|
|||||
1 стр. из 1 Прибайкалье и Ангара были для государства открыты во времена царствования Михаила Федоровича Романова казаком-первопроходцем Курбатом Игнатовым в 1643 г. Через два года другой первопроходец Василий Колесников прошел по Ангаре до Байкала. В 1652 г. был основан Иркутский острог — форпост против кочевников и бурятов, обложенных ясаком. В 1826 г. здесь по Московскому кандальному тракту проводили закованных в кандалы декабристов. А спустя почти 120 лет — в мае 1945 г. — в месте впадения в Ангару реки Китой и рядом с одноименной железнодорожной станцией, что в 40 км от Иркутска, было начато строительство нефтеперерабатывающего завода, ставшего в дальнейшем форпостом внутренней и внешней политики СССР в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Первоначально, правда, предприятие возводилось для того, чтобы запустить в эксплуатацию трофейное немецкое оборудование для переработки угля, ибо поблизости находилось крупное Иркутско-Черемховское угольное месторождение. Но позднее, когда в Западной Сибири были открыты огромные запасы нефти, комбинат был переориентирован на новое сырье — нефть. В 1951 г. новый населенный пункт, который даже не имел официального названия, до этого звавшийся Китоем, Аварийным, Басурмановкой, Майским, Копай-городом, получил статус города и обрел свое нынешнее имя — Ангарск. В 1953 г. произошел ввод в эксплуатацию основных производств, а именно нефтеперерабатывающего и нефтехимического. С этого события и начинается история Ангарской нефтехимической компании (АНХК). Вначале нефть доставлялась по железной дороге, затем сюда была брошена из Поволжья нитка нефтепровода, и начала поступать башкирская и татарская нефть, к которой чуть позже присоединилась и тюменская. Для удовлетворения потребности комплекса в электроэнергии и тепле были введены в эксплуатацию три теплоэнергостанции: ТЭЦ 1 (1951 г.), ТЭЦ 10 (1959 г.) и ТЭЦ 9 (1962 г.). На Ангарский нефтехимический комплекс с самого начала была возложена миссия «северного завоза», т. е. обеспечения топливом и ГСМ северных районов Красноярского края, Якутии и Дальнего Востока. Другими крупнейшими потребителчми продукции АНХК являлись армия и флот страны (в том числе и многотысячный контингент советских вооруженных сил в Монголии), чьи нужды и требования определяли ассортимент производимых нефтепродуктов (бензин А-76, дизтопливо, мазут), а главное — объемы их выпуска. Помимо перечисленного на восьми заводах АНХК (нефтеперерабатывающем, коксогазовом, химическом, полимеров, гидрирования, азотных удобрений, катализаторов, органической химии) производились: авиакеросин, смазочные и трансформаторные масла, электродный кокс, полимеры, азотные удобрения, катализаторы, товары бытовой химии и другая продукция органической химии. Установленная мощность переработки нефтяного сырья составляла 24 млн. т в год. Градообразующий комплекс обеспечивал рабочими местами 20 тыс. человек. Успехи прибайкальского комплекса-гиганта были настолько внушительны, что Ангарск — город, обязанный своим появлением АНХК, в 1971 г. (в год своего двадцатилетия) был удостоен очень почетной награды — ордена Трудового Красного Знамени. СССР распался, плановая экономика сменилась рыночной. Гигант советской индустрии, накрепко привязанный к бюджету, начал тихо угасать. Масштабы и скорость, с которой проходила приватизация в России, не оставляли возможности подумать о судьбе приватизируемых градообразующих предприятий, к числу которых относилась и АНХК. Контрольный пакет акций предприятия находился у государства, которое номинально являлось его собственником, но фактически в эти годы было бесконтрольное хозяйствование, когда руководство, не умеющее хозяйствовать в рыночных условиях, обращалось с предприятием как со своей личной собственностью, в первую очередь, для личного обогащения: огромные мощности загружались плохо, при этом большие энергозатраты и сильно раздутые штаты съедали все заработанные средства, способствовали росту убытков. В 1995 г. АНХК со всеми своими долгами и проблемами вошла в состав созданной постановлением правительства РФ «Сибирско-Дальневосточной нефтяной компании» («СИДАНКО»). Предприятие ей досталось фактически разворованным: астрономические суммы были выделены на непроизводственные нужды и неоправданные капитальные вложения либо просто «уведены» в сомнительные финансовые структуры. Продукция продавалась за бесценок нечистоплотным коммерческим фирмам-посредникам. Средства тратились в огромных количествах, производство поддерживалось за счет роста кредиторской задолженности, а налоги не платились вообще. На 1 января 1997 г. кредиторская задолженность АНХК составила 3,5 млрд. рублей, а чистые убытки — более 500 млн. руб. (суммы приводятся с учетом деноминации рубля 1998 г.). «СИДАНКО», похоже, не сильно обрадовалась приобретению. Шапка оказалась не по сеньке. А государство под угрозой ограничения квоты на экспорт нефти принуждало бедолагу-собственника поставлять нефть на АНХК. Финансовый коллапс августа 1998 г. больно ударил по всем российским предприятиям, в том числе по «СИДАНКО» и АНХК. Кредиторская