Дорога к полиметаллическим рудам

1 стр. из 1

30 октября 2008 г. Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на проект строительства железной дороги Нарын — Лугокан. Новая линия соединит с Транссибирской магистралью пять крупнейших месторождений полезных ископаемых Забайкальского края.

Юго-восток Забайкальского края — кладовая минерально-сырьевых ресурсов. Здесь богатейшие запасы меди, железной руды, цинка, свинца, золота, молибдена. Но без развития транспортной инфраструктуры района и решения вопросов электроснабжения их освоение невозможно. Перспективы разработки месторождений обсуждались давно. Но только сейчас началась реализация зтого плана в части развития транспортной составляющей, а именно — строительство железной дороги Нарын — Лугокан, которая включена в программу «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области» в рамках Стратегии развития железнодорожной отрасли РФ.

Паспорт инвестпроекта утвержден распоряжением правительства РФ 30 ноября 2006 г. и дополнен изменениями, утвержденными распоряжением правительства РФ от 10 ноября 2007 г. № 1596-р, которым ввод в эксплуатацию железной дороги до ст. Лугокан предусмотрен в 2011 г.

По словам губернатора Забайкальского края Равиля Гениатулина, проект на ближайшие десятилетия будет своеобразным локомотивом, точкой не только роста — рывка развития юго-востока региона.

Изначально протяженность дороги должна была составить 375 км, но из-за смены линии примыкания она удлинилась еще на 50 км и составила 425 км. Дорога будет строиться по следующему маршруту: Ст. Борзя — Нарын-1 — Александровский завод — Бугдаин — Газимурский завод — Култума — Лугокан. Предусмотрено 15 остановочных пунктов и четыре станции, на которые будет подаваться продукция проектируемых на месторождениях горно-обогатительных комбинатов (ГОКов).

Проект реализуется на основе государственно-частного партнерства. Между Федеральным агентством железнодорожного транспорта, являющимся ответственным исполнителем строительства дороги, и ОАО «ГМК «Норильский никель» подписано инвестсоглашение. Общая стоимость проекта составляет 70,065 млрд руб., из которых 69% планируется профинансировать из средств Инвестфонда. «Норникель» в свою очередь должен вложить оставшуюся сумму.

Железная дорога соединит с Транссибирской магистралью крупнейшие месторождения полезных ископаемых: Быстринское, Култуминское, Лугоканское (медно-сульфидные), Солонеченское (сурьмяно-золотое) и Бугдаинское (золото-молибден-порфировое).

Ввод в эксплуатацию линии Нарын — Лугокан позволит не только обеспечить вывоз продукции ГОКов, но и существенно улучшить транспортную доступность близлежащих населенных пунктов. Планируется, что в первое время по линии будет ходить пять пар грузовых и одна пара пассажирских поездов в сутки. Грузонапряженность на начальной стадии — порядка 8 млн т в год. К 2013-му объем перевозок выйдет на максимальный уровень — порядка 13 млн т в год.

Генеральным проектировщиком и подрядчиком строительства железной дороги Нарын — Лугокан является ООО «Корпорация Инжтрансстрой». Проектно-изыскательские работы компания начала в ноябре 2007 г. На 30.10.08 с получением положительного заключения экспертизы стадия работы «Проект» завершилась. В настоящее время выполняется организационная часть: строительные подразделения изучают проектную документацию и оформляют договоры на выполнение подрядных работ.

Ускоренных темпов в разработке проекта удалось достичь, в частности, за счет применения новейших технологий. Директор ООО «ТрансПроект» (институт входит в структуру ООО «Корпорация Инжтрансстрой») Михаил Балалаев рассказал о новом высокоэффективном методе лазерного сканирования: «Лазерные сканеры знаменитой фирмы «Лейка» устанавливаются на самолетах или вертолетах, идущих на высоте от 300 до 3 тыс. м, и осуществляют съемку полосой захвата от 200 до 2 тыс. м. На основе залетов составлялись планы масштаба 1:2000 полосой 300 м по трассе будущей дороги. Разрешения лазерного сканирования проектировщикам достаточно для разработки стадии «Проект». В дальнейшем, при разработке рабочей документации данные материалы уточняются наземной съемкой для составления планов в масштаб 1:500. Лазерное сканирование позволяет сделать 3D модель трассы будущей дороги, то есть визуальную картину местности».

А уже более детальными наземными съемками и разработкой рабочей документации занимаются такие институты, как ОАО «Сибгипротранс» и ОАО «Востсибтранспроект».

ОАО «Сибгипротранс» вел и ведет изыскательские работы сразу на двух участках дороги — с 0 км до 130 км (что соответствует 80 км прежнего маршрута), а также со 170 км до 310 км изначального пути. Дорога в основном проходит по долине реки Газимур. Абсолютные отметки по трассе в пределах 600–900 м, что способствует широкому распространению многолетнемерзлых грунтов. Склоны долины сложены сильно разрушенными изверженными и осадочными породами. Многие эксперты отмечают, что по топографическим, геологическим и климатическим условиям трассы данный проект сопоставим с БАМом.

Как сообщил главный инженер участка ОАО «Сибгипротранс» Борис Ильин, собственно укладка пути должна была начаться уже в 2008 г., до наступления зимы. Однако возникли проблемы, связанные с пересечением будущей линией трассы федеральной автодороги А166 Чита — Забайкальск. От строителей требуют, чтобы железная дорога не пересекала трассу на одном уровне. И хотя железнодорожникам это необходимо лишь временно — чтобы продолжить строительство основного пути уже в чистом поле, — на сегодняшний день этот фактор задерживает начало строительства. Но можно говорить, что в 2009 г. укладка пути все же начнется.

Освоение основных месторождений полиметаллических руд в Забайкальском крае обойдется «Норильскому никелю» в более чем 80 млрд руб. При расчете капитальных вложений в строительство ГОКов были учтены затраты на водо- и воздухоочистительные сооружения. Проектирование и строительство всех объектов будет вестись с учетом норм и требований российского природоохранного законодательства.

В период с 2012 по 2015 гг. «Норникель» намерен ввести в эксплуатацию на территории региона горно-обогатительные комбинаты суммарной производительностью более 35 млн т руды в год. Срок обработки месторождений, большинство из которых можно разрабатывать более дешевым открытым способом, составит свыше 30 лет.

Надо отметить, что в администрации Забайкальского края с тревогой следили за внутрикорпоративными перипетиями, которые происходили между акционерами «Норникеля» в последнее время. Между тем в компании заверили, что никаких отклонений от реализации проекта дороги Нарын — Лугокан с их стороны не будет.

Дата: 04.12.2008
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 8 (73)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!