Ликвидация разливов нефти на юге России — острая проблема

1 стр. из 1

Накануне заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Южного федерального округа в Анапе прошел Южный нефтегазовый форум, на котором был рассмотрен ряд весьма актуальных вопросов, связанных с реализацией мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов на территории субъектов Южного федерального округа РФ. О ходе реализации этих мероприятий рассказывает начальник управления предупреждения чрезвычайных ситуаций Южного регионального центра В. Г. Синьков.


Самая крупная за последние годы ЧС произошла 11 ноября 2007 г. в Керченском проливе (см. НГП № 1(37), 2007 г. «Систему ликвидации разливов нефти пора финансировать»). В результате разлома нефтеналивного танкера «Волгонефть-139» произошел разлив более 1500 т мазута из 2-х танков танкера.
Данная ЧС выявила серьезные недостатки в системе ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов.

Серьезные недостатки в системе ликвидации:
— в приморской зоне отсутствуют организации, имеющие лицензию на перевозку и хранение опасных грузов (загрязненного нефтепродуктами грунта, водорослей и т.п.) и их дальнейшую утилизацию и переработку;
— на территории Краснодарского края отсутствуют места, предназначенные для хранения больших объемов загрязненных материалов;
— отсутствует алгоритм выполнения мероприятий по сохранению фауны и флоры при ликвидации ЧС, связанных с разливом нефтепродуктов;
— при наличии большого количества действующих и строящихся портов с нефтяными терминалами и нефтепродуктопроводов в крае нет аварийно-спасательного подразделения, способного решить задачи по ликвидации ЧС, связанных с разливом нефтепродуктов большого объема;
— действующие АСФ(Н) не владеют методиками подъема нефтепродуктов, осевших на морском дне;
— нет методики оценки загрязнения морского дна с использованием современных технологий, таких как дистанционное зондирование из космоса.

Несмотря на то, что с момента керченской катастрофы прошло уже несколько месяцев, до сих пор не начата переработка нефтесодержащих грунтов.

Мониторинг прибрежных вод на наличие загрязнения нефтепродуктами организован силами ГУ «Краснодарский краевой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Отбор проб в прибрежной полосе Азовского и Черного морей, Керченского пролива, Таманского залива ведется два раза в месяц.

В соответствии с краевой «Программой по ведению дополнительных наблюдений за качеством воды в Керченском проливе, Азовском и Черном морях в зоне чрезвычайной ситуации», на 2008 г. определена периодичность отбора проб, а также сеть наблюдательных постов и режимных наблюдений с учетом источника загрязнения.

По состоянию на май 2008 г. в большей части проб воды, отобранных на побережье Азовского и Черного морей, Керченского пролива, Таманского залива, загрязнения нефтепродуктами практически не отмечается. Превышение порядка 1,2–1,6 ПДК наблюдается в зонах, где часть осевшего на дно мазута занесена наносами и сохранилась в донных отложениях прибойной зоны, а также в зонах, прилегающих к труднодоступным участкам побережья (пос. Ильич, ст. Тамань, коса Тузла). В районе затопленной носовой части танкера «Волгонефть-139» загрязненность составляет 1,6 ПДК.

Несмотря на то, что в большинстве своем к основным причинам ЧС на территории субъектов Южного федерального округа РФ можно отнести незаконные врезки в магистральные нефтепроводы, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, сравнимых с керченской катастрофой, на юге России довольно высока.

Опыт ликвидации разливов нефтепродуктов в Керченском проливе показал, что сил и средств группировки АСФ(Н), созданной на сегодняшний день на юге России, не достаточно для проведения таких масштабных операций по ликвидации ЧС.

Две самые крупные ЧС в 2008 г. произошли на территории Республики Дагестан.

Одна из них — пожар на нефтебазе ОАО «Дагнефтепродукт» — показала неготовность объектового звена РСЧС к ликвидации ЧС, связанной с возгоранием резервуара с нефтью. В результате пожара, происшедшего 27 марта 2008 г. на резервуаре сырьевого парка товарного цеха, от полученных тяжелых ожогов скончалась молодая женщина-оператор ОАО «Дагнефтепродукт»; полностью выведен из строя резервуар, который восстановлению не подлежит; огнем уничтожена большая часть нефтепродукта (сырая нефть), хранившаяся в резервуаре, тем самым ОАО «Дагнефтепродукт» нанесен крупный материальный ущерб.

