Нина Шангина: «Идет масштабная наукоемкая реставрация»

1 стр. из 1

В Северной столице и ее исторических пригородах работа российских реставраторов последние годы на виду гораздо больше, чем где-либо еще. Что и справедливо, если речь идет о городе-музее.

О том, какие задачи сегодня решает профессиональное сообщество спасателей памятников истории и архитектуры, рассказывает председатель Союза реставраторов Санкт-Петербурга Нина ШАНГИНА.

–Нина Николаевна, что сейчас наиболее значительно в работе петербургских реставраторов?

— Начну с того, что скоро предстоит подводить итоги конкурса «На лучшую реставрацию объектов культурного наследия Санкт-Петербурга» в 2008 г.

Номинанты представлены в разных ипостасях: здесь и комплексная реставрация, и реставрация фасадов, и реставрация интерьеров. Очевидно, что выбрать победителя будет в этом году тяжело — все отреставрированные петербургскими мастерами исторические объекты значимы, трудоемки, и работа сделана при этом очень качественно. Так, среди представленных на конкурс объектов «Концертный зал» Екатерининского парка в Царском Селе. Комплексная реставрация идет во дворце великого князя Алексея Александровича на набережной Мойки, 122, где работы ведутся по воссозданию исторического облика фасадов и интерьеров.

Сейчас, что у всех на виду, в центре Петербурга продолжается реализация губернаторской программы по реставрации фасадов исторических зданий. Для нас особо сложными являются здания в стиле модерн, которые отличаются большим разнообразием отделки. Классические здания, образно говоря, в этом смысле более «спокойны» — простой такую реставрацию тоже не назовешь, но она довольно-таки стандартна. А вот модерн преподносит сюрпризы, там бывают неожиданные открытия — обнаруживаем в отделке металлодекор, различные мозаики и керамику.

Например, могу отметить практически каждое здание на Каменноостровском проспекте, которые реставрируются сегодня по губернаторской программе. Так, на фасаде дома эмира Бухарского присутствует разнообразная отделка камнем — натуральным и искусственным. Или здание театра им. Андрея Миронова, где архитектором были применены удивительные конструктивные решения, — эркеры, например, оказались сделаны из кирпичиков из прессованной пробки! И подобные открытия реставраторы обнаруживают почти на каждом фасаде Каменноостровского проспекта.

К тому же на этих зданиях много утрат, и требуются большие усилия, чтобы отреставрировать сохранившийся декор, а в некоторых случаях требуется его практически полностью воссоздать.

Как задачу особой сложности в рамках реставрации фасадов Петербурга можно выделить Дом офицеров на Литейном проспекте, где на фасаде реставраторы встретили большое многообразие керамической отделки. В частности, было обнаружено керамическое панно, замазанное в советское время несколькими слоями краски. Сегодня оно восстановлено, на очереди — аварийные эркеры.

 — На взгляд со стороны, однако, приоритеты в реставрационной политике не всегда понятны. Например, в том же Царском Селе Екатерининский парк — всемирно известное место паломничества туристов, довольно-таки хорошо ухоженное и обустроенное, где и в минувший сезон продолжались масштабные реставрационные работы. А по соседству — Александровский парк, который в сравнении выглядит просто полузаброшенным…

— Насколько мне известно, планы проведения реставрационных работ в Александровском парке имеются, а вот когда они будут конкретно воплощены, пока трудно сказать. Надо сказать, что массовая реставрация в Санкт-Петербурге длительный период практически не проводилась. И сейчас сложно определить, куда следует направить силы и средства в первую очередь. Тем более что они тоже не безграничны. И может быть, даже не столько средства, сколько возможности реставрационных предприятий.

И, конечно же, любой реставрации предшествует долгий этап проектирования. Это важная наукоемкая работа, которая неспециалисту не видна.

— Одна из новостей Союза реставраторов Санкт-Петербурга — то, что идут масштабные реставрационные работы в Гатчине. Интересно, как сегодня происходит «распределение обязанностей» по объектам между городом и областью?

