Подводные камни нового техрегламента «Общие требования пожарной безопасности»

1 стр. из 1

4 июля нынешнего года Государственная Дума приняла в третьем чтении закон «О техническом регламенте «Общие требования пожарной безопасности». Документ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности сооружений и общие принципы ее обеспечения. О том, какие изменения в связи с этим ожидают участников строительного рынка, рассказывает директор Института промышленной безопасности Сергей ЕПИШИН.

В первую очередь хочется отметить, что на сегодняшний день технический регламент по пожарной безопасности приобрел статус федерального закона, что предполагает его строгое соблюдение. На первый взгляд, он не содержит глобальных изменений, ведь строительные нормы и правила, закрепленные законодательно, большей частью представляют собой ныне действующие СНиПы. Однако изменение условий согласования проекта, а также законодательной базы неизбежно создадут дополнительные сложности проектировщикам, инвесторам, заказчикам и прочим участникам строительного рынка. Это связано с тем, что в нынешних условиях инвестор не вправе выбирать те меры и технологии обеспечения пожарной безопасности, которые ему представляются наиболее эффективными. Здесь есть некий парадокс.

С одной стороны, все понимают, что разные строительные объекты нельзя проектировать с использованием одних и тех же схем, а значит, необходимо все время в той или иной степени отступать от прописанных норм и правил. Причем не для того, чтобы облегчить жизнь инвестору или проектировщику, а для того, чтобы как можно более эффективно защитить объект от пожара. С другой стороны, теперь такие отступления невозможны, так как прописанные законом нормы уже не допускают ни малейших отклонений, ущемляя тем самым права инвестора.

Напомню, что раньше для внесения необходимых поправок в проект было достаточно договоренности между Управлением государственной противопожарной службы МВД России и Госстроем России, а отступления в пределах 5% допускались по согласованию только с территориальными органами пожарной охраны. Технический регламент в сегодняшнем его виде скорее применим для проектирования противопожарных мер на федеральных объектах. Объекты же, строящиеся с применением частных или западных инвестиций, невозможно будет «уложить» в жесткое ложе регламента, все равно каждый из них будет требовать индивидуального подхода. В связи с этим я придерживаюсь мнения, которое высказал и разработчик СНиП 21-01 Всеволод Николаевич Зигерн-Корн. Он считает, что законодательно необходимо закрепить лишь те меры, нарушать которые нельзя ни при каких обстоятельствах, остальные же должны остаться в СНиП. Их следует отнести в «Нормативный свод правил», где могут иметь место компенсируемые отступления.

Прежде чем начать работу над концепцией пожарной безопасности строительного объекта, заказчик и проектировщик должны понимать, что в соответствии с постановлением правительства № 87 от 16 февраля 2008 г. согласовывать специальные технические условия пожарной безопасности необходимо с Министерством регионального развития РФ. В этом же документе впервые изложены требования к разделу проекта «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности». Чтобы проект был принят на экспертизу, должно быть профессионально выполнено юридически верное согласование технических условий, а также подготовка данного раздела проекта.

Лучше сразу выбрать грамотного разработчика, который сможет обеспечить полный комплекс услуг в этом направлении. Сложность заключается в том, что таких специалистов не так уж много, а пользоваться услугами недостаточно квалифицированных разработчиков чревато крупными неприятностями. В моей практике был случай, когда по причине отсутствия квалифицированного сопровождения строительная компания получила от госкомиссии около 200 замечаний в области обеспечения пожарной безопасности. В итоге — колоссальные потери времени, материальные убытки. Так что дешевле и спокойнее сразу доверить сопровождения своего объекта квалифицированному специалисту.

Вообще затраты, необходимые для обеспечения пожарной безопасности объекта, представляют собой вполне реальные суммы. Но только при грамотном подходе к решению вопроса разработчики иногда помогают инвестору экономить значительные средства без ущерба для эффективности противопожарной защиты. Для этого важно вовремя принять грамотное решение. Например, при повышении огнестойкости конструкций всего на полчаса стоимость здания возрастает на 1,3%, а незадымляемая лестница в высотном доме занимает около 7% полезной площади. Тут есть, над чем подумать и поломать голову.

Сегодня проектным организациям уже недостаточно просто разработать противопожарные мероприятия в соответствии со СНиПами или техническими условиями. Исходя из положений Градостроительного кодекса, без правильно оформленного раздела «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» проект просто не примут на экспертизу. Поэтому для его подготовки проектировщику необходима помощь квалифицированных специалистов. Государство, наконец, пришло к пониманию, что вопросы безопасности должны решаться со всей серьезностью, с привлечением экспертов и современной науки. Ведь от этого зависит сохранение жизни и здоровья граждан, а также материальных ценностей.

Дата: 15.10.2008
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 7 (72)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!