Будут отодвинуты сроки начала крупных проектов

1 стр. из 1

Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга — один из самых крупных и самых влиятельных в структуре исполнительной власти города. Именно он занимается формированием и исполнением городского заказа, разработкой стандартов проживания, анализом и прогнозированием социально-экономического развития и, кроме того, определением параметров и развитием новых территорий Петербурга, пригодных для застройки
и промышленного роста. Об этих и других аспектах деятельности комитета говорит его председатель Алексей Сергеев.

— Алексей Иванович, Петербург называют инновационной столицей России, центром передовых идей. Впервые в стране именно в Петербурге принята программа инновационно-технологического развития промышленности города на 2009–2011 гг.

Насколько она важна?

— Эта программа поможет сформировать благоприятный климат для инновационного развития городской промышленности, содействовать техническому перевооружению производства. Она призвана повысить конкурентоспособность продукции петербургских предприятий, а также помочь промышленности готовить кадры, способные работать в современных условиях.

Для того чтобы городские структуры стали более восприимчивы к инновационной продукции, мы предложили создать рабочую группу, которая бы смогла отбирать конкурентные и по техническому уровню, и по цене проекты для государственных нужд в рамках системы городского заказа. Это предложение было поддержано губернатором.

— Петербург — один из лидеров по конкурентоспособности среди российских регионов, наряду с Москвой. В Северо-Западном федеральном округе первое место в рейтинге у Северной столицы. В чем выражаются эти конкурентные преимущества?

— Это прежде всего высокий потенциал роста налоговой базы, хорошая бюджетная обеспеченность и кредитоспособность, развитая финансовая инфраструктура. Лидерство Петербурга вполне закономерно и объективно. В последние 5 лет экономика города год от года крепла. К примеру, в 2007 г.

динамика роста валового регионального продукта составила 114%, а объем ВРП превысил триллион рублей. Индекс промышленного производства достиг 110%, в то время как в среднем по России — 6,3%.

С 2003 по 2008 годы доходная часть городского бюджета многократно возросла.

В последние годы город занимает первое место среди регионов России по показателю инвестиционного климата, достигнув наилучшего соотношения высокого потенциала в сочетании с минимальным риском. Так, в минувшем году объем инвестиций в экономику города — в основной капитал — составил 296, 7 млрд. руб., что почти на 39% выше, чем в 2006 г. Позитивные тенденции развития экономики сохраняются и в нынешнем году. О высокой конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности города свидетельствует и тот факт, что и сегодня, в условиях мирового финансового кризиса, ни одна из компаний, проектирующих или строящих новые производства в Санкт-Петербурге, не отказалась от своих планов.

— Многие называют Петербург и промышленным, и финансовым, и дипломатическим, а также культурным и туристическим центром. А какой эпитет  Вам ближе?

— Я считаю, Петербург был, есть и будет индустриальным центром, и никаких препятствий этому не предвидится. Промышленность остается ведущей отраслью экономики Петербурга. Ее основу составляют около 700 крупных и средних предприятий, а также 12,5 тыс. малых предприятий. На долю промышленности приходится почти четверть валового регионального продукта, 20% (414 тыс. человек) работающего населения, почти 1/3 налоговых поступлений в бюджетную систему, 65% общего объема прибыли по городу. И есть все основания считать, что положительная тенденция развития промышленности сохранится.

Петербургская концепция социально-экономического развития города до 2025 г.

включает три сценария. По первому Петербург должен стать мировым городом, по второму — развитым торгово-транспортным узлом, третий предполагает, что Северная столица станет центром инноваций и управления. Причем все эти сценарии не являются взаимоисключающими, более того, интегральный сценарий является наиболее оптимальным.

Главная цель развития Петербурга — это стабильное улучшение качества жизни петербуржцев с ориентацией на обеспечение европейских стандартов. В концепции расписаны основные цели и приоритеты развития города по 20 направлениям.

В частности, в 2025 г. население Петербурга должно составить не менее 4,7 млн. человек, а ожидаемая продолжительность жизни — 73 года. Среднемесячная заработная плата петербуржцев к этому времени достигнет 55 тыс. руб.

— Система петербургского городского заказа считается одной из лучших в стране. Как Вам удалось этого достичь?

