Экспресс в будущее — экспресс надземный

1 стр. из 1

Скоростной легкорельсовый транспорт (ЛРТ) уже стал привычной реалией для многих крупных городов мира, где-то дополняя метро, а где-то заменяя громоздкую «подземку», которую не везде возможно построить. Приживается новшество и на постсоветском пространстве. Северная столица России в этом смысле пока не лидер, хотя разговоры о новом виде транспорта ведутся уже несколько лет. Но, похоже, в нынешнем году идея реально приблизилась к стадии реализации. С 18 по 25 сентября в зале инвестиционных проектов Санкт-Петербурга подробности представила выставка «Экспресс в будущее».

Экспозиция включала в себя информационные стенды прошедших предварительный отбор консорциумов, созданных для участия в конкурсе по проекту строительства «надземного экспресса».

Технология ЛРТ позволяет новому виду общественного транспорта при средних объемах перевозок 10–30 тыс. пассажиров в сутки занять промежуточное положение между трамваем и метро. Для ЛРТ к тому же не нужно создавать высокие платформы, достаточно высоты в 35 см. Сегодня «надземные экспрессы» активно функционируют в 67 странах мира.

ЛРТ считается одной из самых современных транспортных систем, при строительстве которой предъявляются очень жесткие требования, в том числе и экологические. Для соответствия им применяются новейшие технологии.

Решение о создании нового вида пассажирского транспорта «надземный экспресс» было принято администрацией Северной столицы еще в 1998 г. Проекты «транспортной альтернативы» в Санкт-Петербурге начали прорабатываться одновременно с Москвой в 2001 г.

Для строительства «легкого метро» от улицы Пионерстроя до станции Обухово было создано ЗАО «Надземный экспресс», облаченное функциями заказчика. Акционерами стали три ЗАО, участие городского бюджета в реализации проекта не предполагалось.

Поставленную задачу по ряду причин, прежде всего финансовых, решить не удалось, и в июле 2005 г. правительством Санкт-Петербурга с целью координации и контроля над реализацией проекта строительства нового вида пассажирского транспорта было создано ОАО «Надземный экспресс».

Декларировалось, что скоростной рельсовый транспорт послужит необходимым дополнением к сети метро, которое в настоящее время перегружено из-за отсутствия хорошей транспортной связи между восточной и западной частями мегаполиса.

Строительство трассы «надземного экспресса» запланировали осуществить в два этапа:
строительство участка от Дворца Конгрессов в пос. Стрельна через «Балтийскую жемчужину» до станции метро «Проспект Ветеранов». Сроки строительства — 2008–2009 гг.;
строительство участка от станции метро «Проспект Ветеранов» до станции метро «Обухово». Сроки строительства — 2009–2011 гг.

В 2006 г. губернатор Валентина Матвиенко объявила о предстоящем конкурсе по созданию «наземного метро» на условиях государственно-частного партнерства. Стоимость проекта предположительно должна была составить не менее $360 млн.

Первый этап конкурса на право заключения соглашения о создании и последующей эксплуатации на основе государственно-частного партнерства линии нового вида пассажирского транспорта «надземный экспресс» завершился 5 мая 2008 г. — на заседании конкурсной комиссии определился круг участников, которые предоставят свои предложения по реализации проекта. С победителем конкурса будет заключено соглашение о государственно-частном партнерстве сроком на 30 лет.

На первом — квалификационном этапе — комиссия рассматривала финансовое и экономическое положение, технические возможности заявителей. Консорциумы должны были также подтвердить, что имеют опыт участия в проектах по созданию и эксплуатации скоростных легкорельсовых систем по схеме государственно-частного партнерства.

По результатам оценки экспертной группы соответствующим требованиям предварительного отбора оказались признаны следующие заявители:
консорциум «Стрельна-Экспресс» в составе компаний Bombardier Transportation, VINCI Concession Russie;
консорциум «Южный Экспресс» в составе компаний Alstom Transport SA, Bouygues Travaux Publics SA, Transdev SA, «Мостоотряд 19»;
консорциум «Экспресс Северной столицы» в составе компаний Strabag AG, Siemens AG, «Базовый элемент», банк ВТБ;
консорциум в составе компаний Ansaldo Transporti Sistemi Ferrovanti S.p.A., Škoda Transportation s.r.o., ATM Azienda Transporti Milanesi S.p.A., Soares da Costa Grupo SGPS;
японская компания Mitsui & Co, Ltd.

На сентябрьской выставке в зале инвестиционных проектов на пл. Островского, 11 информационные стенды представили консорциумы «Стрельна-Экспресс», «Южный Экспресс», «Экспресс Северной столицы» и консорциум в составе Ansaldo Transporti, Ansaldo Transporti, Sodas, ATM Milan, Soares da Costa Grupo. Компания Mitsui официально отказалась от участия в экспозиции, при этом не отрицая дальнейшей возможности вхождения в состав одного из четырех консорциумов.

Строительство первой очереди, по сегодняшнему плану, начнется в конце 2009 — начале 2010 гг. и завершится до конца 2012-го. Первая очередь «надземного экспресса» общей протяженностью 29,9 км с 16 остановочными павильонами включит в себя, как и предполагалось ранее, строительство двух веток — от Дворца Конгрессов через «Балтийскую жемчужину» до станции метро «Проспект Ветеранов» и от «Проспекта Ветеранов» до «Обухово».

На церемонии открытия выставки директор по инвестициям ОАО «Надземный экспресс» Ксения Колесникова озвучила внушительную цифру, которой сегодня выражается предполагаемая стоимость строительства первой очереди петербургского ЛРТ. На реализацию проекта, разработку которого сегодня завершает институт «Ленгипротранс», потребуется порядка миллиарда долларов. Соответственно, претендующим на победу конкурсантам было на уровне городской власти высказано пожелание по снижению стоимости проекта.

Дата: 15.10.2008
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 7 (72)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!