По результатам проведенной целевой проверки комиссией Южного регионального центра МЧС России было определено, что работа по внедрению новых технологий в области пожаротушения на объекте не ведется и оценивается как «неудовлетворительная». В итоге, комиссией регионального центра определено, что противопожарное состояние объектов ОАО «Дагнефтепродукт» не соответствует установленным требованиям пожарной безопасности.

В продолжение темы приходится констатировать, что на сегодняшний день ситуация коренным образом не изменилась. На территории края из 60 необходимых АСФ(Н) функционирует только 13, из которых 6 — нештатных. Таким образом, территория края обеспечена АСФ(Н) только на 12%. Если же взять общее количество АСФ(Н), необходимых для своевременного реагирования на чрезвычайные ситуации, то оказывается, что на территории субъектов Южного федерального округа РФ создано всего 153 аварийно-спасательных формирования, что составляет лишь 10,6% от необходимого количества (1436) для полного прикрытия территорий от ЧС. Аттестовано же на проведение работ только 37 АСФ(Н), что составляет 25% от действующих и 2,5% (!) от АСФ(Н), которые требуется создать для полного прикрытия объектов и территорий от ЧС.

Только 35 из 153 созданных АСФ(Н) (25%) имеют специальное оснащение, запасы или договора на оперативную поставку сорбционных материалов и спецтехники. У профессиональной аттестованной группировки в целях оперативного реагирования создан запас сорбционных материалов и спецтехники.

По состоянию на июнь 2008 г. в распоряжении территориальных подсистем РСЧС субъектов в ЮФО РФ находится более 22 т сорбентов.

 Вертикально-интегрированная структура крупных нефтяных компаний не позволяет на территории субъектов ЮФО РФ создать достаточную группировку профессиональных АСФ(Н) для прикрытия всех объектов, имеющих в обороте нефть и нефтепродукты. Созданные на объектах АСФ(Н) в основном имеют статус нештатных формирований и, как показывает практика, способны выполнять задачи только объектового значения и только в завершающей стадии ликвидации ЧС. Действующие АСФ(Н), содержащиеся за счет местных бюджетов и бюджетов субъектов ЮФО РФ, готовы к реагированию на ЧС только локального и муниципального значения, но и их количество не обеспечивает прикрытия территории всех субъектов региона. Планирование мероприятий в области предупреждения и ликвидации ЧС напрямую связано с уровнем достаточной технической оснащенности АСФ(Н), которого нет у большинства действующих АСФН(Н).

Нет профессиональных аттестованных АСФ(Н) на территории Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской республик, Чеченской Республики, Республики Ингушетия и на территории Республики Северная Осетия — Алания.

Утилизация нефтепродуктов — самая острая проблема

Особо остро стоит вопрос утилизации собранной нефти и нефтепродуктов и реабилитации загрязненных территорий. В настоящее время на территории ЮФО имеется 32 участка, загрязненных нефтью и нефтепродуктами общей площадью 970 км².

На сегодняшний день только на площадках временного хранения в Темрюкском районе Краснодарского края в ООО «Сириус» и на вновь созданном полигоне у подножья горы Горелой находится 69120 т замазученных водорослей и грунта.

В целях скорейшего решения этой насущной проблемы для юга РФ Южный региональный центр МЧС России предлагает: во взаимодействии с заинтересованными функциональными подсистемами РСЧС, территориальными службами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов ЮФО РФ организовать работу по созданию сети полигонов утилизации собранных отходов нефти и нефтепродуктов, проработать вопрос создания полигонов по утилизации собранных отходов нефти и нефтепродуктов на базе действующих производств, основой деятельности которых является изготовление асфальта или битумных смол, путем совместного государственно-коммерческого подхода к организации производства, а также внедрения современных способов утилизации;
МПР России необходимо инициировать внесение дополнений в нормативно-правовые акты субъектов ЮФО РФ в части, касающейся экологической обстановки в отношении данных производств для законодательного закрепления утилизации нефтяных отходов как смежного рода деятельности предприятий.

Совместные проверки

В целях контроля исполнения действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в прошлом году на юге РФ надзорными органами территориальных органов МЧС России проверено 820 объектов организаций, имеющих в обороте нефть и нефтепродукты, которые оценены как:
— не соответствующие предъявляемым требованиям — 425 ПОО(Н);
— ограниченно соответствующие предъявляемым требованиям — 321 ПОО(Н);
— соответствующие предъявляемым требованиям — 74 ПОО (Н).

