ОЗ, ЗРЗ… А что останется?

1 стр. из 1

Представители движения «Живой Город» провели 9 декабря экскурсию для журналистов по центральным районам Санкт-Петербурга. Основная цель — продемонстрировать несоответствие описания исторических районов, представленных в готовящихся к принятию режимах охранных зон памятников центра Санкт-Петербурга, фактическому облику и состоянию города.

Представитель движения «Живой Город» Сергей Истомин рассказал собравшимся журналистам: «Еще в начале XX столетия стали задумываться об охране исторических зданий города. В дальнейшем была разработана система охраны памятников, которую объединили в охранные зоны центра Петербурга. Это понятие появилось в 60-х гг. прошлого века. Тогда охранные зоны охватывали только исторический центр. С 1988 г. они расширилась и действуют до сих пор. Строить в них было нельзя, но в 90-е годы инвесторы стали настаивать и требовать от администрации города возможности строить в историческом центре…

Сегодня охранные зоны вроде бы и расширились, но увеличились они за счет пригородов. На самом деле уже в 2005 г. охранные зоны сужаются до размеров зон 1969 г.

Новые правила охранных зон (ОЗ) будут ужесточены только по отношению к историческому центру (в границах ОЗ 1969 г.).

Все остальное попадает в область ЗРЗ и может подвергнуться изменениям. Ситуация достаточно опасная, поскольку сегодня нет законодательной базы для того, чтобы наказать того, кто снес то или иное историческое здание или разрешил его снести.

И еще появляется «замечательная» лазейка в действующих ОЗ — аварийность: такое здание всегда можно снести в какой бы зоне оно ни находилось».

Задача проводимой экскурсии — не просто показать границы зон и переход зон охраны в зоны регулируемой застройки, а насколько эфемерен этот переход. Ведь в этих кварталах, сформировавшихся более века назад, находится много исторических зданий, которые могут быть подвергнуты сносу.

Экскурсия затронула большую часть Петроградской стороны — места, достаточно уязвимого по готовящимся новым правилам.

Пояснения

Опасность сегодняшнего положения состоит в том, что неадекватное описание территории, выраженное в занижении ее ценности, заранее оправдывает планы уничтожения ее под видом реконструкции и улучшения.

Большая часть кварталов исторического центра Петербурга сегодня описана следующим образом.

ЗРЗ 1-Б устанавливается на территории кварталов с сохранившимся историческим межеванием, с отдельными несформировавшимися или утраченными фрагментами, с наличием отдельных объектов культурного наследия и исторически ценных градоформирующих объектов ценной исторической среды.

На территории подзоны ЗРЗ 1-Б допускается частичное изменение объемно-пространственной структуры кварталов, организация пешеходных зон внутри кварталов.

ЗРЗ 1-В устанавливается на территории кварталов типологически неоднородных, с неупорядоченной структурой межевания, наличием фрагментов несформировавшейся среды, где наряду с объектами культурного наследия и исторической застройкой имеются диссонирующие объекты — современная застройка.

На территории подзоны ЗРЗ 1-В допускается изменение объемно-пространственной структуры кварталов — разделение кварталов улицами и проездами, организация пешеходных зон внутри кварталов — при соблюдении следующих условий: протяженность уличного фронта участка — не менее 25 м, соблюдение модуля лицевых фасадов, соответствующего исторической системе межевания квартала.

ЗРЗ 2 устанавливается на территориях с преобладающей современной застройкой и частично сформировавшейся квартальной застройкой, территориях промышленных предприятий, являющихся фоном при визуальном восприятии градостроительных ансамблей и градостроительных композиций исторического центра.

Обращаем внимание на то, что всего пять лет назад в ТСН 30-306-2002 эта же территория была описана совершенно иначе, а именно: «Исторический центр (ИЦ) города (средовые районы: 1 — 149) характеризуется наиболее высокой градостроительной завершенностью и историко-культурной ценностью среды, интенсивностью использования территории и разнообразием функций.

Основная застройка исторического центра сформирована капитальными многоэтажными домами постройки второй половины XIX — начала XX вв. Она характеризуется высокой плотностью улично-дорожной сети, небольшими размерами кварталов, высокой плотностью и равномерной этажностью застройки, единством модуля застройки, ее периметральностью, компактностью внутриквартальных пространств и развитостью внутриквартальных пешеходных трасс.

В проектах преобразования застройки исторического центра следует сохранять и совершенствовать основные качества ядра как зоны максимальной концентрации центрообразующих объектов (культурно-исторические, общественно-политические, административные, обслуживающие, научно-исследовательские, проектные, учебные) при максимальном сохранении жилой функции, а также доминирующее значение и контрастный взаимодополняющий характер зоны Невского проспекта как главного средоточия общегородской жизнедеятельности и главного городского пространства — символического центра города.

Не допускается обеднение традиционного функционального разнообразия и снижение плотности обслуживающих учреждений по уличному фронту магистралей и улиц, образующих каркас ядра. В пределах ядра необходимо предусматривать организацию пешеходных зон, улиц и площадей многофункционального назначения, используя для взаимной изоляции функций многоуровневые объемно-пространственные решения и технические средства, обеспечивающие безопасность и комфорт пребывания людей» (источник: ТСН 30-306-2002 Санкт-Петербурга — Территориальные строительные нормы «Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга», СПб, 2002 г.;  из проекта Зон охраны объектов культурного наследия Санкт-Петербурга, СПб 2005 г., проект режимов этих зон, 2008 г.).

