Петербург: город уходит под землю

1 стр. из 1

Подземный Петербург — тема во многом неизведанная и неисследованная, однако, по всем проектам и планам развития города, многообещающая и перспективная. Но пока история освоения подземного Петербурга больше изобилует проблемами и потерями, нежели приобретениями.

Грунтовые воды обнажают деревянные сваи

Давайте вспомним. Тема освоения подземного пространства оказалась плачевной для зданий вокруг «Невского паласа»: в результате строительства подземного паркинга под отелем «Гранд-палас» пошел трещинами отреставрированный Театр музкомедии. В этом грустном списке — легендарный дом Мурузи, Юсуповский дворец, дом Лобанова-Ростовского. Возобновление работ на знаменитой привокзальной «яме» отзывается трещинами на знаменитом доме Перцева. Общественность города встревожена предстоящим строительством под площадью Восстания.

По мнению экспертов, подземные работы в Новой Голландии могут так же отрицательно сказаться на состоянии исторических построек на этой территории.

А именно — понижение уровня грунтовых вод может активизировать процесс разрушения деревянных свай, на которых стоят здания. Такая же судьба может ожидать и многие другие здания в историческом центре города, о чем однажды заявляла губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.

Вместе с тем понятно, что город не может дальше развиваться, не используя в полной мере свои подземные этажи. Парковки, подземные переходы, станции метрополитена — все эти и другие «андеграундные» объекты нужны городу позарез, и чем больше, тем лучше. Все более набирающее темпы высотное строительство предполагает значительное «заземление» фундаментов и свай. Так что в борьбе с подземной стихией, скорее всего, свое веское слово должны сказать технологи и проектировщики.

Площадь Восстания — яма № 2

Авторы проекта возведения подземного комплекса под площадью Восстания заявляют, что в зданиях, прилегающих к площади Восстания, были проведены все необходимые работы по исследованию фундамента. Зона влияния проекта была определена в 50 метров. В этой зоне специалисты компании «Адитум» исследовали фундаменты всех зданий. Если в том или ином здании потребуется усиление фундамента, заверил они, то такие работы будут обязательно проведены.

В отношении самого здания Московского вокзала специалисты вынесли заключение, что фундамент здания не особенно пострадал, а вот лежни — бревна, которые закладываются в основание фундамента со стороны станции метро «Площадь Восстания», — разрушены в сечении примерно процентов на сорок. При этом фундамент, который был затронут еще когда впервые начинали рыть «яму», находится в работоспособном состоянии. Вместе тем, скорее всего, потребуется его усиление.

Предполагается, что задуманный проект реконструкции площади Восстания и использования ее подземного пространства позволит развести транспортные и пешеходные потоки в районе площади, увеличит пропускную способность Лиговского и Невского проспектов за счет оптимизации движения транспорта в районе Московского вокзала и прилегающих территорий. Сейчас ведутся предпроектные работы по выяснению принципиальной возможности возведения многоэтажного подземного центра в этом месте.

Подземные парковки и «нулевая осадка»

Те, кто собирается строить подземные парковки в Центральном районе города, конечно, не хотят ни в коем случае навредить архитектурной среде. На первом месте, как утверждают представители строительных компаний, сохранность архитектуры и минимальное вмешательство в нее. Но вот как добиться этой сохранности? Скажем, на кафедре геотехники Петербургского государственного архитектурно-строительного университета считают, что при строительстве в историческом центре невозможно обеспечить «нулевую осадку». Любое вмешательство в сложившуюся застройку приведет к трещинам.

Университет обследовал техническое состояние 54-х зданий 19–20 веков в историческом центре. Эксперты выяснили, что 60% фундаментов перегружены, здания имеют трещины и находятся в состоянии «неустойчивого равновесия». Тут либо-либо: или сохранять исторический город, или идти на новодел. Некоторые ученые считают, что проблему с парковками нужно решать за пределами исторического центра. А в центре оборудовать перехватывающие парковки, развивать общественный транспорт, ограничить въезд в исторический центр.

