Саморегулированию в Ленобласти — жить!

1 стр. из 1

В конце ноября 2008 г. в Санкт-Петербурге прошел семинар «Проблемы обеспечения надежности и безопасности при строительстве, реконструкции и некоторых видах капитального ремонта объектов капитального строительства, осуществляемых на территории Ленинградской области».

В мероприятии приняли участие представители профильных комитетов, надзорных органов, экспертных организаций, администраций муниципальных образований, руководители строительных и проектных организаций, работающих на территории Ленобласти. Обсуждались вопросы предоставления проектной документации и результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу, осуществления государственного строительного надзора, а также проблемы и перспективы развития строительного комплекса Ленобласти на 2009–2010 гг.

Одной из актуальных оказалась тема приближающегося срока отмены лицензирования строительной деятельности и развития саморегулируемых организаций (СРО). Полученные ранее лицензии будут действовать весь следующий год, но в течение этого времени нужно будет принять решение о вступлении в СРО.

Чтобы получить свидетельство о допуске на строительный рынок, представитель компании (частный предприниматель или юридическое лицо) должен подать ряд документов на вступление в некоммерческое партнерство «Строители Ленинградской области» или «Проектировщики Северо-Запада».

 Наш корреспондент взял интервью у председателя Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленобласти В. С. Григоренко и заместителя исполнительного директора «ЛенОблСоюзСтроя», генерального директора ОАО «Ленстройсертификация» В. В. Алексеева.

Все проблемы лежат на поверхности

— Виталий Сергеевич, ваш комитет создан не так давно. Расскажите о нем подробнее.

— Наш комитет создан в феврале прошлого года. В подчинении у нас ГАУ «Лен-
облгосэкспертиза», над которым мы осуществляем методическое руководство. Правительство Ленобласти, создавая нас, конечно же, надеялось решить многие проблемы. Но, к сожалению, численность комитета не позволяет охватить в полной мере все проблемы, которые существуют на огромном количестве объектов Ленинградской области; на каждый объект затрачивается от 3-х до 5-ти проверок. Но мы пока справляемся. Мы осуществляем контроль качества строительства начиная с изыскательских работ и заканчивая полной готовностью объектов. В принципе, все проблемы, для устранения которых и создан наш комитет, лежат на поверхности. С ними постоянно сталкивается застройщик или проектировщик при разрешении вопросов строительства объекта. Принципиально, наш комитет решает очень много вопросов успешного ведения строительства в Ленобласти. Мы заинтересованы в привлечении инвестиций. Для этого мы не только делаем благодатным поле в части привлечения инвесторов, но и показываем инвесторам основные проблемы, с которыми они могут столкнуться, и каким образом будет осуществляться надзор за их деятельностью. Мы отслеживаем также правильность вложения средств дольщиков в соответствии с законом №214-ФЗ при строительстве многоквартирных домов. Законотворческая деятельность также не минует нашего коллектива: подготовка всех областных Законов — наша обязанность.

— Сколько строительных объектов сегодня на территории области?

— Объектов различного назначения в Ленобласти сейчас насчитывается более 500, из них многоквартирных домов, являющихся, как вы понимаете, предметом нашего особого внимания, около 140.

— А малоэтажки?

— Малоэтажные дома — это одна из болевых точек в Ленобласти. Проблема в том, что до сих пор не выработана методика строительства коттеджных поселков.

И различные фирмы-застройщики этих поселков пытаются уйти от экспертизы и разрешения на строительство, создавая так называемые дачные некоммерческое партнерства. Жесткие требования законов и порядка проектирования не позволяют делать то, что они делают, возводя поселки. Они хотят минимум инженерных сетей, минимум требований по пожарной и экологической безопасности, т. е. пытаются людям сдать не совсем соответствующие условиям жизни объекты: дом построили, санобъекты вкопали и говорят — покупайте. Мы считаем это неправильным, потому что в последствии эта проблема ляжет на область в виде инженерных сетей и экологии. Приходится вести серьезную разъяснительную работу. Но прохождение экспертизы генплана мы требуем сейчас жестко, необходимо чтобы там были соблюдены все вопросы, касающиеся жизнедеятельности: водопотребление, водоотведение, пожарная и экологическая безопасность.

— А как решаются вопросы земельной подготовки?

— Землеподготовка — это вопрос КУГИ. У нас же, как я сказал, разрешительная деятельность, т. е. мы включаемся в работу, когда у строителей есть на руках все документы, позволяющие им начинать. Правительство ЛО принимает большое количество решений по строительству малоэтажных поселков, и нужно помнить, например, что в ближайшие пять лет серьезная программа по водопотреблению и водоотведению должна выполняться всеми. Это действительно проблема, на устранение которой правительство выделяет большие денежные средства. Конечно, со временем проблема будет решена. Но пока это самый сложный вопрос в Ленобласти. Его усугубил ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», который отказал нам и в воде, и в водоотведении, конечно, не из каприза, а из-за серьезных городских проблем.