— В прошлом году впервые за историю развития петербургской системы государственного заказа в структуре закупок более 60% составили открытые конкурсы. Ранее этот показатель не поднимался выше 50%. Таким образом, система госзаказа Северной столицы стала лауреатом проекта «Национальный рейтинг прозрачности». А городу была присвоена высшая оценка «Гарантированная прозрачность». Экономия бюджета на госзакупках составила более 6%, а это порядка 10 млрд. руб.

— Сейчас в Законодательном Собрании обсуждаются Правила землепользования и застройки в Санкт-Петербурге, которые уже прошли стадию обсуждения в правительстве города, в кругах общественности. Ваш комитет также внес свою лепту в подготовку этого документа.

— Мы внесли в проект ПЗЗ новые нормы развития промышленности в Санкт-Петербурге, которые были утверждены правительством города. Согласно им в центральной части Петербурга, вдоль водных артерий и городских магистралей, бизнес может возводить объекты как промышленного назначения, так и общественно-делового, без каких-либо дополнительных процедур согласования.

Кроме того, промышленные территории, расположенные преимущественно на окраинах города, будут относиться к одному из 9 новых видов территориальных зон исключительно производственного назначения, выделенных по кластерному признаку. Эти нормы позволят сменить бизнесу профиль деятельности исходя из тенденций рынка.

Кроме того, это открывает новые возможности в совершенствовании логистики, развитии экологически чистых производств, оптимизации размещения инженерных объектов и сетей.

Кстати, на площадке открытой в Петербурге особой экономической зоны «Нойдорф» резидентами уже начато строительство собственных объектов. Для этой территории, как и для другой площадки, «Ново-Орловской», разработана и одобрена архитектурно-строительная концепция. Кроме того, «Нойдорф» пройдена стадия проектирования объектов инженерной инфраструктуры и административно-делового центра, а также первой очереди объектов таможенной инфраструктуры.

А на площадке «Ново-Орловская» завершена разработка схемы генерального плана территории.

Всего с 2008 по 2010 гг. в бюджете Санкт-Петербурга на создание инфраструктуры для двух отделений особой экономической зоны запланировано порядка 3 млрд. рублей. Отделение «Нойдорф» планируется открыть уже в 2009 г.

— Город тратит немалые средства на подготовку инженерной инфраструктуры…

— Конечно, например, на строительство объектов инженерной инфраструктуры в Петербурге выделено в 2007 г. почти 13 млрд. руб. Данные средства пошли на инженерную подготовку земельных участков для строительства жилья за счет средств городского бюджета. Кроме того, привлекается финансирование на инженерную подготовку территорий под коммерческое строительство, а также для подготовки промышленных территорий. Бюджетные средства планируется также направить на работы по реконструкции системы водоснабжения пяти кварталов севернее улицы Новоселов в Невском районе. В дальнейшем это позволит построить здесь более 1,2 млн. кв. м жилья и объектов социальной инфраструктуры.

— Мировой кризис, который пришел к нам из Америки, коснулся и Петербурга, в частности строительной отрасли. Откладывается реализация многих крупных проектов. Город, по словам губернатора, готов поддержать отрасль, покупая жилье, как считается, по себестоимости. Но многие застройщики не согласны с предложенными расчетами…

— Мировой кризис, конечно, отразился и на городском бюджете на 2009 г., который решено сократить более чем на 20 млрд. руб., передвинув главным образом сроки начала крупных проектов. Думаю, подождет Надземный экспресс — не произойдет ничего страшного, если он реализуется на год-полтора позже. Принято также решение свести до нуля, по крайней мере в 2009 г., долю города в проекте «Охта-центр». Под вопросом пока и строительство Орловского тоннеля, хотя проектные работы будут продолжаться, просто их реализация откладывается на некоторое время.

Что касается выкупа жилья, то Комитет экономического развития установил норматив себестоимости строительства жилых помещений на декабрь в размере 42 964 руб-лей за кв. м. Это на 2% ниже, чем в сентябре. Этот показатель, кстати, используется для расчетов между городом и инвестором, когда вместо перечисления в бюджет Санкт-Петербурга денежных средств на развитие инфраструктуры строительная компания передает в городскую собственность жилые либо нежилые помещения.

Дата: 29.12.2008
Семен Киселев
"Петербургский строительный рынок" 12 (116)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!