Развитию морских портов — особый комплекс мер

1 стр. из 1

Под председательством вице-премьера Сергея ИВАНОВА состоялось заседание правительственной комиссии по транспорту и связи. С докладом «О ходе выполнения мер, направленных на развитие морских портов и портовых особых экономических зон» выступил министр транспорта РФ Игорь ЛЕВИТИН.

Министр подчеркнул, что важнейшим приоритетом транспортной политики Российской Федерации является формирование развитой и современной инфраструктуры, способной обеспечить ускоренное движение грузов и пассажиров, снижение транспортных издержек в экономике, развитие промышленной и минерально-сырьевой базы, интеграцию и укрепление позиций России на мировых рынках.

Подготовленный Минтрансом комплекс мер, направленных на развитие морских портов и портовых особых экономических зон (далее — Комплекс мер), был рассмотрен и одобрен на заседании правительства Российской Федерации 20 сентября 2007 г.

По итогам заседания правительство дало поручение Минтрансу совместно с федеральными органами исполнительной власти доработать Комплекс мер с учетом состоявшегося обсуждения до 12 ноября 2007 г. Реализация Комплекса мер, напомнил Игорь Левитин, в настоящее время осуществляется в соответствии с поручением правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № ВЗ-П9-5941.

Далее, перейдя непосредственно к морским портам, министр отметил, что их грузооборот в Российской Федерации вырос в 2007 г. на 7,2% и составил 451 млн т, что на 12% превышает максимальный объем перевалки грузов всеми портами Советского Союза в 1990 г.

Определяющее значение для развития отрасли имели принятые в конце 2007 г. федеральные законы «О морских портах в Российской Федерации» и «О внесении изменений в федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в части создания портовых ОЭЗ.

В целях строительства и расширения морских портов допускается создание искусственных земельных участков, отнесенных к объектам инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Создание портовых особых экономических зон, по словам Игоря Левитина, позволит существенно улучшить условия строительства и эксплуатации морских портов по сравнению с портами сопредельных стран.

Далее министр охарактеризовал ход реализации Комплекса мер, направленных на развитие морских портов и портовых особых экономических зон.

Комплекс мер включает 19 мероприятий по трем направлениям деятельности:
совершенствование нормативно-правового регулирования;
развитие инфраструктуры;
совершенствование системы управления.

Нормативно-правовое регулирование

В частности, правительством Российской Федерации 7 апреля 2008 г. принято распоряжение № 447-р об утверждении плана подготовки актов, необходимых для реализации федерального закона «О морских портах в Российской Федерации». Распоряжением предусматривается разработка 8 проектов правительственных постановлений. Срок подготовки — до ноября 2008 г.

К настоящему времени Минтрансом разработаны и представлены на рассмотрение в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти два проекта постановлений («О порядке ведения реестра морских портов в Российской Федерации» и «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 5 закона «О морских портах в Российской Федерации» проводится работа по подготовке проектов актов правительства Российской Федерации об установлении границ 66 морских портов.

В настоящее время установлены границы четырех портов: Высоцк (2004 г.), Пассажирский порт Санкт-Петербург (2007 г.), Варандей и Пригородное (2008 г.). Внесен проект распоряжения об утверждении границ порта Тамань. Согласование в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти проходят проекты актов об утверждении границ трех морских портов (Витино, Ейск, Анапа), в высокой степени готовности находятся материалы по установлению границ еще 16 портов. Минтранс планирует завершить работу по описанию границ крупнейших портов до конца 2008 г.

Наибольшие трудности при подготовке материалов по границам связаны с необходимостью формирования кадастровых планов каждого из входящих в порт земельных участков, а также с описанием границ территорий и акваторий бывших морских рыбных портов и «пунктов сдачи уловов» (портопунктов), которые подлежат включению в границы портов в соответствии поручением президента Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № Пр-1682.

Развитие инфраструктуры морских портов

Намечено исполнение восьми мероприятий, к настоящему времени уже выпущены пять соответствующих нормативных актов. Так, постановлением правительства Российской Федерации от 10 апреля 2008 г. № 258 внесены изменения в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)». Объем бюджетного финансирования в целом по подпрограмме «Морской транспорт» увеличен на 7 млрд руб. и составил более 51 млрд руб. (за период 2002–2009 гг.).

В 2008 г. планируется ввести в эксплуатацию перегрузочные комплексы мощностью более 56 млн т в год, включая:
порт Усть-Луга — производство дноуглубительных работ позволит увеличить грузооборот порта на 20 млн т
и принимать суда дедвейтом 70–80 тыс. т;
порт Ванино — завершение строительства перегрузочного комплекса для угля в бухте Мучка мощностью 12,0 млн т в год;
порт Пригородное — завершение строительства перегрузочного комплекса для сжиженного углеводородного газа мощностью 9,6 млн т в год и перегрузочного комплекса для сырой нефти мощностью 10,0 млн т в год.

Объем перевалки грузов в морских портах Российской Федерации в 2015 г. составит 774 млн т (возрастет по сравнению с 2009 г. в 1,5 раза).