Сегодняшний семинар мы собрали еще из-за того, чтобы еще раз довести требования по экспертизе и надзору, чтобы застройщики знали и видели нас в лицо, хотя мы всегда готовы с ними встретиться и помочь решить вопросы, вставшие перед ними. Чтобы проектировщикам было проще работать, правительство Ленобласти и здесь идет навстречу застройщику: принято постановление о сокращении сроков экспертизы, особенно если это касается многоквартирных жилых домов, чтобы путь от замысла до реализации стал как можно короче. Второй вопрос, которым занимается правительство, и мы являемся ответственными, — это типовые проекты. Это объекты, прошедшие экспертизу, в течение трех лет построенные и введенные в эксплуатацию, когда появляется возможность их многократного применения.

— С чего должен начинать застройщик, если что-то уже выбрал? К кому идти?

— У нас, как и везде, существует межведомственная комиссия по распределению в области трудовых ресурсов. На ней заявляется инвестор либо застройщик, который докладывает о своих планах и на какой участок земли он претендует, чтобы вложить туда свои инвестиции.

— А частный застройщик?

— Сейчас в Ленинградской области есть закон: для жителей дается полный карт-бланш, выделяется бесплатная земля, на которой он должен построить дом. Кто не попадает под категорию таких граждан, тот участвует в конкурсе муниципального образования, выигрывает тот или иной участок и становится его собственником.

На нас смотрят, как на лидеров

— Владимир Владимирович, тема вашего доклада на семинаре касалась проблем и перспектив деятельности саморегулируемых организаций в Ленинградской области. На какой стадии находитесь?

— Сейчас находимся ближе к финишу... На базе «ЛенОблСоюзСтроя» зарегистрированы некоммерческие партнерства «Строители Ленинградской области» и «Проектировщики Северо-Запада», которые будут внесены в Общероссийский реестр саморегулируемых организаций с правом выдачи им допусков на строительный рынок в связи с отменой лицензирования строительной деятельности с 1 января 2009 г. До конца этого года надо набрать строителям не менее 100 организаций, а проектировщикам — не менее 50-ти. Это в соответствии с законом №148-ФЗ. Кроме этого, формируем компенсационный фонд исходя из того, что если организация не страхует свою гражданскую ответственность перед третьими лицами, им надо платить 1 млн. руб. со строителей и 300 тыс. руб. с проектировщиков при условии страхования — 300 тыс. руб. строителям и 150 тыс. проектировщикам. По изыскателям мы не открывали некоммерческих партнерств в связи с тем, что в Ленинградской области из выданных примерно 70 лицензий работает от силы 25. По изысканиям мы сейчас советуем обращаться в Санкт-Петербург, где по этому направлению организуется некоммерческое партнерство. На совещании 6 ноября в Москве все регионы потребовали быстрее вводить в действие закон №148-ФЗ. Все распускаемые слухи, что регионы еще не готовы к этому, идут от лукавого. Регионы, где не набирается нужное количество организаций, готовы объединиться. Главная трудность исходит, например, от Минрегионразвития, которое еще 22 октября должно было выдать нам список работ. Также до сих пор не решен вопрос, кто будет регистрировать некоммерческие партнерства как саморегулируемые. Так что не мы, а правительство России отстает.

— Как вы думаете, почему происходит такое?

— Этот вопрос надо бы задать министрам. Лично я думаю, что кому-то очень хочется оставить прежнее лицензирование. Возможно, влияют на замедление и местные органы, которым не интересно менять сложившуюся систему лицензирования.

И я очень рад, что Санкт-Петербург и Ленинградская область в этом отношении выгодно отличаются от многих регионов России. На нас смотрят с надеждой, как на лидеров. Саморегулирование — это, конечно, лишние хлопоты для всех сторон, но это и благо для будущего гражданского общества.

— Какие вопросы задавались чаще на семинаре?

— Естественно, о том, какие документы следует подавать при приеме в некоммерческое партнерство. Их перечень мы даем в прайс-листах.

— А их много?

— Судите сами. Вот перечень для вступления в НП «Строители Ленинградской области»: 1. О порядке приема в НП;
2. Заявление о вступлении в НП; 3. Информационный лист; 4. Опись представленных документов; 5. Выписка из протокола.
А вот перечень документов для вступления в НП «Проектировщики Северо-Запада»: 1. О порядке приема в НП; 2. Заявление о вступлении в НП; 3. Информационный лист; 4. Опись представленных документов. Порядок их заполнения также доведен до участников семинара. Подробно об этом говорится и на нашем сайте.
— Саморегулированию в Ленобласти — жить?
— Без всякого сомнения!

Дата: 29.12.2008
Анатолий Комаров
"Петербургский строительный рынок" 12 (116)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!