Сила корпоративного слова

1 стр. из 1

В современных российских компаниях все чаще заходит речь о необходимости выпуска корпоративной газеты или журнала. Большинством эта акция воспринимается как естественное развитие бизнеса, но есть и те, для кого выпуск корпоративного издания — это еще и возрождение традиций. Хорошо известные старшему поколению «многотиражки» являли собой целый культурный пласт не только жизни отдельного завода, шахты, фабрики или института, но и страны в целом. В семьях, где бережно относятся к традициям, и сегодня можно обнаружить пожелтевшие от времени номера газеты предприятий, на которых трудились предки. Предмет особой гордости — раритеты, изрядно потрепанные от постоянной демонстрации гостям, в которых рассказывается о трудовых подвигах родителей и детей. Слово, напечатанное в «многотиражке» много лет назад, сохраняет свою силу и сегодня. Такой результат — предмет мечтаний всех, кто работает над подобным изданием для своей компании сегодня, в том числе принадлежащих к нефтегазовой отрасли.

Монстры рынка

К сожалению, нельзя сказать, что издание корпоративных журналов и газет получило в нефтегазовой отрасли массовое распространение. Но, если судить по данным опроса представителей 93 корпоративных изданий, то на фоне общей массы корпоративных изданий в России доля изданий отрасли составляет примерно пятую часть. По данным опроса также выяснилось, что более чем 3/4 подобных изданий издаются частными компаниями (78,4%), 5,7% — общественными организациями, 15,9% — государственными ведомствами и компаниями смешанного типа (с государственным и частным капиталом). Доля частных компаний, представляющих ТЭК и нефтяной бизнес, составляет 16,9%. Для сравнения: промышленное производство (37,1%), СМИ (7,9%), финансы (6,7%), транспорт (4,5%), PR (4,5%), образование (3,4%), торговля (2,2%) а также в других сферах (реклама, информационное обеспечение, страхование и т. д.) менее чем по 1%.

Большая часть участников опроса, говоря о корпоративных СМИ, имели в виду газеты (64,5%), журналы 19,6%, радио 7,5%, сайты в Интернете 8,4%.

3/4 корпоративных изданий ориентированы на сотрудников (73,2%). Анализ средних оценок показал, что приоритетной аудиторией считаются рядовые работники, затем руководители среднего звена и топ-менеджеры. Только 1/4 изданий (26,8%) ориентируется на внешние аудитории: в равной степени на клиентов и партнеров.

Издания компаний и организаций различаются по техническим параметрам, тиражу, формату, объему, каналам распространения, периодичности издания, стоимости, а также годовому бюджету (источник: Пресс-Атташе.Ru).

В табл. 1 представлены наиболее популярные издания компаний нефтегазового комплекса. Нетрудно заметить, что некоторые компании выпускают одновременно по нескольку изданий, предназначенных для разных групп потребителей. К примеру, у «Лукойла» — шесть изданий (в том числе и региональные), а у «Газпрома» — пять.

Журнал компании «Газпром» — одного из мировых лидеров по поставкам природного газа и других видов углеводородного сырья — изначально был задуман как полноценный журнал с множеством рубрик, включая даже такие, как «Расследование», «Реплика», в которых печатаются материалы, по жанру похожие на фельетоны. В редакции «стремились абстрагироваться от всего того, что существует на рынке корпоративных СМИ, и сделать качественный медиапродукт, который не затерялся бы и в любом газетном киоске».

По сравнению с другими видами СМИ, издаваемыми и выпускаемыми на средства компании «Татнефть», газета «Нефтяные вести» по своему содержанию считается узкопрофессиональной. Здесь можно ознакомиться с новыми технологиями, внедряемыми в подразделениях акционерного общества, с особенностями деятельности отдельных нефтегазодобывающих управлений, с проблемами буровиков, капремонтников, с отчетами с семинаров главных инженеров, научно-практических конференций молодых специалистов и т. д.

По результатам социологического исследования выяснилось, что регулярно «Нефтяные вести» читают 48% работников компании. При этом наибольший читательский интерес газета вызывает у руководителей и ведущих специалистов (86% и 52,5%). Опрос также показал, что газету больше читает старшее поколение, нежели молодое, и чаще мужчины, чем женщины. Издание постоянно усовершенствуется: больше внимание стало уделяться социальной тематике, изменился дизайн.

Многотиражной газете «Нефть Приобья» — 30 лет! До 1991 г. газета была органом партийного и профсоюзного комитетов производственного объединения «Сургутнефтегаз». Сегодня основные рубрики — «Факты. Подробности», «В коридорах власти», «Сургутнефтегаз: годы и судьбы», «Приоритеты», «На том стоим» — рассказывают о трудовых буднях и праздниках акционерного общества «Сургутнефтегаз». Правда, судя по всему, рассказывают не всем: тираж газеты в 10 000 экземпляров для 70 000 работников вряд ли можно назвать достаточным.

Тематика корпоративных изданий нефтегазовых компаний иногда выходит за рамки конкретной компании и распространяется на всю отрасль, отражая перспективы и тенденции ее развития. Примером является журнал «Нефть России» («Лукойл»). На страницах издания публикуются аналитические исследования и обзоры, большое внимание уделяется темам финансов, права и менеджмента, истории нефтяной отрасли. Изложение материалов, даже имеющих узкоспециальную направленность, ведется в популярной форме. Журнал адресован тем, кто интересуется проблемами нефтяной и смежных с ней отраслей промышленности.

