Энергетика: что от чего отстает?

1 стр. из 1

13 ноября прошло очередное заседание энергетической секции «Союзпетростроя» совместно с секцией энергетики НТС при губернаторе Санкт-Петербург. В повестке дня стояло 2 вопроса: «Альтернативные виды топлива и энергии. Проблемы и пути их решения» и «О формировании системы саморегулирования в энергетике и строительном комплексе СПб в соответствии с Федеральными законами №148-ФЗ и 160-ФЗ».

Интерес собравшихся вызвал доклад заведующего кафедрой возобновляемых источников энергии и гидроэнергетики СПб ГТУ, д. т. н., профессора В. В. Елистратова.

— Я сегодня буду говорить о возможности создания системы из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) для нужд города. Все прекрасно понимают, что современная инфраструктура таких городов, как Москва или Санкт-Петербург, находятся под жесточайшим экологическим прессом, что сильно сказывается на качестве жизни… Практически все источники энергии, основанные на потреблении органического топлива, находятся в зависимости от поставок его из районов месторождений, а они, как правило, далеко. Все это заставляет задумываться о создании системы ВИЭ. Она позволяет развивать децентрализованную энергетику, использовать ресурсы там, где они есть, что дает возможность создавать и развивать экологически чистые системы электроэнергетики. Но для этого необходимо осуществить ряд мероприятий, способствующих внедрению подобных технологий, прежде всего в крупных городах. В первую очередь это законы и другие нормативные акты по развитию и внедрению систем возобновляемой энергетики. Эта работа активно ведется в настоящее время на федеральном уровне, приняты поправки к закону об электроэнергетике, в котором впервые прописаны положения о необходимости внедрения ВИЭ, а также записано, что должны быть приняты соответствующие подзаконные акты, которые могли бы формировать объемы внедрения ВИЭ. Требуется принятие городских программ, определяющих места наиболее эффективного использования технологий объектов ВИЭ в городской коммунальной энергетике. Ну и, конечно, немаловажным фактором является пропаганда и формирование общественного мнения для осознания необходимости, целесообразности и правильности развития таких видов возобновляемой энергии.

В качестве примера часто приводят опыт города Мельбурн, который достаточно стройно разрабатывает и развивает программы внедрения ВИЭ, уменьшающие потребности города в органических видах топлива, стимулирует развитие инновационных технологий, которые используют ВИЭ, и создает конкурентоспособную продукцию.

В мире, например, суммарная ветровая электроэнергетика уже превысила 100 млн. кВт. Лидируют в этом направлении Германия, Испания, США. Германия ежегодно прибавляет по 2 млн. кВт.

Кроме большой гидроэнергетики, для СПб и пригородных поселений можно использовать сегодня заброшенные малые гидроэлектростанции, расположенные в Ленинградской области. Чем они хороши? Они позволяют производить энергию там, где ее можно потребить, т. е. не нужно тянуть длинные линии электропередач к источнику потребления. Развитие малой энергетики способствует повышению энергобезопасности областных поселений и предприятий.

(Пример: Андреевская малая ГЭС — гидростанция старая, заброшенная. Но здесь сохранились добротные водозаборные и водопропускные сооружения, что намного снизит трудозатраты на ее восстановление.

И таких малых ГЭС в списке профессора много. Кстати, именно такие малые ГЭС составляют основу гидроэнергетики в Финляндии и Норвегии. — Авт.).

В. В. Елистратов прочел также лекцию о видах ВИЭ, которые можно было бы использовать (и уже используются) в СПб.

Собравшиеся отреагировали неожиданным для профессора образом:
— Спасибо, конечно, за такую лекцию, но мы — не студенты, здесь собрались профессионалы. Скажите, пожалуйста, насколько эти все замечательные проекты более затратны по сравнению с сегодняшним традиционным сжиганием газа, мазута и т. д.? Пока не будет экономической эффективности от внедрения ВИЭ, это из лабораторий не выйдет…

В. В. Елистратов:
— С точки зрения окупаемости проблемы есть. Но я не случайно сказал, что нужно развивать законодательную, законотворческую базу, которая могла бы стимулировать процессы так, как это делается во всем мире.

Президент Ассоциации «АВОК Северо-Запад» А. М. Гремитлин:
— Нужны или не нужны такие совещания как сегодня? Нужны! Что мы пытаемся доказать? Всегда было понятно, что правительство никогда ничего не внедрит. Надеялись, что какая-то одна строчка будет вписана в правительственную бумагу. Но попробуй эту строчку вписать. Все знают, что такое походить по министерствам и что-то пробить, а потом это каким-то образом внедрить.