По 226 фактам выявленных нарушений материалы направлены в суд.

В надзорной деятельности и в правоприменительной практике региональный центр тесно взаимодействует и принимает активное участие в работе с территориальными службами федеральных органов исполнительной власти. Работа, проведенная в прошлом году с Росприроднадзором, показала продуктивность совместных мероприятий. Руководство регионального центра надеется на дальнейшее взаимное сотрудничество с органами исполнительной власти субъектов, муниципальными образованиями и организациями при проведении данных проверок.

На текущий год на территории субъектов в ЮФО РФ запланированы проверки 1014 объектов, имеющих в своем обороте нефть и нефтепродукты.

За 4 месяца 2008 г. территориальными органами МЧС России по субъектам ЮФО РФ осуществлены проверочные мероприятия уже на 270 ПОО.

Из них:
— не соответствует предъявляемым требованиям — 144 ПОО;
— ограниченно соответствует предъявляемым требованиям — 96 ПОО;
— соответствует предъявляемым требованиям только 30 ПОО;
Несовершенство нормативно-правовой базы в вопросах привлечения к ответственности руководителей организаций и объектов за нарушения, допущенные в области обеспечения безопасности населения и территорий от ЧС, затягивает планирование мероприятий в области предупреждения и ликвидации ЧС.

Так, среди отдельных руководителей объектов, имеющих в обороте нефть и нефтепродукты, негласно бытует мнение, что дешевле заплатить штраф в размере 10000 руб., чем оплачивать расходы на разработку плана ПЛРН, проведение экспертизы на создание штатного профессионального АСФ или по договору на обслуживание профессиональным АСФ.

Руководители организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, большинство из которых расположены вблизи населенных пунктов, произвольно толкуют действующее законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, игнорируя идентификационные признаки опасности возглавляемых ими организаций.

 Высокий фактор риска

Предпринимательская деятельность по реализации и хранению нефтепродуктов имеет высокий фактор риска и является потенциально опасной.

Наибольшее опасение вызывает состояние безопасности АЗС, эксплуатируемых мелкими организациями и частными предпринимателями. Если крупные нефтяные компании включают в свои бизнес-планы планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, то производственный контроль за работой АЗС со стороны Ростехнадзора практически упразднен (указание Председателя Правительства Российской Федерации от 9.04.2008 № ВЗ-П16-2160).

В то же время, как показывает статистика Ростехнадзора, оборудование и производственные помещения большей части АЗС не соответствуют нормам безопасности и правилам технической эксплуатации. Кроме того, организации, эксплуатирующие АЗС, скрывают информацию об авариях на своих объектах. Из официальных источников Ростехнадзора известно, что многочисленные нарушения присутствуют на всех стадиях эксплуатации АЗС. На территориях АЗС зачастую отсутствуют системы контроля взрывоопасных концентраций газовоздушной среды, инспекторы Ростехнадзора выявили отсутствие проектной и исполнительно-технической документации. Резервуары для хранения нефтепродуктов не обслуживаются должным образом, что приводит к их непригодности для эксплуатации, технологические трубопроводы и электрооборудование не проходят своевременные испытания. Многие АЗС не укомплектованы оборудованием и материалами, предназначенными для ликвидации ЧС.

В связи с вышесказанным, Южный региональный центр предлагает: территориальным службами федеральных органов исполнительной власти продолжить практику совместных контрольно-надзорных мероприятий в отношении объектов, имеющих в обороте нефть и нефтепродукты.

Разработка планов

Отдельно следует остановиться на разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов различных уровней и обратить внимание читателей на то, что данные планы разрабатываются не для отчетности, а для планирования и организации действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также для определения готовности объектов к предупреждению и ликвидации ЧС.

Необходимо отметить, что по состоянию на май 2008 года на территории ЮФО завершена разработка 3335 планов ПЛРН всех уровней, что составляет 65% от 5154 планов, но введено в действие только 1353 (41% от разработанных).

Планов ПЛРН территориальных подсистем РСЧС разработано 6 (46%) из 13, введены в действие только в 3-х субъектах.

