Анализ процесса саморегулирования в строительстве

1 стр. из 1

С сентября по ноябрь прошли значимые мероприятия, посвященные теме саморегулирования в строительстве, где продолжается острый спор между сторонниками создания единой саморегулируемой организации (СРО) в Санкт-Петербурге и приверженцами создания нескольких СРО. Стороны придерживались двух концепций: если первые явно склонялись к идее привычной централизации управления процессом саморегулирования, то вторые доказывали, что две системы — госчиновники и саморегулирование — не совместимы.

Что же произошло в Санкт-Петербурге вообще? Ведь процесс этот начался в оптимистическом настрое всех участников, которые увидели свет в конце туннеля, ведущего к строительному процветанию.

Вехи процесса

В декабре 2007 г. вступил в действие федеральный закон №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», воспринятый с воодушевлением питерскими строителями.

Тогда открыто и проявились первые признаки раскола в строительном сообществе. «Росстрой» в его традиционном виде не устраивал ни Федеральный лицензионный центр (ФЛЦ) при Федеральном агентстве по строительству, ни ЖКХ («Рострой»), которое проявило тогда себя ревностным приверженцем саморегулирования и окрестило сам «Росстрой» «отжившей структурой». Сейчас, в связи с удалением «Росстроя» из структуры нового Правительства РФ, это определение можно считать вполне корректным. Генеральный директор Российского союза строителей М. Викторов рассказывал о чиновниках «Росстроя», пытающихся «присвоить функции контроля» над саморегулируемыми организациями.

Питерские энтузиасты саморегулирования 20 февраля 2008 г. подписали Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве строительных объединений и организаций по реализации саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. под эгидой Союза строительных объединений и организаций. Меморандум этот был одобрен многими регионами России.

11 июня 2008 г. Минюстом была зарегистрирована некоммерческая организация «Союзпетрострой-Стандарт», созданная в целях саморегулирования в соответствии с федеральным законом №315-ФЗ.

Примерно в это же время была зарегистрирована саморегулируемая организация в рамках Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» (генеральный директор А. Белоусов). Многие посчитали (и не без основания), что этот акт был совершен вопреки закону №315-ФЗ, запрещающему употребление слова «саморегулирование» и производных от него до внесения некоммерческой организации в реестр СРО.

22 июля принят федеральный закон №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (в части саморегулирования в строительстве).

30 июля на заседании консультативного совета по вопросам развития градостроительного комплекса Санкт-Петербурга губернатор, по версии прессы, поддержала идею концентрации сил в рамках одной организации — Саморегулируемой ассоциации строителей Санкт-Петербурга, что противоречило не только Федеральным законам №315-ФЗ, №148-ФЗ и принятому Меморандуму, но и самой идее саморегулирования.

После этого стало казаться, что ряды питерских сторонников централизованного контроля над саморегулированием вопреки законам возглавляет администрация СПб во главе с губернатором. А во главе приверженцев создания саморегулирования, в соответствии с принятыми законами и подписанным Меморандумом, благодаря некоторым СМИ оказался «Союзпетрострой».

2 сентября стороны собрались на пресс-конференции для просвещения журналистской братии, совсем запутавшейся в ситуации.

Вице-президент «Союзпетростроя» профессор Л. Каплан так охарактеризовал происходящее:
— Я сегодня буду часто упоминать руководителей нашего города и в хорошем, и в критическом смысле. Разрешите начать с нескольких цитат. В. Матвиенко сказала, что переход на саморегулирование — это целая революция в строительной отрасли. И я с этим согласен. Но революцию нужно проводить толково, потому что она может превратиться в свою противоположность. Известно и выражение А. Вахмистрова, что «лучше ужасный конец, чем ужас без конца». И это тоже правильно. Федеральный закон №148 от 28 июля 2008 г. открыл дорогу к решению сложной проблемы перехода от государственного лицензирования к выдаче допусков к производству работ. Закон, конечно, несовершенен, но он закон. То есть речь идет о том, что СРО должна дать допуск к производству каждого вида работ, которые влияют на безопасность строительства. Проблема только в том, что не опубликован перечень этих работ, но правительством определен срок 22 октября, а 23 октября мы проводим большую общегородскую конференцию по саморегулированию. Будем надеяться, что указанный перечень работ будет определен к обещанному сроку.

