Экономический форпост в Азиатско-Тихоокеанском регионе

1 стр. из 1

На II Тихоокеанском экономическом конгрессе во Владивостоке губернатор Приморского края Сергей ДАРЬКИН представил проект Стратегии социально-экономического развития края до 2025 г., разработку которого произвели специалисты ЦСР «Северо-Запад».
В регионе намечены масштабные планы по расширению кластера по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья, транспортно-логистического и энергопроизводственного кластеров, а также формирование Владивостокской агломерации.

«Новые экономические и социальные возможности развития Приморского края в условиях усиливающейся глобальной конкуренции мы связываем с изменением баланса между экономическими центрами мировой экономики; превращением в ближайшие 10–15 лет Китая и Индии в основные локомотивы мирового экономического развития и появлением новых мировых центров экономического развития в Латинской Америке и Азии, — отметил губернатор Приморья. — По прогнозам большинства мировых аналитических институтов, двигателем мирового экономического роста будут страны Азиатско-Тихоокеанского региона».

В условиях этого сценария экономический рост стран АТР создает для дальневосточных российских регионов несколько новых возможностей. Первой из них Сергей Дарькин назвал диверсификацию рынков сбыта, прежде всего углеводородного сырья. В связи с этим уже сейчас реализуются проекты строительства нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий Океан», освоения Сахалинского шельфа.

При усилении позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, по мнению губернатора, миссия Приморского края будет заключаться в обустройстве «фронтлинии» взаимодействия России с Азиатско-Тихоокеанским регионом, обеспечении наиболее продуктивного включения страны в азиатские рынки товаров, финансов, рабочей силы, технологий и информации. Стратегическими целями развития Приморского края до 2025 г. являются повышение конкурентоспособности экономики региона и обеспечение высокого уровня качества жизни приморцев.

Стратегические задачи формируют целевой сценарий развития края, называемый «новая индустриализация». Основная характеристика данного сценария — развитие базовых экономических функций, в том числе транзитно-транспортной, и формирование новых перерабатывающих комплексов, что позволит получить качественно новую специализацию экономики.

Кластер по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья

Строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий Океан» даст возможность создания в крае нового вида экономической деятельности — производства нефтепродуктов и нефтехимических производств. ОАО «Роснефть» уже подготовило проект строительства в Приморском крае Восточного нефтеперерабатывающего завода мощностью 20 млн т продукции в год. Предприятие будет одним из самых больших в мире.

В рамках газификации Приморского края планируется создание газотранспортной системы для обеспечения нужд потребителей региона, а также крупных газохимических и газоперерабатывающих производств на юге Приморского края: строительство газоперерабатывающего завода (мощность 30 млрд куб. м газа в год, ОАО «Газпром»), строительство завода СПГ (мощность 26 млрд куб. м газа в год, ОАО «Газпром»), строительство завода по производству минеральных удобрений;
перевод производств, в том числе энергетических, на газовое топливо.

Реализация данных проектов обеспечит рост в связанных кластерах и будет способствовать размещению в Приморском крае сервисных и производственных центров для обеспечения проектов нефтегазодобычи на Сахалине и шельфе.

Транспортно-логистический кластер

Стратегией предусмотрено развитие транспортно-логистического кластера до уровня масштабов интеграционных процессов в макрорегионе. Мощность транспортного комплекса должна соответствовать потребностям в транспортировке и переработке экспортных и транзитных грузов из регионов Сибири и Дальнего Востока. Эта задача диктует необходимость перехода от развития отдельных портов к развитию портовых систем.

Конкурентоспособность портовой системы Приморского края на транспортно-логистическом рынке Азиатско-Тихоокеанского региона будет зависеть от степени координации и синхронизации стратегии развития всей системы в целом. Сегодня дальневосточные порты значительно уступают портам Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом формирование крупных портовых кластеров является мировой тенденцией.

Для развития портовой системы предусматривается формирование портово-производственной зоны и эшелонированного порта на базе транспортного узла Восточный — Находка.

Для интеграции в макрорегиональную систему перевозок предусматривается также возможность формирования хаба на базе существующего аэропорта Владивостока.

Формирование Владивостокской агломерации

В проекте также отмечено, что общероссийским ограничением в развитии является то, что наши города не соответствуют сегодняшним инвестиционным тенденциям и не могут в полной мере выполнить функции, связанные с формированием новых видов деятельности — секторов финансовых услуг, сетевой торговли, логистических услуг и современных промышленных площадок. Эти задачи в рамках региона намечено решить за счет создания Владивостокской агломерации. Цель проекта — формирование центра сотрудничества России и АТР, сомаштабного тенденциям урбанизации в макрорегионе.

Среди основных направлений планируемой работы — развитие ядра агломерации, в том числе формирование делового района, развитие городской среды на всех территориях, входящих в состав агломерации — Владивосток, Уссурийск, Артем, Находка, инфраструктурное развитие агломерации за счет повышения транспортной доступности и синхронизации логистической и производственных функций.

Ключевой проект данного направления — подпрограмма «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе», утвержденная постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2007 г. № 801.

Целевая подпрограмма предусматривает создание всех необходимых условий для организации саммита АТЭС — 2012 и развития города: современный конференц-холл и выставочный центр, которые в дальнейшем будут использованы федеральным университетом. Также будут построены международный аэропорт, транспортная и инженерная инфраструктура города, гостиницы. Всего планируется строительство 36 объектов общей стоимостью 148,5 млрд руб., в том числе 100 млрд руб. из федерального бюджета.

Энергопроизводственный кластер

Для обеспечения энергетическими ресурсами растущей экономики региона, а также формирования условий для экспорта электроэнергии в Китай и Корею планируется развитие энергопроизводственного кластера.

Основными проектами являются:
создание новых генерирующих мощностей и модернизация имеющихся, а именно: строительство Находкинской ТЭЦ, Уссурийской теплоэлектростанции и Владивостокской теплоэлектростанции № 3, реконструкция Артемовской теплоэлектростанции и Владивостокской ТЭЦ-2 с переводом на сжигание газового топлива;
сооружение электрических сетей с техническими возможностями для экспорта электроэнергии: в будущем предполагается создание энергомоста для поставок электроэнергии в Китай, Северную Корею и Республику Корею;
строительство атомной электростанции в Приморском крае и создание центра технической комплектации для строительства подобных объектов в странах АТР;
строительство алюминиевого завода полного цикла мощностью 600 тыс. т продукции в год.

«Мы провели системную работу по стратегированию совместно с ведущими российскими проектными институтами, государственными корпорациями, ведущими бизнес-структурами, научными и общественными организациями. Это позволило подтвердить каждое приоритетное направление развития конкретными инвестиционными проектами», — подчеркнул Сергей Дарькин, добавив, что «поэтому мы можем достаточно определенно сказать о целевых ориентирах социально-экономического развития Приморского края к 2025 г.». Главный планируемый показатель — увеличение ВРП края до 2 трлн руб.

Губернатор предложил рассматривать стратегию Приморского края как часть стратегии развития Дальнего Востока до 2025 г. и регионального раздела концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

Дата: 04.12.2008
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 8 (73)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!