— Организации, которые входят в Союз реставраторов, работают и на городских, и на федеральных, и на областных объектах. Никакой привязки к границам Санкт-Петербурга, разумеется, нет. Все зависит от заказчика, от условий тендера, и кто в нем победил. А в Гатчине — это федеральные объекты, которые непосредственно находятся под надзором государственной инспекции по охране памятников. Союз реставраторов очень плотно работает с комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры правительства Санкт-Петербурга, поэтому ничего удивительного в таких заказах нет.

— Со стороны коммунальщиков приходилось слышать мнение, что отдельно взятая реставрация кардинально проблемы не решает, если, скажем, под обновленным фасадом гнилые коммуникации — теоретически может случиться так, что через пару лет все придется переделывать. В регионах вроде бы что-то подобное уже случалось. Как в этом смысле обстоят дела в Северной столице?

— У нас такого не было, хотя подобная реставрационная практика имеет место. Как пример можно привести Петропавловскую крепость — там точно так же работы начались с фасадов. Притом что коммуникации были в запущенном состоянии, это, казалось бы, не совсем правильно с точки зрения инженерии, планирования общестроительных и реставрационных работ. Однако отреставрированные фасады привлекают внимание к объекту, в определенном смысле дают ему вторую жизнь, и это потом позволяет найти возможность найти финансирование и заняться коммуникациями. Подобно тому, как, въехав в квартиру, часто человек сначала делает косметический ремонт, а затем постепенно приступает к замене труб и т. д. Когда средства поступают не на все в комплексе, наверное, логично сначала отреставрировать фасад, чтобы он не разрушился окончательно. Если коммуникации не в порядке, то, возможно, сравнительно скоро понадобится косметический ремонт. Но это будет уже не глобальная историческая реставрация, которой предшествует большой период изучения объекта, иконографии, проектирования. Все это с коммуникациями не связано, и, повторюсь, если улицы приобретут облагороженный, привлекательный для жителей города и туристов облик, то, мы надеемся, получится запустить и механизм финансирования комплексных работ, по замене коммуникаций в том числе.

— А что касается применения новых технологий, материалов, техники — многое ли изменилось в петербургской реставрации за последние годы?

— Конечно, многое. Во-первых, фирмы, которые занимаются реставрацией, постепенно становятся на ноги, их оснащенность растет каждый год. Первое, что происходит, — это возрастает вооруженность труда техникой, что позволяет говорить о механизации в реставрации, о применении современных зарубежных технологий. Все это происходит благодаря тому, что реальное финансирование из бюджета города ведется уже на протяжении нескольких лет подряд и с каждым годом становится все более серьезным.

Если говорить о новых материалах, то в реставрации приоритет отдан использованию материалов, идентичных историческим составам. Здесь о новизне говорить трудно. Реставрационная концепция скорее, наоборот, заключается в том, чтобы не использовать никаких новшеств. Это единственно правильно, потому что иначе в историческом здании нарушается все.

Даже при воссоздании или новом строительстве зданий, которые имеют классическую петербургскую архитектуру, целесообразно пользоваться историческими материалами. Ведь они не только определяют архитектурный облик, но и находятся в балансе самих конструкций здания.

— У вашего Союза, как уже сообщалось, возник совместный проект с итальянскими реставраторами…

— Отмечу, что итальянскую школу мы ценим за философский подход к реставрации — именно за тот их взгляд, что отреставрированный объект не должен выглядеть как вновь построенный. Что лучше — заменить новоделом или, несмотря на любые сложности, отреставрировать, законсервировать, скажем, даже мелкие детали декора на фасаде? Подлинник лучше подделки, что итальянцы отлично понимают. Возможно, именно поэтому Италия — страна номер один в области мирового культурного туризма. Прямое сотрудничество с итальянцами ценно для петербургских реставраторов тем, что нам предоставляется возможность впитать основы этой реставрационной философии. В его рамках будет проходить обучение, которое, как мы уверены, окажется очень полезным и для рабочих, и для инженерно-технических специалистов.

— Санкт-Петербург, как известно, считается самым уникальным городом мира в смысле количества историко-архитектурных памятников. Теоретически, это требует и соответствующих вложений в реставрацию. С другой стороны, имеет основание и то мнение, что если «холить и лелеять» любое здание, которому больше ста лет, то на это никакого бюджета не хватит. Какой вариант развития города все-таки видится оптимальным — с точки зрения профессиональных реставраторов?