31 июля у губернатора Санкт-Петербурга был собран консультативный совет, представленный со стороны строителей в основном Ассоциацией «Строительно-промышленный комплекс Санкт-Петербурга» (генеральный директор А. Белоусов). Представители других общественных организаций на него приглашены не были. Дальше — больше. 21 августа прошел координационный совет в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, который организовал депутат В. Евтухов. В него, кроме г-на Белоусова, никто из строителей не входит. Непонятно, кто уполномочил его решать этот вопрос, но в документе, который есть в сегодняшних раздаточных материалах, совершенно четко сказано, что единственное СРО, которое может быть организовано в строительстве, должно быть на базе Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Санкт-Петербурга». Указанный координационный совет принял решение  поддержать «предложение губернатора по созданию в переходный период одной саморегулируемой организации в строительстве на базе саморегулируемой ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Санкт-Петербурга» и предложил строительным объединениям города присоединиться. Газеты провозглашали: «Смольный определился с саморегулированием», а содержание статей исключало двойную трактовку: «Смольный выбрал одну саморегулируемую организацию для строительной отрасли, с которой будет сотрудничать». Но остальные претенденты не намерены отступать. «Вчера А. Вахмистров впервые заявил об этом публично. По его мнению, единственной должна быть СРО на базе саморегулируемой ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» («Деловой Петербург» от 31.07.2008 г.) и т. д. и т. п.

По этому поводу можно сказать только одно: идея о том, что в Санкт-Петербурге должна быть только одна саморегулируемая организация, озвучивалась неоднократно г-ном Белоусовым. Кому это надо?! Что касается «Союзпетростроя» — старейшего и крупнейшего (почти 500 членов) бизнес-сообщества России, то я официально заявляю, что ни при каких условиях мы не войдем ни в какую общую единую СРО, а образуем свою. И еще одно: существует принцип равноудаленности бизнес-сообществ и компаний от власти. Он был выдвинут еще В. Путиным, правда, в отношении олигархов. Я думаю, что если в городе есть 20 бизнес-сообществ, то они должны быть равноудалены от власти.

Исполнительный директор Союза строительных объединений и организаций О. Бритов:
— Я хотел бы сразу снять интригу для СМИ, потому что они обычно пишут о строителях, когда что-нибудь происходит — или что-то плохое, или выдумки. То что сейчас публикации пытаются поссорить Валентину Ивановну с Львом Моисеевичем, я считаю абсолютно неправильным. Мы сегодня получили по правительственной почте рассылку упомянутого координационного совета, подписанную В. Матвиенко. Цитирую стенограмму: «Во-первых, я всегда за конкурентную среду, я против монополизма, мы не можем поддерживать только крупные организации, потому что вы сами сказали о том, что 50% рынка — это другие, мелкие, средние и т. д. Для этого надо создать равные доступные условия работы и единые требования». Так что поймите, иногда трактовка в печатных изданиях позволяет создать конфронтацию на ровном месте. Валентина Ивановна имеет другую точку зрения.

Л. Каплан:
— Вы только сегодня получили эти материалы?
О. Бритов:
— К сожалению, да…
Л. Каплан:
— А вот у нас есть другая информация. Зачитываю другое решение координационного совета по развитию саморегулирования в Санкт-Петербурге (21 августа): пункт 2 — «Предложить профессиональным объединениям строителей города приложить усилия к созданию единой СРО, что позволит обеспечить стабильность функционирования инвестиционно-строительного комплекса на период перехода строительной отрасли на саморегулирование». Я не знаю, кто автор этого труда. Если же позиция властей такая, как Вы говорите, то слава Богу.