Иллюстрации по теме

Пересечение Конного пер. и Кронверкского пр. — граница ОЗ и ЗРЗ 1-В, для которой сказано, что можно «на территории подзоны ЗРЗ 1-В изменение объемно-пространственной структуры кварталов, разделение кварталов улицами и проездами, организация пешеходных зон внутри кварталов при соблюдении следующих условий: протяженность уличного фронта участка — не менее 25 м, соблюдение модуля лицевых фасадов, соответствующего исторической системе межевания квартала».

Мы считаем, подобное описание может привести к тому, что будут разрушены панорамы, убита уникальная структура города, среда города, виды на памятники местного и федерального значения.

Маршрут продолжается сквозь кварталы Петроградской стороны, которые отнесены к ЗРЗ 1-Б и ЗРЗ 1-В. По ходу маршрута, а также на картах и на снимках с космоса, можно видеть, что кварталы, отнесенные к разным зонам, кардинальных отличий не имеют. Везде присутствуют сложившаяся исторически планировка, структура межевания и функциональная завершенность кварталов.

Один из лучших примеров абсолютно полностью сложившейся среды, непонятно по каким признакам отнесенной к кварталам типологически неоднородным с неупорядоченной структурой межевания. Об этой территории можно говорить как об абсолютно полноценной архитектурной среде. Единичные вкрапления незастроенных земельных участков не наносят ущерба ценности среды в целом.

В следующем случае мы видим инцидент, когда ценнейшая застройка, находящаяся в непосредственной близости к памятнику федерального значения, попадает на территорию ЗРЗ 1-В, разрешающей изменение объемно-пространственной структуры кварталов и разделение кварталов улицами, проездами, организацией пешеходных зон внутри кварталов.

КОММЕНТАРИИ

Телеканал «100»: «В Петербурге новых правил ждут с нетерпением, ведь они регламентирует порядок строительства и реконструкцию зданий в исторической части города. Однако, как говорили представители «Живого города», по сравнению с охранной зоной 1988 года границы современной историко-культурной территории резко сокращены. А в самих охранных режимах слишком много юридических лазеек. Например, аварийные дома по новым ПЗЗ могут быть вполне законно снесены. Причем вне зависимости от их местонахождения. Так трактуют новый документ общественники. Кроме того, в некоторых кварталах старого города с принятием правил будет легче не только изменять облик зданий, но даже переносить и строить новые улицы и проспекты. Активисты опасаются и за сохранность историко-культурных памятников, которые встречаются в кварталах так называемых «регулируемых застроек» и могут подвергнуться переделке — тоже на вполне законных основаниях. На Петроградской стороне такие зоны, по мнению общественников, встречаются чуть ли не через каждый квартал».

•   •   •

НТВ: «Движение «Живой город» организовало экскурсию по границам охранных зон Петербурга. Объезд приурочили к предстоящему обсуждению закона в городском парламенте. Однако внятной эта экскурсия не получилась. Ее ведущий Сергей Истомин долго рассказывал историю появления документов, регламентирующих строительство в центре города. Он объяснял, что движение, участником которого он является, борется за среду обитания и дух старого Петербурга. Выводы гида, чем грозит принятие закона, тоже оказались не новы — рядовая застройка в этом случае будет разрушена. Но представитель движения не смог разъяснить, чем будут отличаться возможные сносы рядовой застройки (в случае принятия закона) от того, что происходит в Петербурге сегодня. Из аргументов, указывающих на то, что документ написан неудачно, Сергей Истомин смог привести только два: это возможность менять планировочные решения кварталов в зоне, граничащей с охранной, а также занижение статуса исторических районов».

•   •   •

«Росбалт», 17 декабря 2008 г.: «Во время второго чтения законопроекта о границах и режимах зон охраны объектов культурного наследия Санкт-Петербурга в Законодательном Собрании Северной столицы вице-губернатора Санкт-Петербурга Александр Вахмистров настоял на возможности перестройки исторических кварталов. Эту позицию поддержало большинство депутатов.

Члены комиссии ЗакСа по городскому хозяйству настаивали на том, чтобы при комплексной реконструкции исторических кварталов в охранной зоне сохранялась вся историческая застройка, включая историческую планировку, межевание и геометрию застройки.

Так, депутат Малков обратил внимание но то, что радикальная перестройка кварталов противоречит законодательным требованиям к охранным зонам. Вице-губернатор обратил внимание на то, что многие внутриквартальные территории Петербурга «внутри ужасающие — там появилось много рядовых хозпостроек 30–80-х годов». По его мнению, внутрь кварталов необходимо активно вмешиваться, иначе жители исторических районов будут обречены на ужасные условия проживания, а жители коммуналок будут лишены шанса на расселение.

«Изменить объем нельзя, увеличить высоту нельзя, надстроить нельзя. При этом инсоляция внутри кварталов нарушена, а вы настаиваете, чтобы все это сохранялось!», — сказал депутатам чиновник. Он отметил, что ему приходится много путешествовать по России, и он видит, как преображаются другие исторические города, например Казань или Екатеринбург. На это депутат Ковалев сообщил, что Комитет всемирного наследия рассматривает вопрос об исключении Казани из своих списков именно по причине перестройки исторических кварталов.

Депутат Сергей Никешин предположил, что вице-губернатор перепутал закон об охране культурного наследия и закон об улучшении жилищных условий граждан.

Он отметил, что за границей дороже всего ценятся исторические кварталы несмотря на их маленькие размеры и «слепые» дворы. Тем более, что и там можно создать комфортные условия проживания.

Депутат Олег Нилов обратил внимание на то, что ни Смольный, ни Кремль не приспособлены для использования их как офисов, тем не менее госорганы там работают, и, слава Богу, никому не пришло в голову реконструировать эти исторические памятники».

Дата: 29.12.2008
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 12 (116)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!