На развитие морских портов подпрограммой «Морской транспорт» предусмотрено выделение 182 млрд руб. из федерального бюджета и 449 млрд руб. из внебюджетных источников, что в целом на 43% превышает объем финансирования предыдущей программы (рост средств федерального бюджета — в 3,6 раза).

Отличительной особенностью подпрограммы является то, что реализация крупных комплексных проектов выделена в отдельную подпрограмму «Развитие экспорта транспортных услуг». В рамках этой подпрограммы будет осуществлено строительство портов Мурманск, Новороссийск, Восточный, Тамань (средства федерального бюджета — 181,1 млрд руб., внебюджетные источники — 248 млрд руб.).

К 2015 г. потребности российской экономики в портовых мощностях намечено обеспечить полностью, а также будет создан резерв для пиковых нагрузок и возможности для развития транзитных перевозок.

В подпрограмме заодно предусмотрено строительство новых и реконструкция действующих объектов систем управления движением судов, Глобальной морской системы связи при бедствии, станций приема и обработки информации международной системы поиска и спасания «КОСПАС-САРСАТ». Затраты на указанные цели составят 55,2 млрд руб.

В 2008 г. был проведен федеральный конкурс на создание портовых особых экономических зон, 2 июня подведены итоги. Большинство представленных заявок по морским портам получили высокие оценки экспертов. Кроме того, конкурс выявил необходимость внесения изменений в федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с целью обеспечения эффективного функционирования портовых особых экономических зон — включение акватории порта в границы порта, возможность работы в ОЭЗ зоне нерезидентам зоны, уменьшение порога необходимых инвестиций со 100 млн евро до 10 млн евро и ряд других положений. Минэкономразвития в настоящее время готовит соответствующие поправки по изменению законодательства.

В рамках реализации Комплекса мер распоряжением правительства РФ от 18 марта 2008 г. № 336-р утвержден первый для морских портов России паспорт комплексного инвестиционного проекта — «Строительство и последующая эксплуатация многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2» в морском торговом порту Усть-Луга», — реализуемого при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Сметная стоимость проекта — 8,34 млрд руб., в т. ч. 6,33 млрд — заемные средства инвестора и 2,01 млрд — средства Инвестиционного фонда, срок реализации проекта — 2009 г.

Существенное влияние на работу морских портов оказывает недостаточная обустроенность и техническая оснащенность пунктов пропуска. Единственным источником финансирования работ по строительству (реконструкции) пунктов пропуска является федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации (2003–2010 гг.)», в результате реализации которой к 2010 г. планируется осуществить строительство (реконструкцию) 14 морских пунктов пропуска, а также построить в 6 морских портах стационарные инспекционно-досмотровые комплексы контроля крупногабаритных грузов.

По оценкам Минтранса России, объем финансирования на строительство морских пунктов пропуска необходимо увеличить с 2,5 до 9,6 млрд руб., при этом в федеральную целевую программу «Государственная граница Российской Федерации (2003–2010 гг.)» необходимо включить 49 пунктов пропуска.

Совершенствование системы управления

Предполагается исполнение шести мероприятий, наиболее сложными из которых по реализации видятся регистрация права собственности Российской Федерации на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности в границах морских портов, и заключение долгосрочных договоров аренды гидротехнических сооружений, находящихся в хозяйственном ведении ФГУП «Росморпорт».

Регистрация прав собственности на земельные участки осложняется необходимостью проведения землеустроительных работ. Их стоимость в морских портах составляет от 20 до 100 тыс. руб. за 1 га в зависимости от особенностей участка.

В 2008 г. планируется оформление прав на земельные участки под 800 объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности и переданными в хозяйственное ведение ФГУП «Росморпорт», из них около 400 — причалы.

В настоящее время ФГУП «Росморпорт» заключено 7 долгосрочных договоров аренды федерального имущества по 19 причалам в портах Санкт-Петербург, Высоцк, Оля, Ейск, Тамань. До конца года предприятие планирует перезаключить договоры аренды по всем причалам, предполагаемым к передаче в аренду.

Минтранс заканчивает подготовку проекта положения о порядке сдачи в аренду федерального недвижимого имущества, расположенного в морском порту, закрепленного в хозяйственном ведении за федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Росморречфлоту.

При этом Игорь Левитин отметил, что введенная 30 июня 2008 г. в федеральный закон «О защите конкуренции» норма, предписывающая заключать договоры аренды в отношении госимущества, которое закреплено за государственными унитарными предприятиями, только по результатам проведения конкурсов или аукционов, может серьезно осложнить указанную работу. Сложилась ситуация, при которой отношения по сдаче государственного имущества в аренду по-разному регулируются двумя федеральными законами «О защите конкуренции» и «О морских портах в Российской Федерации», имеющими равную юридическую силу.

Министр обратился с официальной просьбой в правительственную комиссию по транспорту и связи — поручить ФАС и Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовить предложения по корректировке законодательства.

Дата: 15.10.2008
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 7 (72)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!