По мнению экспертов, на рынке корпоративных изданий нефтегазовой отрасли в последние годы наблюдается еще одна тенденция: крупные компании, например «Лукойл», «Газпром», выпускают корпоративные издания, ориентированные на читателей за рубежом. Целевая аудитория — потенциальные партнеры, инвесторы и т. п. Так, журнал «Нефть России» имеет англоязычный вариант — Oil of Russia.

Волшебная палочка

В то время как монстры корпоративного слова корректируют свой имидж, начинающие, словно маленькие гномы, пытаются разыскать волшебную палочку, по мановению которой явится корпоративное издание. Но при этом, как это обычно бывает даже в сказках для взрослых, необходимо соблюсти три важных условия:
1. Определить вариант корпоративного издания: «внутренний», «клиент-ориентированный» или «смешанный». От того, какой из этих вариантов будет выбран, зависит не только содержание газеты или журнала, но и их тираж, объем, периодичность выпуска и параметры печати. Внутреннее издание предназначено для сотрудников компании, клиент-ориентированное — для клиентов и партнеров. «Смешанный» тип изданий предназначен как для персонала, так и для клиентов компании.
2. Разработать концепцию издания. Универсальной концепции корпоративного издания не существует. Чтобы правильно ее определить, нужно в первую очередь знать саму компанию, ее миссию и стратегию, цели и задачи, иметь представление об информационных потребностях сотрудников. Кроме того, нужно иметь сведения об отрасли фирмы, ее продуктах или услугах, соотношении интеллектуального, физического труда и продаж в бизнесе, сильных и слабых сторонах.
3. Выпуск корпоративного издания рассматривать как отдельный проект со всеми его атрибутами: концепцией, целями и задачами, материальными и кадровыми ресурсами.

В результате реализации данного проекта компания может получить:

Средство сплочения коллектива.

Корпоративная газета или журнал способны подтвердить корпоративный дух, который формируется и руководством, и рядовыми сотрудниками компании. Объединяют коллектив статьи, освещающие общие фирменные мероприятия или просто события, происходящие в фирме. Статьи, в которых упоминаются конкретные сотрудники, формируют чувство приобщенности к компании.

Обратную связь от сотрудников.

Информация, содержащаяся в статьях, интервью, отчетах и обзорах деятельности компании, позволяет руководителю следить за ходом выполнения подчиненными распоряжений, контролировать психологический климат коллектива, прогнозировать возникновение возможных проблем и т. д.

Общее мнение об актуальной проблеме.

На страницах издания можно вести дискуссию о насущной проблеме организации и путях ее решения. Общее собрание созывается для принятия окончательного решения. Мнение коллектива также может быть освещено через корпоративное СМИ.
Более полное знакомство с сотрудниками фирмы.
Во-первых, можно писать статьи, рассказывающие о сотрудниках компании, их интересах, увлечениях. Во-вторых, можно опубликовать результаты социологических исследований или опросов. В-третьих, можно написать статью о том, как использовать в полном объеме знания сотрудников фирмы.
Раскрытие и развитие способностей сотрудников.
Коллеги могут проявить себя, подготовив материал для газеты. Публикация может быть интересна и полезна. Вполне вероятно, что раскроется литературный талант работника, который может быть использован в рабочих целях.
Возможность пробной научной публикации сотрудников.
Сейчас во многих фирмах поощряется получение сотрудниками научных степеней. Соискатели обычно публикуют результаты своей научной работы. Но прежде, чем публиковать в официальных изданиях, свою научную статью можно поместить в корпоративной газете. Коллеги прочтут, выскажут свои предложения и замечания, и уже после этого отредактированный материал можно отправлять в средства массовой информации.

Формирование имиджа компании.

Имидж компании — элемент корпоративной культуры. Корпоративное издание — это один из инструментов формирования корпоративной культуры. Поэтому вполне закономерно, если на страницах газеты или журнала будут обсуждаться правила поведения с клиентами фирмы, правила поведения внутри компании, другие элементы создания корпоративного имиджа, а затем публиковаться уже утвержденные нормы.
Распространение внутрифирменной информации.

В любой фирме постоянно появляется какая-либо информация, которая должна быть доведена до работников компании: официальные распоряжения руководства фирмы, инструкции, объявления о корпоративной вечеринке или об общем выезде за город. Преимущество размещения подобной информации в корпоративном издании состоит прежде всего в том, что к официальному документу можно дать комментарии и объяснения, а иногда и просто привлечь внимание.

Средство мотивации и стимулирования работников.

Через корпоративное издание можно поблагодарить сотрудника, можно опубликовать информацию о его повышении в должности, рассказать о его профессиональных успехах. Также можно высказать порицание, опубликовать выговор.

Место для рекламы.

Корпоративное издание по своей сути является рекламным изданием. Кроме того, создатели корпоративной прессы могут привлекать и традиционную рекламу. Например, реклама для интересующихся новыми тенденциями в сфере оформления интерьеров, любящих часто обновлять домашнюю обстановку и т. д. Привлечение клиентов-рекламодателей — это хороший шанс повысить рентабельность корпоративного издания.

Дата: 15.10.2008
Мая Килошенко
"НефтьГазПромышленность" 6 (42)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!