Конечно, подземные паркинги городу нужны, однако несколько проектов в центре Петербурга не решат транспортной проблемы. Город должен развиваться, а освоение подземного пространства — это один из путей развития.

В предварительном списке концепции развития подземных паркингов, предложенной Смольным, более тридцати адресов. В октябре 2007 г. правительство приняло решение о строительстве восьми паркингов в историческом центре. А именно: под Большой Конюшенной ул., Манежной пл., на пересечении Кирочной и Таврической улиц (около музея Суворова), под ул. Захарьевской (около пересечения с ул. Чернышевского), Потемкинской ул. (у дома 13), под Греческой пл., пл. Белинского и пл. Шевченко (у ДК им. Ленсовета).

Насколько реальны эти проекты с точки зрения отсутствия противоречий между развитием города и сохранностью его наследия? Например, в НИИ «Спецпроектреставрация» считают, что ведение работ под пл. Шевченко (около ДК им. Ленсовета) и пл. Ленина (у Финляндского вокзала) вполне допустимо, правда, при ряде ограничений, в частности, высотных. Вместе с тем под пл. Растрелли эксперты не рекомендуют рыть ни при каких условиях.

В дело тут же вмешивается экономика — расчеты. Стремление сохранить окружающую застройку и оказать минимальное вмешательство в среду уже вылетает в копеечку. Только лишь стоимость изыскательских работ составляет десятки миллионов рублей. Понятно, что потратить такие деньги, не имея перспективы, можно и впустую. В зависимости от сложности строительства себестоимость одного машиноместа в подземного гараже будет составлять от 35 до 60 тысяч евро. Расчетный срок окупаемости при сдаче его в аренду — около 10 лет.

Мониторинг… на глазок

Что касается еще одного долгостроя, связанного с большим объемом земельных работ и неприятным «свиданием» с петербургскими грунтами, — проекта строительства второй сцены Мариинского театра, — то специалисты утверждают, что геотехническая часть этого проекта адекватна геологии. Однако необходимым условием для правильного формирования котлована является надлежащее выполнение работ подрядчиками. В частности, такого мнения придерживаются в НПО «Геореконструкция — Фундаментпроект».

Строители второй сцены Мариинского театра, пройдя 9 метров, столкнулись с проблемами, преодоление которых значительно удорожает смету и срывает сроки. Специалисты выражают тревогу по поводу того, что необходимость уложиться в бюджет, который не может растягиваться до бесконечности, приведет к необоснованному занижению сметы и самым пагубным образом скажется на строительстве. Впервые в Петербурге на объекте производится выемка грунта такого большого объема. Сегодня здесь полностью сформировано свайное поле. Также подготовлена опытная площадка глубиной 11,5 м, которая позволит вести наблюдение за реакцией грунтов на откопку котлована — будут производиться вертикальные и горизонтальные замеры. До последнего времени мониторинг осуществлялся… на глазок.

«Стена в грунте»

Определенные опасения у специалистов НИИ «Спецпроектреставрация» вызывает проект развития территории острова Новая Голландия. Дело в том, что корпуса бывших военных складов держатся на деревянных сваях. Всякое понижение уровня грунтовых вод может привести к их разрушению. При этом очень приличный по проекту объем подземного строительства (котлован под концертный зал и паркинг, прокладка коммуникаций) не может не повлиять на гидрогеологию острова. В результате под угрозой может оказаться весь исторический ансамбль.

Специалисты считают, что лучше всего здесь использовать технологию «стена в грунте». Это дорогая проходка, но она позволяет сохранить окружающую застройку. Технология «стена в грунте» — это наиболее приемлемый вариант строительства в условиях плотной застройки. Правда, у Петербурга нет большого опыта строительства по этой технологии, да и в Москве он применяется не очень широко.

Впрочем, на Комендантском проспекте есть один объект, при строительстве подземной части которого использовалась эта технология. Но там ближайшие дома расположены на расстоянии ста метров и имеют свайные фундаменты. То есть, и этот объект не является типичным для уплотнительной застройки в историческом центре.

