И все-таки лизинг – это заманчиво

1 стр. из 1

15 октября Агентство Бизнес Новостей (АБН) провело «круглыЙ стол» на тему «Лизинг — это заманчиво». В обсуждении вопроса приняли участие председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе ПЕТЕРБУРГА С. В. Федоров, президент Северо-Западной лизинговой ассоциации А. И. Пушкарев, генеральный директор ООО «Петербургская лизинговая компания» Д. В. Горизонтов и финансовый директор этой же фирмы М. И. Воробьева, а также журналисты.

Понятно, что мероприятие в АБН тесно связано с разразившимся в мире финансовым кризисом. Выступавшие специалисты, собственно, и подтвердили это. Вот, что они говорили.

Андрей Пушкарев:
— Лизинг относится к рынку финансовых услуг. Участники рынка сейчас пытаются демпфировать последствия кризиса. Проблема — в финансировании лизинговых операций. Многие лизинговые компании (далее — ЛК) часть операций финансируют из собственных средств. Многие зависят от фондирования банков, недостаток которого явно ощущается. Ситуация достаточно сложная, но не думаю, что она какая-то трагическая или критическая, поскольку ЛК по определению работают с реальными секторами экономики. Есть три основных направления, по которым работают ЛК: первый — автомобильный сектор, к которому можно отнести и специальную строительную технику (по оценкам — от 40 до 50%); следующий — промышленное оборудование, начиная от офисного до сложных технологических линий по выпуску различной продукции; третий сектор — это недвижимость, прежде всего коммерческая. По Гражданскому кодексу к недвижимости сейчас относятся морские и воздушные суда. Мы не финансируем брокерские компании, которые работают на фондовых рынках, и последствия кризиса в этом смысле до наших клиентов не очень сильно дошли, думаю, что это еще впереди, реальный сектор экономики обязательно это почувствует, а как это будет выглядеть — только время покажет. Совсем недавно вышел анализ российского сектора лизинга за первую половину 2008 г., проведенный агентством «Эксперт RU». Оценен объем нашего бизнеса и отмечен достаточно небольшой рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: всего 3% за полгода, в то время как в 2006 и 2007 гг. лизинговый портфель удваивался каждый год. Понятно, что кризис, который начался в конце 2007 г., привел к тому, что ставки фондирования инвестиционных банков поднялись, это ощутили на себе и ЛК. Это негатив. Но, с другой стороны, это принесло и позитив: мы переходим к более тщательному взвешиванию тех рисков, которые могут брать на себя ЛК. Это имеет отношение к работе с нашими клиентами. Акцент, конечно, ставится на более высоко-ликвидные сектора рынка и на то лизинговое имущество, которое является наиболее ликвидным.

Дмитрий Горизонтов:
— Трагедию из ситуации, может быть, и не следует делать, но надо отметить тот факт, что, к сожалению, кризис ликвидности, сокращение фондирования, безусловно, отрицательно сказались на рынке лизинговых услуг.
Нужно также отметить тот факт, что тенденции последних нескольких лет привели к ужесточению конкуренции между ЛК и банками за конкретных клиентов. При этом банки и ЛК в данном случае не рассматриваются мною как конкурирующие. Сотрудничество с банками привело в первую очередь к упрощению процедуры заключения лизинговых договоров (был лизинг под ноль, лизинг с минимальным пакетом документов — все это с целью борьбы за клиента и т. д.). Теперь об этом придется на какое-то время забыть и более внимательно подойти к оценке рисков.

Ведущий заседание за круглым столом предлагает выступающим «отойти от кризиса» и подойти ближе к теме. Ведь «лизинг — это заманчиво…».

Однако Марину Воробьеву этот патриотический призыв не особо вдохновил и оптимизма в ней, похоже, не прибавил. Сомнений в ее голосе было немало: — С моей точки зрения, падение объемов лизинговых операций по сравнению с прошлыми годами связано не только с кризисной ситуацией и ростом процентных ставок по привлекаемым лизинговыми компаниями кредитам, оно еще обусловлено тем, что действительно в портфелях лизинговых компаний объем сделок по лизингу легковых автомобилей занимал доминирующие объемы. Я считаю, что к концу 2007 г. произошло некоторое насыщение данным видом лизинга. Потребность в нем начала падать, поэтому основными лизингополучателями начали становиться крупные и средние промышленные предприятия. Безусловно, работать с такими предприятиями нам сложнее, период рассмотрения сделок длится несколько дольше. Смещение вектора сделок из обычных автомобильных в сектор крупной промышленности также привел к их снижению.

Я не могу сказать, что в первом полугодии 2008 г. ставки по кредитам резко выросли, даже наоборот — стабилизировались. Банки в 2007 г. повернулись к лизинговым компаниям лицом, и ряд крупных из них выработали свои программы по ускоренному рассмотрению проектов ЛК и предоставлению им определенных пакетных продуктов по упрощенной схеме. Поэтому для начала 2008 г. ситуация на лизинговом рынке по сравнению с 2007 г. стала лучше. Если вернуться к кризису, то мне кажется, то, что сейчас происходит, поможет даже стабилизировать рынок лизинговых услуг. Ведь сегодня у нас весь спектр лизингодателей будет тщательно рассматриваться, будет оцениваться тот сектор экономики, в котором находятся наши лизингополучатели, более тщательно взвешиваться вероятность возврата вложенных в оборудование средств.

