Станет ли порт особой экономической зоной?

1 стр. из 1

Подведены итоги федерального конкурса на право создания особых экономических зон портового типа (ОЭЗПТ). После почти трехмесячного сбора документов было подано 20 заявок из 16 регионов. Победителями стали заявки Хабаровского и Красноярского краев, а также Ульяновской области.

История вопроса

В июле 2005 г. был принят федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», ставший своего рода правовым фундаментом для создания нового вида территориальных образований с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности — особых экономических зон. Первоначально предусматривалось создание только двух типов ОЭЗ: технико-внедренческих и промышленно-производственных.

Но уже в июне 2006 г. в закон были внесены поправки, предусматривающие создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа, а в конце 2007 г. — поправки, предусматривающие создание портовых особых экономических зон.

В 2007 г. вопросы развития инфраструктуры морского транспорта стали предметом обсуждения на совместном заседании президиума Государственного совета и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации. В частности, нехватка терминалов с высокой пропускной способностью, отсутствие мультимодальных перегрузочных комплексов, низкий уровень развития сферы логистических и экспедиторских услуг, а также правовая неопределенность в сфере земельных и имущественных отношений заметно снижают конкурентоспособность российских портов и препятствуют эффективной и экономически выгодной интеграции российской транспортной системы в мировую.

Не каждому порту достанется зона

В феврале этого года Минэкономразвития объявило конкурс на создание Особых экономических зон портового типа (ОЭЗПТ) на территории РФ. И, несмотря на существование в стране 62 морских портов, прием конкурсной документации продолжался до последней минуты. Так, по сообщениям официального сайта Минэкономразвития, на 29 апреля в конкурсе готовились принять участие только 6 претендентов. Более того, изначально было объявлено, что заявки будут приниматься только до конца марта, а результаты станут известны в начале мая. Однако потом сроки продлили по просьбе регионов, которым нужно было получить согласие на строительство ОЭЗ от всех собственников земли и недвижимых объектов, находящихся на территории будущих портовых зон. По результатам отбора, конкурсная комиссия допустила к участию только 17 претендентов, а еще трое были отклонены из-за несоответствия требованиям конкурсной документации. Победителями конкурса стали портовые проекты Хабаровского и Красноярского краев, а также аэропорт Ульяновской области.

По условиям конкурса, государство при строительстве ОЭЗ оплатит строительство общепортовой инфраструктуры, а от частных инвесторов ждут денег в перегрузочные, терминальные комплексы, переработку рыбы и морепродуктов. Причем ставка будет делаться на развитие как совершенно новых территорий, так и действующих портов. Цена «входного билета» для резидентов в инфраструктуру нового порта составит 100 млн евро, новых аэропортовых терминалов — 50 млн евро. Для того чтобы участвовать в реконструкции и развитии уже действующей инфраструктуры, надо будет выложить не менее 3 млн евро. Отметим, что в отличие от других типов зон закон не дает резидентам портовых ОЭЗ льгот по имущественным налогам. Вместе с тем, резиденты портовых зон смогут без импортных пошлин ввезти оборудование для создания необходимой инфраструктуры, например дорогостоящие краны для разгрузки и погрузки судов. Срок действия этих зон составляет 49 лет. Они могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований, а их площадь доходить до 50 кв. км.

Региональные плюсы…

Таким образом, ожидается, что новые зоны будут способствовать развитию инфраструктуры и логистики главным образом портовых терминалов. И об этом свидетельствовали разработки администраций различных районов, приславших свои проекты на конкурс.