— Если говорить о финансировании, то мы, как бы «не стесняясь», всегда стараемся подчеркнуть определяющую роль администрации города в сохранении историко-архитектурных памятников. С приходом на пост главы Санкт-Петербурга Валентины Ивановны Матвиенко началось реальное финансирование реставрационных работ. И это произошло вовремя, потому что еще лет пять, и мы потеряли бы гораздо больше зданий. Губернатор действительно заслужила низкий поклон от всех петербуржцев.

Надо, однако, понимать, что мы живем в современном мегаполисе, который сегодня активно функционирует и развивается. К сожалению, сохранить каждое старое здание невозможно. Ведь многие строения и в историческом центре Петербурга изначально строились не на века. Скажем, некоторые доходные дома. И пытаться сделать это абсолютно нецелесообразно, особенно если в них в плохих условиях продолжают жить люди. Поэтому Союз реставраторов не считает разумной позицию «сохранить абсолютно все, и в том виде, каков он сейчас». Хотя, бесспорно, следует стремиться максимально сохранить все то, что возможно.

И нам кажется, что уж если строить в центре Петербурга, то это, наверное, должно быть воссоздание, сохранение исторического стиля. Ведь можно как памятник, как единицу культурной ценности рассматривать и отдельное здание, а также и всю улицу или архитектурный ансамбль. Конечно, вызывают отторжение здания непетербургского стиля, уже построенные в центре города… Но здесь идет речь уже об ошибках прошлого. Сейчас и общественность города, и архитекторы это понимают — и стараются целиком сохранить исторический облик Северной столицы. При этом надо понимать, что город хоть и называется музеем, но он живой и должен развиваться. Это счастье, что есть перспектива развития.

— В целом, много ли общего в вашей практике со строителями?

— Если задаться вопросом, может ли простой строитель прийти в реставрацию, — наверное, нет. Прежде всего потому, что подходы у нас совершенно разные. Для современного строительства самое главное — это интенсивное возведение объектов, индустриальные методы при оптимизации работ. А в реставрации можно с одной колонной на фасаде «возиться» несколько месяцев. Обычным строителям тяжело менять свой подход, для них такая кропотливая работа просто мучение, поэтому так мало желающих прийти на рынок реставрационных работ, к тому же не сулящий особенных сверхдоходов. Ну а мы, со своей стороны, конечно, стараемся применять все современные строительные технологии и оборудование.

— Что ожидают реставраторы от перехода на саморегулирование?

— Для реставраторов эта тема не так актуальна, как для строителей, которых подхлестывает то, что рано или поздно произойдет отмена лицензий, и тогда останется только один механизм регулирования отрасли и допуска на рынок — саморегулирование. Но мы тоже будем двигаться в этом направлении. Судя по тому, как должно быть организовано саморегулирование, оно, конечно, пойдет на пользу работе. Когда мы говорим о том, что у нас коллективная ответственность за качество, то все механизмы новой системы очень помогают в реализации этого принципа на практике. Поэтому Союз реставраторов Санкт-Петербурга намерен внести соответствующие изменения в свой устав и вообще пользоваться всеми теми наработками, которые предлагает механизм саморегулирования. В данном случае это будет делаться по нашей доброй воле, а не по жесткой необходимости.

— Еще одна насущная тема — подготовка квалифицированных кадров. Наш журнал уже сообщал о том, что в профильных лицеях Санкт-Петербурга появились новые реставрационные специальности — кузнецы и витражисты. Как прошел набор?

— Набор во всех средних специальных учебных заведениях сейчас, как известно, проходит непросто, хотя бы в силу демографической ситуации. Тем более что в реставрационный лицей не возьмешь всякого, нужны определенные художественные наклонности, любовь к этому ремеслу. Поэтому была проблема набора, но есть проблема и высококвалифицированных мастеров производственного обучения. Здесь мы стараемся лицеям помочь, организуя практику на своих предприятиях. Петербургским Союзом реставраторов также учреждены стипендии для лучших студентов. Вообще, надо сказать, что с каждым годом работа с профильными лицеями у нас ведется все более плотно, к тому же все они входят в состав членов нашего Союза.

Дата: 04.12.2008
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 8 (73)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!