На рынке сейчас наблюдается некоторое замирание. По нашим оценкам, к январю, февралю 2009 г. ситуация должна выровняться в рамках объемов, по крайней мере, лизинга, и ставки повысятся. Но при этом, как ни печально об этом говорить, инфляция, которая имеет положительную динамику, позволит нашим лизингополучателям приобретать оборудование по лизингу и с более высокими ставками благодаря увеличенной рублевой массе.

Сергей Федоров:
— Надо сказать о капитализации. Обратите внимание: еще в начале года акция «Газпрома» стоила 360 руб., а сегодня утром — 124 руб., потеря капитализации — свыше 60%. Акция крупнейшей государственной компании «Роснефть» стоила 250 руб., а сегодня с утра — 106 руб. Это говорит о том, что мы переживаем серьезнейший кризис в экономике наших крупнейших и самых мощных, казалось бы, устойчивых компаний.

А капитализация малого и среднего бизнеса не изменилась. Это еще раз подтверждает то, что малый и средний бизнес являются той подушкой, на которую должно падать государство, когда случаются такие ужасные катаклизмы, как нынешний кризис. Их акции не зарегистрированы на биржах.

Сегодня бюджет Санкт-Петербурга превышает 350 млрд. руб. Каждый четвертый рубль в этом бюджете — от малого бизнеса. Я уверен, что в конце следующего года доля малого бизнеса в бюджете СПб не только не уменьшится, но и увеличится, потому что в силу своей природной экономической основы малый и средний бизнес будет тем сектором экономики, который с наименьшими потерями переживет этот кризис. Мы ожидаем небольшого уменьшения числа работающих, некоторого снижения зарплат.

Перейдя непосредственно к теме обсуждения за круглым столом, С. Федоров отметил, что уровень новых лизинговых сделок в 2007 г. в РФ составлял $8,5 млрд. Если говорить о СПб, то здесь 15–17% предприятий малого и среднего бизнеса используют лизинговые схемы… Вне всякого сомнения, заемные деньги сегодня будут более дорогими. Понятно, что банки ужесточают требования. Тем не менее в рамках программы «Открытое небо» у нас сформирован фонд поддержки кредитования малого бизнеса с общей капитализацией в 400 млн. руб. Есть заверения губернатора СПб, если нам этих сотен млн. не хватит, правительство Петербурга будет рассматривать вопрос об увеличении этой суммы кредитования. Вместе с тем мы до сих пор не использовали эти деньги в осуществлении лизинговых схем. Мой помощник М. Н. Курицын готов помочь любой лизинговой компании в решении финансовых проблем по кредитованию малого и среднего бизнеса. Я вхожу в состав комиссии по написанию закона о преференциях малому бизнесу, приглашаю лизинговую северо-западную ассоциацию принять конструктивное участие в написании этого закона.

Из вопросов журналистов:
— Этой весной руководитель одной из лизинговых компаний на пресс-конференции сообщил, что некоторые ЛК пользуются так называемым товарным кредитом у непосредственного производителя или у крупного дилера. Эта форма лизинга у нас применяется редко. Но некоторые дилеры, занимающиеся продажей, например, китайской техники, говорят: китайцы сейчас ведут агрессивную маркетинговую политику, они, например, предлагают нашим лизинговым компаниям товарные кредиты по грузовым автомобилям, допустим, на год или полтора без использования банковского кредита. Это позволяет значительно расширить сферу применения лизинга и повысить конкурентоспособность по сравнению с традиционными, как вы, финансовыми посредниками. Это вас не беспокоит?

Дмитрий Горизонтов:
— Нет, конечно. Это вполне нормальная политика. Все зависит от стратегии той компании, которая занимается предоставлением такого рода услуг. Если эта компания считает, что с точки зрения создания ценностей для потребителя предоставление лизинговой услуги вместе с поставкой имущества — это плюс, то это положительный фактор. Но зачастую бывает так, что лизинговое подразделение производителя не всегда развито, и обратиться к универсальной компании или к компании, которая работает не с одним производителем, потребителю бывает лучше.

А есть компании, которые работают только со строительной техникой, причем различной. И если клиенту нужен лизинг в пакете, а не только Volvo или Мan, то ему имеет смысл обратиться к компании, которая предоставляет лизинг по разным видам строительной техники. Тут надо решить только вопросы цены и сроков.

Мы считаем, что выгоднее осуществлять лизинговые операции через универсальные ЛК. Тут разработаны правила финансового контроля, мы отчитываемся по каждой совершенной операции, нас проверяют, как любую коммерческую структуру. Для малых предприятий лизинг очень привлекателен. Все зависит от того, какой деятельностью занимается малое предприятие. Если это инновационная компания, и продукция, которую она выпускает, имеет существенное значение для инновационного рынка СПб, то процент компенсаций процентной ставки доходит до 75%. Я думаю, она привлекательна для всех, в том числе и для ЛК. Но особенно — для предприятий, приобретающих оборудование и технику для производства конкурентоспособной продукции и конкурентоспособных услуг. Система государственных преференций облегчает жизнь малым предприятиям, если они покупают технику по лизинговым схемам.

— Так чего же все-таки сегодня боятся больше всего лизинговые компании?

— Неплатежей со стороны лизингополучателей.

Ну, что ж, жизнь продолжается. А лизинг все же — дело заманчивое!..

Дата: 13.11.2008
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 10 (114)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!