|
|||||
1 стр. из 1 В рамках XII международной выставки «Балтийская строительная неделя» в Санкт-Петербурге 10–13 сентября прошел II международный форум градостроительства и архитектуры «Архитектурный диалог». В мероприятии приняли участие специалисты по проектированию, архитектуре, земельному устройству Германии, Финляндии, Италии, США, России, а также представители администрации и бизнес-сообщества Санкт-Петербурга. Одним из интереснейших мероприятий «Архитектурного диалога» стал круглый стол на тему «Проблемы развития городов: растущие города, города-спутники, малые города». Ключевыми вопросами обсуждения были особенности взаимодействия девелоперов и государственных органов, роль государства в процессе распределения земельных участков, развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, а также различные подходы к проектированию в условиях роста малых городов. Основатель архитектурного бюро fs-architekten (Германия) Paul Shroeder выразил уверенность в том, что при проектировании малых городов в первую очередь нужно заботиться об удобстве жителей, а значит, о полноценной социальной инфраструктуре. Говоря о развитии Петербурга, Paul Shroeder обратил внимание присутствующих на то, что Германия в какой-то мере уже имеет опыт создания комфортной среды обитания из промышленных городских районов. Такую эволюцию в недавнем прошлом пережил Мюстер. «Город должен быть приспособлен для жизни, а не только для бизнеса и автомобилей»,— подчеркнул архитектор. Директор департамента Объединенных территорий г. Фаэнза (Италия) Ennio Nonni познакомил коллег с проектом малоэтажной застройки «Экологический квартал Средиземноморья». Отличительной особенностью этого архитектурного эксперимента является то, что проект формируется с учетом пожеланий жителей. Основные принципы проектирования: энергоэффективность, экологичность, а также компактность и многофункциональность городской среды. Однако использовать опыт западных коллег в российских условиях непросто. Руководитель проектов ОАО «НИИП градостроительства» Антон Щукин в своем выступлении указал на важное отличие российских растущих городов от европейских. Если в Западной Европе муниципальные и административные границы стабильны, то в России растущими городами считаются те поселения, которые в течение многих лет свои границы расширяют. Это обстоятельство порождает такие проблемы, как малая насыщенность наших территорий, а также изменение приоритетов развития, которые не находят своего отражения в законодательной базе. Так, российское водное законодательство практически целиком ориентировано на регулирование водных объектов в сельскохозяйственных районах и очень мало регламентирует ведение водного хозяйства в городах. Также лесное законодательство почти не отражает специфику городских и пригородных лесов. Антон Щукин обратил внимание присутствующих на то, что территория РФ достаточно разнообразна, но в федерально-правовом контексте это разнообразие почти не учтено. К тому же в стране имеется большое количество проблем, связанных с правовым режимом земельных участков, вследствие того, что существующие правовые режимы не видоизменяются под потребности времени, тормозя тем самым развитие земельного, градостроительного и природоресурсного законодательства. «В большинстве случаев, когда принимаются градостроительные решения, соответствующие параллельные изменения в земельной документации не производятся,— сказал Антон Щукин. — Связано это с низкой юридической компетенцией органов местного самоуправления и тем обстоятельством, что земли, о которых идет речь, преимущественно находятся под федеральным регулированием, а значит, для того, чтобы изменить их правовой режим, нужно обратиться в правительство Российской Федерации». Еще одна важная проблема заключается в том, что границы компетенции местных региональных и национальных нормативов градостроительного проектирования нигде в настоящий момент не установлены. Неудовлетворительное с точки зрения юридической и градостроительной практики урегулирование состава и содержания документации территориального планирования тоже является проблемой. «У нас нет механизма отклонения от региональных нормативов, он законодательно не предусмотрен,— уточнил Антон Щукин. — В то же время очевидно, что для ранее застроенных территорий региональные нормативы, как правило, не выполняются и не могут выполняться». Ситуация осложняется тем, что документ технического регулирования находится в стадии вялого реформирования, и в ближайшие годы нас очевидно ожидает вал федеральных технических регламентов. Как следствие, придется постоянно менять правила землепользования и застройки, а также региональные нормативы. Остро стоит вопрос о разграничении и ограничении права собственности на земельный участок. «С точки зрения российского гражданского законодательства, любые обременения должны быть записаны в договоре на выделение земельного участка в соответствующем акте или же в кадастровом деле и в дальнейшем фигурировать в актах купли-продажи. На практике этого нет, и есть единичные муниципальные образования, которые умеют грамотно правовым путем ограничивать права землевладельцев, землепользователей, собственников»,— сказал Антон Щукин. Дата: 15.10.2008 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 7 (72)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||