры поступает на НПЗ в Ярославле и Москве, главным образом, через закупки на свободном рынке, но в связи с мощностью этих производств объем поставок не велик (по данным агентства «ИнфоТЭК-Консалт», около 10 млн т в год, что включает в себя также поставки по нефтепроводам из регионов Поволжья и Западной Сибири). На Северо-Западе свободный рынок нефти отсутствует — оба НПЗ: «Киришинефтеоргсинтез», принадлежащий ОАО «НК «Сургутнефтегаз», и «Лукойл-Ухтанефтепереработка» — полностью загружены сырьем материнских компаний.

Часть вывозимой из региона трубопроводным транспортом нефти отгружается на отгрузочном транспортном узле в Приводино на железную дорогу для поставок в порт Архангельск и далее через рейдовый комплекс «Белокаменка» в Кольском заливе на танкерах большого водоизмещения вывозится на мировой рынок. Этот проект обеспечивает альтернативный маршрут поставки нефти центральной и южной частей Тимано-Печоры [3] на весь атлантический рынок — как в Северную Америку, так и Западную Европу. Вместе с тем его устойчивость зависит от ряда обстоятельств — в первую очередь объемов добычи нефти компанией «Северная нефть», для вывоза продукции которой он создан; цены нефти, транспортных тарифов, величины НДПИ и вывозной пошлины.

После длительной подготовки на станции Бакланка Вологодского отделения Северной железной дороги введен в строй отгрузочный узел, способный обеспечить, по представленным данным, перевалку на железную дорогу до 4 млн т нефти в год (первоначально планировалось, что она будет поступать на экспорт через порт Витино на Белом море). Первая отгрузка нефти была произведена 24 мая этого года и составила 1,5 тыс. т, после перерыва в августе было отгружено 5 тыс. т, все перевозки были осуществлены на мини-НПЗ в Псковской и Ленинградской областях. Не определено главное — какая компания обеспечит гарантии заявленного объема поставок нефти.

В настоящее время вывоз нефти из региона по железной дороге практически прекращен — за I полугодие 2008 г. вывезено 74 тыс. т нефти (в том числе в мае 60 тыс. т со станции Ветласян на порт Архангельск). Однако в случае роста добычи железнодорожный транспорт, исходя из достигнутых железнодорожными эстакадами расчетных годовых мощностей, способен обеспечить вывоз значительных (более 5 млн т в год [3]) объемов нефти по железной дороге, что позволит диверсифицировать направления поставок нефти как на внешний, так и на внутренний рынки — для переработки на НПЗ России, закупающих значительные объемы нефти на свободном рынке, например на Уфимские НПЗ (группу заводов: Ново-Уфимский НПЗ, «Салаватнефтеоргсинтез», «Уфанефтехим», Уфимский НПЗ).

С точки зрения обеспечения энергетической безопасности страны, рассматриваемый регион является единственным на Северо-Западе — он обеспечивает поставки нефти на переработку как на территории Северо-Западного федерального округа («Лукойл-Ухтанефтепереработка»), так и на НПЗ Центрального федерального округа («Ярославнефтеоргсинтез» и Московский НПЗ) по системе магистральных нефтепроводов ОАО «АК Транснефть». Вместе с тем, если говорить о количественной оценке реального вклада в энергетическую безопасность региона добываемой и перерабатываемой на территории СЗФО нефти, то он составляет около 15% потребности региона в нефтепродуктах (См. «Задачи развития топливно-энергетического комплекса в соответствии со стратегией социально-экономического развития Северо-Запада России» // НефтьГазПромышленность, 2005, №№ 6, 7), что противоречит широко распространенному заблуждению о самодостаточности округа по нефти и нефтепродуктам. Даже с учетом перерабатываемой на «Киришинефтеоргсинтезе» нефти Западной Сибири, как показали наши исследования, общий вклад обоих заводов обеспечивает менее четверти потребностей округа в нефтепродуктах в связи с экспортной ориентированностью завода в Киришах. В регион нефтепродукты завозятся главным образом с НПЗ Приволжского и Центрального федеральных округов, что увеличивает транспортную составляющую в их цене для конечного пользователя.

Тимано-Печора: северное транспортное направление

Северное транспортное направление охватывает ЦНД, расположенные в северной части Ненецкого автономного округа: Варандейский на побережье Печорского моря и Колгуевский, расположенный на одноименном острове на шельфе. Для обоих ЦНД морской транспорт является единственно возможным способом вывоза нефти. Добыча высококачественной нефти в Колгуевском ЦНД падает. В 2007 г. она составила 73 тыс. т. Нефть вывозится непосредственно в Роттердам танкерами небольшого водоизмещения. Варандейский ЦНД до лета 2008 г. характеризовался небольшими объемами добычи — около полумиллиона тонн нефти в год, которые вывозились танкерами небольшого водоизмещения (до 20 тыс. т). С 2005 г. нефть переваливалась через танкер-накопитель «Белокаменка». Ввод в разработку Южно-Хыльчуюского месторождения с ожидаемой добычей свыше 7 млн т, создание межпромысловой транспортной инфраструктуры и завершение строительства отгрузочного комплекса мощностью до 12 млн т позволило перейти к крупнотоннажной отгрузке нефти. Первая состоялась 9 июня 2008 г. — специально построенный для проекта арктический челночный танкер «Василий Динков» дедвейтом 70 тыс. т повез нефть на нефтеперерабатывающий завод North Atlantic, расположенный на острове Ньюфаундленд (Канада). Преимуществом этого завода годовой мощностью 6 млн т, рассчитанного и на переработку нефти с повышенным содержанием серы, является то, что поставка нефтепродуктов осуществляется как в Европу, так и на атлантическое побережье США. Для вывоза нефти предполагается использование рейдового комплека «Белокаменка».

