Государственно-частное партнерство как инструмент развития ЖКХ

1 стр. из 1

Классическое определение государственно-частного партнерства пришло к нам из Великобритании. Именно там Маргарет Тэтчер впервые доверила бизнесу функции, традиционно исполнявшиеся только государственными монополиями: снабжение домов электричеством и газом, строительство дорог. Основные фонды при этом оставались в собственности государства.

Британия — до сих пор чемпион мира по количеству контрактов, попадающих в эту категорию. В России же до недавнего времени бизнес опасался вкладывать средства в жилищно-коммунальную сферу, так как такие проекты обычно предполагают долгие инвестиции. Но после принятия закона о концессиях ситуация изменилась. В России появились частные операторы, готовые вложиться в развитие систем водоснабжения, теплоснабжения, прочей коммунальной инфраструктуры. В одном из своих выступлений гендиректор группы компаний «Росводоканал» Александр Малах сказал: «Частный бизнес и государство не конкуренты в ВКХ, в отрыве друг от друга им не выполнить задачу по кардинальному реформированию этого сектора».

Ростовские миллиарды

Первым инвестиционным инфраструктурным проектом государственного масштаба в сфере ЖКХ стала разработка инвестпроекта «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области». Программа была инициирована стратегическим инвестором ростовского «Водоканала» ОАО «Евразийский», поддержана администрациями Ростовской области и города Ростова-на-Дону и принята к софинансированию Инвестфондом РФ. Программа предусматривает создание качественно новой системы водоснабжения юго-запада Ростовской области, где проживает более 2,5 млн человек. Масштабная реконструкция ростовского «Водоканала» даст возможность значительно увеличить темпы жилищного строительства в мегаполисе. Проект, рассчитанный до 2021 г., возглавил председатель совета директоров ОАО «Евразийский» Сергей Яшечкин, ставший лауреатом международной премии «Персона года 2007» в номинации «За вклад в развитие отрасли — Жилищно-коммунальное хозяйство».

12 сентября 2008 г. состоялось торжественное открытие водопроводной насосной станции первого подъема и электролизной очистных сооружений Центрального водопровода. В своем выступлении Сергей Яшечкин отметил: «Это достаточно сложный проект, связанный с кооперацией большого коллектива производственных, проектных инжиниринговых компаний, поставщиков, производителей. Также он сложен с точки зрения организации финансирования. Здесь удалось совместить средства разных финансовых институтов». Общая стоимость программы — 42 800,2 млн руб. Вложения частного инвестора составят 33 619,67 млн, вложения бюджета (Инвестиционный фонд РФ, областной и городской бюджеты) — 9 180,53 млн руб.

Проект предполагает создание коммунальной инфраструктуры, которая откроет возможности для возведения 12,6 млн кв. м жилья, что равнозначно строительству нового города на 781 тыс. жителей.

Технический аспект

Деньги из Инвестфонда может получить далеко не любой проект. Так, соискатель должен в течение пяти лет показать эффект от использования средств. Причем не прямой, а косвенный, потому что инфраструктура обычно создает не добавленную стоимость, а издержки. «Когда просчитывали эффект от проектов, — говорит Сергей Яшечкин, — мы вовсе не были уверены, что его удастся получить за пять лет: ведь наши проекты долгосрочные — 19 лет и 21 год. Но посчитали и увидели, что здесь точно будет мультипликативный эффект. Так что финансирование инфраструктуры частично на государственные средства ускоряет решение проблем. А интерес государства здесь — снять ограничения, которые сдерживают создание новых рабочих мест, оживление экономики. Однако надо отметить, что финансирование из Инвестфонда только проектов объемом не менее 5 млрд руб. очень подходит для «коммуналки». Такие проекты здесь потянут далеко не все. Разумно ли ограничивать господдержку только такими капиталоемкими проектами? Думаю, что нет. Главное условие, чтобы они были эффективными».

Для того чтобы правильно управлять предприятием такого масштаба, компанией «Евразийский» было принято решение о разделении функции инвестиционной компании и компании-оператора. В результате открытого муниципального конкурса бизнес-планов по модернизации системы водоснабжения и водоотведения была создана компания «Вода Ростова». Она является первой частной проектной организацией в секторе водоснабжения.