задолженность АНХК к этому времени составляла уже 7,5 млрд. руб. Ангарский гигант был объявлен банкротом. Несмотря на приход нового собственника — группы компаний «РИНКО» и подписание в 2000 г. мирового соглашения с основными кредиторами, долги, как тяжелые цепи, не давали предприятию отдышаться. А проблемы только прибавлялись, главной из которых являлась потеря основных рынков сбыта, в частности, был утерян «северный завоз». Другой проблемой было не очень высокое качество продукции, а также низкий процент выпуска светлых нефтепродуктов (не более 45%). Загрузка предприятия нефтяным сырьем тоже была весьма низкой — всего лишь 45% от предельно возможной, да и сырье было недешевым, что влияло на цену и сбыт продукции не лучшим образом. За расчистку «авгиевых конюшен» АНХК в 2001 г. взялась НК «ЮКОС». И дело сдвинулось с мертвой точки. Была начата технологическая модернизация производственных узлов (за 5 лет на эти цели было направлено порядка 140 млн. долларов), обеспечена стабильная поставка нефтяного сырья (на уровне 8-9 млн. т в год), оговорена дальнейшая реструктуризация кредиторской задолженности, были приняты эффективные меры по взиманию просроченной дебиторской задолженности. Достижения оказались внушительными: уже в 2005 году Ангарская нефтехимическая компания вошла в рейтинг 100 ведущих предприятий России и стала лауреатом VIII Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» по семи видам выпускаемой продукции. На АНХК стал реализовываться проект по разработке, внедрению и сертификации интегрированной системы менеджмента (ИСМ) по трем международным стандартам (качество, экология, профбезопасность и охрана труда). Существенно расширился ассортимент, в частности, освоен выпуск оксигенатных бензинов с улучшенными экологическими характеристиками. В производственной цепочке компании, помимо трех основных производств (нефтеперерабатывающий завод, химический завод, завод масел), задействовано несколько дочерних предприятий, в том числе Восточно-Сибирский машиностроительный завод. Ангарский завод полимеров (АЗП), который в настоящий момент выведен из состава компании, по-прежнему связан с АНХК технологическими схемами. АЗП получает прямогонный бензин АНХК и использует его в качестве сырья, а выпускаемый заводом этилен поступает по трубе в ОАО «Саянскхимпласт», ведущее предприятие области по производству полимерных продуктов, где используется для дальнейшей переработки. Предприятие обеспечивает работой не только жителей Ангарска (около 13 тыс. человек), но и работников смежных производств, сервисных, подрядных организаций, а это еще около 40 тыс. человек. Но, как известно, с конца марта 2006 г. в НК «ЮКОС» была введена процедура внешнего управления. И с августа 2007 г. единственным акционером АНХК становится ОАО «Нефть-Актив» — «внучка» государственной нефтяной компании «Роснефть». Возродившийся и окрепший гигант вернулся к своему неласковому «родителю» — государству. Но его испытания на этом не закончились. Многочисленные иски о взыскании задолженности чуть не свели все усилия на нет. Два года длилась тяжба с некой лихтенштейнской фирмой, пытавшейся отсудить у АНХК около 10 млрд. руб. по векселю 1998 г., который после покупки акций АНХК «Роснефтью» оказался фальшивым. Кроме того, в иркутской зоне прохождения Восточно-Сибирского магистрального нефтепровода было выявлено 100 несанкционированных врезок, ликвидированы десятки незаконных мини-НПЗ, возбуждено 134 уголовных дела о хищении нефти. На сегодняшний день АНХК практически вернула себе статус флагмана нефтепеработки в азиатской части РФ. Ангарская нефтехимическая компания переработала 3 313 563 т нефти за четыре месяца 2008 г. Объем переработки возрос на 9,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Глубина переработки достигла 76,89%. Выход товарных светлых нефтепродуктов — 65,23% или 2 161 294 т. Всего с начала года выпущено 469 918 т автобензинов, в том числе высокооктановых «Регуляр-92», «Премиум-95», «Супер-98» — 275 280 т. Произведено 1 023 183 т дизельного топлива — на 9,9% больше, чем в прошлом году. Производство масел разного назначения увеличено на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в 2007 г. — 89 686 т, в 2008 г. — 93 783 т). Из продуктов нефтехимии за четыре месяца в АНХК произведено 20 070 т спиртов бутиловых, 3 194 т аминов, 16 990 т серной кислоты, 7 010 т метанола товарного, из новых продуктов — 2 664 т метилтретбутилового эфира. Всего АНХК выпускает 216 наименований продукции. Был положительно решен вопрос о строительстве экспортного нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» с ответвлением в Ангарск, что значительно удешевит сырье. В перспективе — строительство газоперерабатывающего производства для переработки природного газа и газового конденсата Ковыктинского газо-конденсатного месторождения, что находится в относительной близости от Ангарска. Если этот проект осуществится, то наш гигант превратится в супергиганта. И это будет справедливо. Дата: 15.10.2008 Олег Дмитриев "НефтьГазПромышленность" 6 (42)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||