Планов ПЛРН органов местного самоуправления необходимо разработать 321. Разработано 127 (40%), введены в действие 48 (38% от разработанных).
4819 планов ПЛРН необходимо разработать организациям, имеющим в обороте нефть и нефтепродукты, разработано 3202 (66%), получили положительное заключение экспертизы и введены в действие 1302 (41% от разработанных).

Основные причины столь неэффективного планирования мероприятий в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, по мнению руководства Южного регионального центра МЧС России, заключаются в следующем:
— более 50% разработанных планов ПЛРН не получают положительных заключений Государственной экспертизы проектов в МЧС России;
— низкий уровень подготовки должностных лиц организаций, разрабатывающих данные планы ПЛРН;
— при разработке и вводе в действие планов ПЛРН имеют место неправильное обоснование (идентификация) уровней ЧС, нехватка специальных сил и средств;
— крайне неудовлетворительно организована работа по созданию и наращиванию специальных сил и средств, аттестации аварийно-спасательных формирований, предназначенных для оперативного реагирования на ЧС. В связи с этим планы организаций, осуществляющих деятельность на территории, не могут получить положительное заключение Госэкспертизы и быть утверждены.

При этом имеют место:
— утверждение и ввод в действие планов ПЛРН без положительного заключения государственной экспертизы МЧС России в нарушение установленного в МЧС России порядка;
— заключения договоров с организациями, не имеющими собственных формирований с АСФ, не аттестованными по п. 30 Квалификационных требований МАК для выполнения соответствующих работ, не способными обеспечить локализацию ЧС в установленные сроки, не имеющими специальных сил и средств, достаточных для оперативного реагирования.

Нет единого подхода

Во многом реализация задач в области предупреждения и ликвидации ЧС осложняется отсутствием единого подхода к достижению общих целей между заинтересованными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями. В соответствии со статьей 13.1 Федерального закона от 21 декабря 1999 г. № 68 — ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» федеральные органы исполнительной власти организуют работу в области защиты населения и территорий от ЧС в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики.

В этой связи руководство Южного регионального центра МЧС России предлагает: для создания единой функциональной подсистемы РСЧС «Предупреждение и ликвидация ЧС, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов на территории РФ» соответствующим министерствам и ведомствам создать функциональные подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС в сферах своей деятельности.

Что в «сухом остатке»?

Что же следует предпринять в первую очередь, сообразуясь с вышесказанным:
1) активизировать создание и наращивание группировок специальных технических средств для оперативного реагирования на ЧС из расчета зоны действия АСФ по временным нормативам, установленным постановлениями Правительства;
2) продолжить проведение мероприятий по надзору и контролю за выполнением требований законодательства совместно с прокуратурой, Ростехнадзором, Росприроднадзором с передачей материалов контроля в органы судебной власти для принятия мер административного воздействия;
3) обеспечить проведение инвентаризации опасных производственных объектов в ходе плановых и внеплановых проверок организаций, а также в процессе практических действий организации при ликвидации ЧС, учений и тренировок;
4) продолжить мониторинг территорий, загрязненных нефтью и нефтепродуктами, возвращаемых для нужд хозяйственной деятельности, выведенных из эксплуатации нефтепроводов, лицензионных участков месторождений и нефтяных скважин в соответствии с перечнями (реестрами);
5) осуществить внедрение автоматизированных информационных и прогнозно-аналитических систем выявления и оценки возможных угроз, а также комплексов поддержки принятия решений в области предупреждения, локализации и ликвидации ЧС;
6) разработать и апробировать механизм привлечения негосударственных финансовых, материальных и иных ресурсов, включая механизмы частно-государственного партнерства, для решения инновационно-инвестиционных задач в области обеспечения безопасности населения и усиления защищенности опасных производственных объектов.

Одной из самых крупных аварий на территории Южного федерального округа является порыв трубопровода на нефтебазе «Шесхарис» ОАО «Черномортранснефть» в г. Новороссийске (1997 г.), когда в море попало более 180 т нефти. Для сравнения, в результате аварии с греческим танкером «Престиж» в 2002 г. у курортного побережья Испании и Франции произошел разлив 77 тыс. т нефтепродуктов, что привело к серьезной экологической катастрофе в морских акваториях этих стран.

Дата: 15.10.2008
В. Г. Синьков
"НефтьГазПромышленность" 6 (42)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!