Показателен тот факт, что ростовским водоканалом привлечено долговое финансирование в размере 450 млн руб. сроком на 5 лет и льготным периодом 3 года. Размер и условия кредита демонстрируют оживление интереса к коммунальному сектору со стороны отечественных банкиров. Ранее такие сделки в ЖКХ проводили исключительно международные финансовые организации: Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и ряд национальных банков развития Центральной и Северной Европы.

Санкт-Петербургу требуется не меньше

По словам председателя комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга Александра Боброва, сегодня территории Колпинского, Пушкинского и Петродворцового районов города являются самыми перспективными участками жилой застройки и развития промышленных зон. И если пока жители этих районов не испытывают нехватки воды, то в ближайшей перспективе такая ситуация вполне возможна. Именно поэтому на заседании городского правительства
11 августа нынешнего года было принято решение начать развитие южной системы водоснабжения. Она предполагает строительство водоочистной станции Корчмино в Колпино производительностью до 500 тыс. куб. м в сутки, водопроводной повысительной станции «Московская Славянка» и реконструкцию магистральной системы водопроводов от поселка Корчмино до Кронштадта протяженностью более 180 км.

Ситуация с водоотведением в указанных районах, по мнению главного энергетика, также требует проведения масштабных мероприятий. Так, необходимо строительство новых крупных очистных сооружений в пос. Металлострой, системы коллекторов от новых очистных в Ломоносове и подводящих коллекторов к очистным Металлостроя от Колпино и Пушкина. Также будет проведена реконструкция очистных сооружений в Пушкине и пос. Понтонный.

Размер инвестиций, которые планируется привлечь только для финансового обеспечения строительства головных сооружений, составляет более 43 млрд руб. «Я считаю, — сказал Александр Бобров, — что данный проект может стать первой концессией в коммунальных системах водоснабжения и водоотведения и даст возможность быстрого развития этой части Петербурга без привлечения бюджета и без значительного увеличения тарифов». Так как проекты имеют длительный срок окупаемости, концессия необходима на срок до 25 лет. Объем привлечения частных средств предполагается не менее 25–30 млрд, остальное — бюджетные вложения.

Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко отметила: «Без привлечения инвестиционных средств в кратчайшие сроки быстро и эффективно модернизировать коммунальную систему мы не сможем. Я концептуально поддерживаю этот подход. Но он требует серьезных обоснований, необходимо обеспечить интерес города и создать условия для потенциальных концессионеров, которые готовы будут участвовать большими средствами на длинный период окупаемости, но гарантированно за счет участия государства в этих проектах».

Концессионный конкурс предполагается провести в течение следующего года. В настоящее время ГУП «Водоканал СПб» заключено соглашение с финансовым, юридическим и техническим консультантами для обоснования проекта, «Ленгипроинжпроект» прорабатывает документы по головным сооружениям, соответствующие работы ведутся по линейным сооружениям, прорабатываются трассы.

Законодательная база

С принятием закона «О концессионных соглашениях» предполагалось решить многие проблемы по использованию частно-государственного партнерства в ЖКХ, но, как оказалось, нормы закона не учли специфику коммунального хозяйства. Постоянно меняющиеся тарифы не давали инвестору возможности планировать долгосрочные финансовые потоки, к тому же не был четко прописан механизм возврата инвестиций — что за счет тарифов, а что за счет платы за подключение.

1 июля 2008 г. президент России подписал ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который сделал законодательную базу более совершенной. В частности, благодаря принятому ранее законодательному акту о регулировании коммунальных тарифов закон расширяет гарантии, предоставляемые концессионеру: вводится обязательный учет объема инвестиций концессионера в создание и реконструкцию объекта концессионного соглашения при установлении уполномоченным органом тарифов на реализуемые концессионером товары.

Кроме того, закон предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, в федеральные законы «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О защите конкуренции», «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», связанных с заключением и исполнением концессионных соглашений.

Таким образом, создана основа для построения эффективных взаимоотношений публичных государственных образований с частными инвесторами по использованию имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений.

Дата: 15.10.2008
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 7 (72)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!