В частности, в департаменте промышленности и транспорта Приморского края подсчитали, что обороты всех резидентов ПОЭЗ в порту «Восточный» к 2020 г. должны превысить $30 млрд. Не менее амбициозный проект, победивший по итогам конкурса, был представлен соседями порта «Восточный», администрацией Хабаровского края, который подготовил заявку на создание ПОЭЗ в Советско-Гаванском районе. «Создание экономической зоны портового типа предусматривает формирование международного многопрофильного портового и судоремонтного центра на базе порта Советская Гавань. Новая акватория ориентирована на несколько направлений развития портовой деятельности, в том числе предусматривает развитие добычи и переработки рыбы и морепродуктов. Общий объем инвестиций за весь период существования ПОЭЗ (49 лет) составит 107,1 млрд руб. в будущих ценах. Планируется создание более 4 тыс. рабочих мест на территории ПОЭЗ и не менее 7 тыс. рабочих мест в смежных отраслях и социальной сфере», — рассказывает заместитель председателя правительства Хабаровского края, министр экономического развития внешних связей Александр Левинталь. По его прогнозам, за все время функционирования ПОЭЗ поступления в бюджеты всех уровней составят 472 млрд руб.

Второй победитель, из Ульяновской области, предполагает развитие международного аэропорта «Ульяновск-Восточный». Общая площадь зоны составит 642 га. Инвестиции государства в развитие необходимой инфраструктуры составят 7 млрд руб. до 2020 г., половину из которых выделит Ульяновская область. На эти средства, в частности, будут расширены подъездные пути автомобильного и железнодорожного транспорта, модернизирована аэропортовая инфраструктура (рулежные дорожки, навигационное оборудование и т. п.), сети водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения. Для покрытия потребности в электроэнергии предполагается строительство тепловой электростанции мощностью 40 МВт. «К 2020 г. прогнозный объем услуг технического обслуживания и ремонта воздушных судов на территории ПОЭЗ «Волга-АвиаКарго» составит около 1 400 тыс. нормо-часов, прогнозный объем перевалки грузов — около 170 тыс. т. Мощность сборочного производства сверхлегких реактивных самолетов Eclipse 500 составит 800 самолетов в год. Предполагается, что производство выйдет на проектную мощность к 2012 г., а первый самолет будет собран уже в 2009 г.», — сообщил руководитель департамента инфраструктурных проектов ФОК Дмитрий Саввин.

Инициатива регионов вполне объяснима, ведь создание такой зоны выгодно в первую очередь субъектам Федерации. По оценкам экспертов, ОЭЗПТ будут способствовать созданию условий для привлечения инвестиций и стимулирования развития экономики регионов, способствуя решению проблем выравнивания уровня их экономического развития, с последовательным повышением благосостояния населения.

…И портовые минусы

В свою очередь, создание особых зон самим портам обещает не только очевидные плюсы, но и значительные проблемы. Некоторые эксперты утверждают, что преференций, прописанных в законе, пока недостаточно, чтобы сделать ОЭЗПТ привлекательными для терминалов и резидентов акваторий. В частности, сетуют представители портов России, на сегодняшний день закон не дает четкого определения границам портовой территории, заставляет заниматься выносом пассажирских терминалов, а также фактически обязывает расселять жилые массивы, расположенные практически в каждом «старом» портовом комплексе, если он будет признан ОЭЗПТ.

«Именно правовая неопределенность в имущественных и земельных отношениях может стать сложно разрешимой проблемой в будущем», — говорят, в частности, в адвокатском бюро «Вегас-Лекс». Например, вопрос пассажирских терминалов является одним из наиболее спорных, отмечают эксперты. Возможно, что пассажирские терминалы и причалы придется выносить за границы портовой зоны, хотя есть варианты того, что внутри терминала будут жестко установлены границы грузовой и пассажирской зоны. И в этом случае останется только сложный вопрос контроля за передвижением грузов и пассажиров внутри портовой территории.

Впрочем, ряд существующих акваторий нашли свой выход из сложной ситуации. Так, в администрации Хабаровского края были учтены все сложные вопросы, связанные с условиями формирования зоны границ и ограничениями действующего законодательства. «В частности, при подготовке заявки в территорию перспективной ПОЭЗ не были включены жилые массивы и пассажирские терминалы. Это в свою очередь позволило своевременно подготовить заявку и обеспечить ее прохождение на конкурс по всем установленным критериям», — сказал А. Левинталь.

Дата: 15.10.2008
Вера Никольская
"Федеральный строительный рынок" 7 (72)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!