А теперь подумайте: вокруг Петербурга строится огромное количество коттеджей и коттеджных поселков. Покажите им проект, который сделает эти места независимыми от централизованной энергетики, а они согласятся это у себя построить. Думаете, им нужна будет законодательная база? Для них это не вопрос. Было бы что им предложить. А вот если нам есть что предложить, давайте это запишем и предложим. Вот тогда мы сумеем бороться с газовым и нефтяным лобби. А без этого мы можем собираться и говорить хоть 25 раз — все бесполезно.

А ведь основная цель создания системы ВИЭ — это улучшение экологической составляющей. Парниковый эффект грозит планете — вот об этом и надо думать.

…В качестве примера вы показали на слайде замечательный дом Нобеля, где будут установлены солнечные батареи. Какой процент электроснабжения Вам удалось внедрить в Петербурге, применяя солнечные батареи? Отвечу за Вас: мало, потому что это все экономически не эффективно! И никакой законодательной базы не нужно! Если будет это экономически эффективно, деловые люди это будут делать.

В. В. Елистратов:
— Да, до какого-то момента это будет неэффективно. Известно, что все виды энергетики до определенного периода поддерживались государством. Вспомните, какие огромные деньги были вложены государством в атомную или тепловую энергетику! Через сколько лет они достигли планированной эффективности? Так вот если бы такие деньги вкладывали в ветровую энергетику…

С. Н. Кузнецов, гость секции, зам. генерального директора по науке ООО «Новая энергетика»:
— Вы употребляете термин «децентрализованное энергоснабжение». Что это такое в Вашем понимании?

В. В. Елистратов:
— Это энергосбережение, которое находится вне энергетической системы…

С. Н. Кузнецов:
— С точки зрения управления энергосистема не может быть децентрализованной. Вы не можете из нескольких мест управлять ею. Вводя термин «децентрализованное энергоснабжение», Вы тем самым вводите законодателя в заблуждение. Ему становится непонятно, о чем говорить в законопроекте… Нашим предприятием разработаны очень эффективные энергосистемы, работающие с ВИЭ, поэтому у меня есть предложение: в следующий раз пригласите меня, я расскажу насколько это эффективно. Я говорю об автономной электроэнергетике.

Председатель совета директоров СУ-25 «Энергоэффективные технологии»
В. В. Маркин:
— Есть интересные проекты и разработки, но почему они десятилетиями лежат на полках? Я несколько недель назад делал доклад на подобную тему в Москве. Люди рассказывали о разработках 20-летней давности, об уникальном агрегате, которого не было нигде в мире. Россия его отвергла. Продали Корее. Почему это не понадобилось России, а понадобилось Корее? Мы должны признать, что в России, и в Санкт-Петербурге в частности, с энергетикой не все в порядке. Кто несет за это ответственность? Понятно, что это головная боль городской администрации. Мы работаем в районах области и видим, что и там нет людей, которые взвалили бы груз ответственности на свои плечи. Мы спрашиваем в администрации: а хватит ли у нее научного, ресурсного, кадрового потенциала, чтобы разрешить эту проблему? В Бурятии, например, знают, что у них 300 солнечных дней в году, но они не знают, как это использовать. Они спустили директивы в районы, а там и подавно не знают, какие есть системы по повышению эффективности энергосистем. А у нас знают, что можно сделать с нашими ресурсами, но не делают. Когда в стране не было кризиса — не делали. Сейчас говорят: не делаем, потому что кризис. Какой выход из этой ситуации? Раньше было понятно: говорили — экологию улучшаем, энергонезависимость повышаем. Раньше в районах не хватало топлива, разного топлива. А сейчас — кризис случился. Но кто знает, сколько у нас свободного газа? Потребление газа в регионе упало на 10%. У нас что — упали цены на газ? Они растут! Где рыночные механизмы? Если цена на нефть упала в мире, то она упала по законам рынка. В Америке кризис, Америку жалко, я там был летом. Галлон бензина стоил 4 доллара, сейчас — 1,4. В 4 раза снизилась стоимость бензина.

Что происходит у нас? На удивление, у нас цена на нефть упала в 3 раза по сравнению с августом. А на бензин — на 2% (усилиями правительства). Где рынок, а где правительственные рычаги, которые должны заставить рынок работать? Получается, что у нас все это работает или с опозданием, или вообще не работает. Почему не используется геотермальный потенциал? Опять на газ надежда? Но в России газифицирована только ее небольшая часть. Зато та часть, что не газифицирована, обеспечена неиспользуемыми геотермальными ресурсами. Там, где древесных отходов больше чем достаточно, они не используются как источник получения энергии. Почему в регионах, в том числе и Северо-Западном, не принимаются местные законы по вопросам энергообеспечения на основе местного сырья? Они положат начало финансированию как из региональных, так и федеральных бюджетов. И разговоры о том, что рентабельнее, а что не рентабельнее, отойдут на второй план. Надо требовать начала работы по реальному внедрению имеющихся разработок.