Грунты науке не помеха

Как ни крути, высотное и подземное строительство в городе будет обязательно продолжаться, впрочем, как и уплотнительная застройка, как бы власти не старались затушевать эту тему. Ученые Петербурга в один голос твердят: грунты — не помеха, нужна наука и деньги на развитие.

Но с деньгами на науку пока туго. Петербургская геотехническая школа достаточно сильная, чтобы справиться с поставленными задачами. Местные специалисты лучше знают и «капризы» петербургских грунтов. Однако к проектам в Петербурге, сетуют наши специалисты, привлекаются все больше иностранные геотехники. Так было, например, в случае с «Невским паласом», а что было дальше — история известная.

Мировая практика показывает, что освоение подземного пространства дает большие возможности горожанам. Решаются транспортные проблемы, проблемы коммунального и жилищного хозяйства, занятости населения, энергосбережения и т. д. В Монреале и Торонто, в Париже и Хельсинки, в Осло и Бостоне давно существуют подземные кварталы. Например, монреальский подземный город Le Reso с протяженностью подземных «улиц» более 30 км был отстроен в 70-е годы. Горожане, живущие и работающие в центре, зимой почти не выходят на поверхность — из подземелья можно попасть в 60 зданий. Подземный город общей площадью 3,6 млн. кв. м соединяет семь станций метро, несколько гостиниц, торговых центров, офисных зданий, музеи и даже хоккейную арену.

По словам президента Союза архитекторов Петербурга Владимира Попова, подземное строительство не представляет при соблюдении специальных технологий опасности для зданий, являющихся памятниками истории и архитектуры.

Есть достаточно большое количество технологий, которые дают возможность укреплять слабые грунты. На сегодняшний день насчитывается больше десятка таких способов. Другими словами, Петербургу, по мнению В. Попова, суждено постепенно уходить под землю, и чем раньше мы все это осознаем, тем лучше.

Строительство метро — приоритетная задача

Настоящий поземный Петербург — это, конечно, метрополитен. По трудности проходки, по грунтам и, соответственно, по глубине залегания петербургский метрополитен — один из самых глубоких в мире. В декабре 2006 г. открылась 60-я станция петербургского метро — «Парнас». Открытие этой станции позволило не только обеспечить надежную транспортную связь промзоны Парнас с центром города, но и развернуть в этом районе масштабное жилищное строительство.

Метрополитен — самый популярный вид транспорта у горожан. На долю метро приходится почти треть всех пассажирских перевозок. Не удивительно, что в последние годы городское правительство постоянно увеличивает отчисления из городского бюджета на строительство новых линий и станций метро. По словам губернатора Валентины Матвиенко, строительство метро для городских властей — это приоритетная задача. В 2006 г. на эти цели выделено 5,7 млрд. руб., в 2007 г. — на один миллиард больше. При этом правительство города добивается того, чтобы половину всех затрат по метро брал на себя федеральный бюджет — как в «старые добрые времена».

Сегодня все силы метростроителей брошены на строительство Фрунзенского радиуса. Движение по этой ветке планируется открыть уже в этом году. А в целом по «Программе развития метрополитена до 2015 года» протяженность линий подземки увеличится в полтора раза, будет построена 21 новая станция. В 2008 г. по этой ветке предполагается ввести в действие четыре станции: «Спасская» (с пересадкой на станции «Сенная площадь» и «Садовая), «Звенигородская» (с пересадкой на станцию «Пушкинская»), «Обводный канал» и «Волковская».

На сегодняшний день на «Волковской» пройдены все тоннели, завершено строительство здания, в котором будет располагаться надземный вестибюль, идут отделочные работы. Планируется, что первых пассажиров станция примет уже в начале декабря 2008 г.

Практически завершено строительство станции «Адмиралтейская» — вплоть до отделочных работ. В настоящее время завершается расселение дома, в котором после реконструкции будет размещен вестибюль станции. Предполагается, что станция будет открыта в 2011 г. В этом же году ожидается открытие станции «Спортивная-2» с выходом на Васильевский остров.

Дата: 13.11.2008
Инна Сергеева
"Петербургский строительный рынок" 10 (114)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!