Выводы

1. Сложившаяся к середине 2008 г. на Северо-Западе России система транспорта добываемой нефти обеспечивает устойчивые поставки как на внутренний, так и внешний рынки. В настоящее время большая часть нефти, добываемой на территории округа, экспортируется. При этом принципиальной особенностью является то, что практически вся добываемая нефть поступает на мировой рынок путем прямых поставок через морские терминалы, минуя территории третьих стран, что обеспечивает транспортную независимость страны (рис. 2).

2. Объединяющие ЦНД регионы нефтедобычи играют различную роль в обеспечении энергетической и экономической безопасности страны. Из трех регионов нефтедобычи два (Балтийский и Север Тимано-Печоры) являются экспортно-ориентированными; они не оказывают никакого влияния на энергетическую безопасность страны, но играют значительную роль в обеспечении ее экономической безопасности и транспортной независимости. При происходящем росте добычи в Варандейском ЦНД и после ввода в разработку Приразломного месторождения эта доля еще более увеличится. Более того, ожидаемый рост добычи в центральных районах Тимано-Печоры, в связи с ограниченностью внутреннего свободного рынка нефти, позволяет говорить о том, что и этот регион обладает значительным экспортным потенциалом.

3. Вклад единственного региона, Центра и Юга Тимано-Печоры, обеспечивающего поступление нефти на внутренний рынок — на НПЗ России, в энергетическую безопасность страны незначителен. Вместе с тем роль добываемой на территории Северо-Запада нефти в обеспечении энергетической безопасности региона и страны (обслуживание внутреннего рынка) может быть повышена несколькими путями.

Центр и юг Тимано-Печоры: в случае строительства предлагаемых Минэнерго в рамках господдержки малого и среднего бизнеса НПЗ при размещении одного из них в районе Ярославля, куда нефть поставляется по системе магистральных нефтепроводов как из Тимано-Печоры, так и Поволжья и Западной Сибири, независимые нефтяные компании региона смогли бы направлять свое сырье на переработку, обеспечивая его частичную загрузку (в 2007 г. они добыли 3 млн т нефти).

Реальный вклад может внести завершение компанией «Енисей» строительства НПЗ мощностью около 1 млн т в Усинске и реализация компанией «Северное сияние» строительства НПЗ мощностью до 2 млн т в Псковской области.

Север Тимано-Печоры: строительство нефтеперерабатывающего завода в регионе Мурманска на экспортном потоке тяжелых нефтей позволило бы направить на переработку как часть нефти Варандейского ЦНД, так и готовящегося к освоению Приразломного, а в дальнейшем Долгинского месторождений. Это позволит решить несколько важных задач: обеспечить энергетическую безопасность региона за счет местных ресурсов, в первую очередь с позиций бесперебойного обеспечения жилищно-коммунального хозяйства мазутом и снижения транспортной составляющей в его цене; повышение рентабельности освоения шельфовых месторождений тяжелой нефти за счет экспорта легких продуктов перегонки с большей добавленной стоимостью; топливообеспечение самого процесса освоения шельфовых месторождений, отказавшись от дорогостоящих поставок топлива из центральных регионов страны. В итоге будет обеспечен не только реальный вклад освоения ресурсов нефти арктического шельфа в обеспечение энергетической безопасности страны, но и снижена востребованность газа, что крайне привлекательно в условиях грядущего окончания газовой паузы. (См. «Налоговые и иные стимулы разработки месторождений тяжелой нефти арктического шельфа и его побережья» // НефтьГазПромышленность. 2007. № 3.)

4. Развитие нефтетранспортной схемы на Северо-Западе России за счет строительства второй очереди Балтийской трубопроводной системы (маршрут Унеча — Усть-Луга с ответвлением на Кириши) не окажет какого-либо влияния на изменение рынков нефти Северо-Запада, поскольку новая ветка будет обслуживать транзитные потоки Поволжья и Западной Сибири, поступавшие в систему «Дружба».

Основная литература
1. Григорьев М. Н. Центры нефтедобычи как основа развития добывающих отраслей топливно-энергетического комплекса // Нефтяное хозяйство. 2003. № 12. C. 16–19.
2. Воронцова С. Д., Григорьев М. Н., Климов С. М., Совершаева Л. П., Слуцкий Е. Г., Хазова Е. В., Ходачек А. М. Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 года.  // СПб., «Знание», 2003. 220 с.
3. Григорьев М. Н. Оценка транспортной обеспеченности роста нефтедобычи в Тимано-Печорской провинции // Бурение и нефть. 2006. № 6. С. 46–51.

Дата: 15.10.2008
М. Н. Григорьев
"НефтьГазПромышленность" 6 (42)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!