Власть сегодня имеет то, что посеяла давно. Итак, к чему мы пришли? К тому, что если мы собираемся существующую генерацию дополнять ВИЭ, то надо иметь в виду, что при неизбежном государственном финансировании все издержки в конечном итоге окупятся! Так вот проблема, которую мы сегодня собрались обсуждать, выглядит так: мы знаем, как делать, знаем, что делать, но нет механизма внедрения — от региональных властей до федеральных…

Далее В. В. Маркин привел ряд примеров эффективного использования альтернативных источников энергии в Северо-Западном регионе, а также того, где власти отказались внедрять передовые разработки, а сегодня «кусают локти» и сами начинают обращаться с просьбой помочь и с вопросом «что делать?».
И. М. Брызгунов, президент НПО «Электросфера», посвятил свое выступ-
ление ветровым электрогенераторам, их высокой эффективности при массовом внедрении, подтвердив наше отставание от развитых стран. В частности он сказал: «Государство не будет поддерживать только ветровую энергетику — оно уже поддерживает альтернативные ВИЭ в комплексе. 4 ноября прошлого года был подписан закон №250-ФЗ, который определяет, что ВИЭ — такие же источники энергии, как все остальные в Европе. Были внесены некоторые изменения в закон об энергетике. Сейчас ждем со дня на день, когда выйдут подзаконные акты, которые подтвердят, что электросети должны принимать всю электроэнергию, выработанную всеми ВИЭ. Каждый кВт/час от ВИЭ будет дополнительно дотироваться государством. Например, от ветрогенераторов — до 4,3 руб. за кВт».
Закончил свое выступление президент НПО утверждением, что ветроэнергетический рынок сегодня — самый быстрорастущий энергорынок в мире. Россия не должна отставать в темпах его развития. За ветрогенератором сегодня стоят в очереди по 2–3 года. Ветропарк Санкт-Петербурга будет первенцем в этой отрасли энергетики. Построенный на дамбе, он будет в год экономить стране газа на сумму около
5 млн. евро. И. М. Брызгунов добавил, что реализация проекта «Ветроэлектростанции 100 МВт — Дамба» даст 1,5–2 Сестрорецка…

Из зала:
— В Западной Европе без альтернативной энергетики уже не будет жизни. У нас, на Украине, Крымская обсерватория отапливается солнечной энергией. Мы в 60-е годы начинали разработку солнечной энергетики, потом остановились, отдали в Эстонию, теперь там говорят, что это их разработка. Америка, Израиль, Германия — у них государственные программы. Хочу сказать одну вещь, может быть, крамольную для присутствующих здесь нефтяников и газовщиков: у них сильное лобби по их направлениям. Если мы его не преодолеем, мы отстанем на всю жизнь.
Выступил на заседании и президент Союза энергетиков Северо-Запада России

С. А. Чистович. Он, в частности, сказал:
— Еще в советское время я участвовал в советско-шведском семинаре. После него один известный шведский ученый опубликовал в английском журнале статью (на русский язык она не переведена), в которой была озвучена такая крамольная по тем временам мысль: «Советский Союз держится только на экспорте нефти и газа, экономика его не развивается, без инновационных технологий такая экономика рухнет». И она, действительно, рухнула... Сейчас история повторяется в еще более сложном варианте. Кризис, начавшийся в США, отразился на нас даже больше, чем на Западных странах… Если мы не будем заниматься инновационными технологиями и альтернативными источниками энергии, нам придется туго…

Один из выступавших сказал: «Все, о чем мы сейчас говорим, звучало и в конце 50-х, и в 60-х годах. Сейчас часто слышим: рынок все расставит по своим местам. Ерунда все это — нет у нас рынка, а экономика не работает. Есть политика, есть интересы, т. е. все, что было в 70-е годы…».

По второму вопросу — «О формировании системы саморегулирования в энергетике и строительном комплексе СПб в соответствии с Федеральными законами №148-ФЗ и 160-ФЗ» — выступили директор НПКСК «Союзпетрострой — Стандарт» Е. Л. Каплан и А. М. Гримитлин.

Е. Л. Каплан рассказал о выполненной работе за этот год по данной проблеме и ответил на ряд вопросов. В целом ситуация с саморегулированием пока не определенная, хотя созданное на основе компаний «Союзпетростроя» некоммерческое партнерство «Союзпетрострой — Стандарт» в основном готово к получению статуса «саморегулируемой организации».

Выступающие предложили в состав контрольной комиссии включить специалистов различного профиля (поскольку, например, монтажники железобетонных конструкций могут плохо разбираться в энергетике), а также дали «пару недель» председателю энергетической секции

Я. М. Абугову для внесения прозвучавших предложений в решение заседания, согласования их с участниками и доведения этого решения до Комитета по энергетике администрации Санкт-Петербурга, а также до Минэнерго.

Дата: 29.12.2008
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 12 (116)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!