О. Бритов:
— Давайте скажем так: каждый человек волен трактовать то или иное высказывание, и давайте к этому относиться философски. Мы все, в том числе и ССОО, может быть, пытаемся идти впереди и выдавать желаемое за действительное, хотя у нас и хороший президент, А. И. Вахмистров, который не дает нам этого делать. Это, наверно, внутренние дела исполнительной дирекции, руководства этих ассоциаций и союзов. Давайте будем к этому относиться спокойно, потому что если эти движения направлены на позитив, то как бы там они не происходили, они приносят пользу рынку.
Однако мы можем сказать, что наш город и наш регион являются передовыми для многих территорий России. К нам они обращаются часто, просят у нас материалы и документы. И чем больше позитивного и лучше пресса будет рассказывать о саморегулировании в Санкт-Петербурге, тем легче, наверное, пройдет переходный период.

Директор НКО «Союзпетрострой-Стандарт» Е. Каплан:
— Можно внести небольшую техническую поправку? Тут спор идет, на самом деле, потому, что приводятся разные документы. Олег Алексеевич Бритов озвучил решение совета при губернаторе, а Лев Моисеевич Каплан — решение совета при Евтухове.

О. Бритов:
— Пускай СРО будет много. Сколько? Никто не может сказать. Эти споры идут сейчас и на уровне Российской Федерации. Давайте дождемся этого переходного периода, переживем его и поможем нашим компаниям определиться и выбрать самую лучшую для них организацию.

Л. Каплан:
— Речь идет не о конфронтации, речь идет об информации…

О. Бритов:
— Тогда предлагаю сесть за стол переговоров и всем вместе коллективно попытаться решить эту проблему.

Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А. Костерев:
— Некоторая информация, которая выходит из уст бывшего депутата ЗакСа
А. Белоусова, конечно, не совсем точна. Например, о том, что первая СРО, некоммерческое партнерство, создана… И я очень поддерживаю Олега Алексеевича Бритова, который сказал: «Давайте всех приглашать на такие круглые столы», потому что междусобойчик здесь не получится — у нас город один, строительная сфера Петербурга все равно одна, и мне по душе открытость и деловой подход. Еще раз скажу: давайте дружить! И говорить правду...

Генеральный директор ОАО «Трест «Севэнергострой» В. Нестеров:
— Реформу управления, которая сейчас проводится в строительной отрасли, я даже не знаю с чем сравнить… В любом случае к структурированию управления строительной отрасли, я считаю, надо подходить по-научному. Есть такая крылатая фраза (от В. Черномырдина): «Как что ни собираемся строить или реконструировать — все КПСС получается!». А получается потому, что решения принимаются сверху. А я понимаю так, что само слово «саморегулирование» означает, что организация должна создаваться снизу. А мнение-то «низов» еще никто и не знает. Для чего делается саморегулирование? Для того, чтобы опять следовать в кильватере за ведущим? Я приведу цитату: «Капитализм — это творчество предпринимателей». Предпринимателей!
А не творчество какой-то верхушки, состоящей из бюрократов и чиновников.

Руководитель Управления саморегулирования ССОО С. Фролов:
— Саморегулирование — это когда мы разделяем ответственность между государством и бизнесом, это реализация да и регулирование экономики, которая уже прошла свою процедуру в странах Евросоюза, где разделение ответственности между государством и бизнесом уже произошло. Государство оставляет за собой регулирование только требований безопасности — это охрана жизни и здоровья, охрана окружающей среды и действия против введения в заблуждение потребителей продукции. Все остальное, говорит государство, бизнес, берите на себя и регулируйте сами.

Новейшие известия

В Москве 29 октября состоялась Всероссийская конференция «Стратегия развития жилищного строительства в России». На мероприятии присутствовало более ста мэров городов Российской Федерации, ряд губернаторов, руководители общественных организаций и строительных компаний. Всего — более 800 человек. В работе конференции приняли участие: председатель Комитета по строительству и земельным отношениям Госдумы РФ М. Шаккум, его первый заместитель С. Петров, руководитель Федерального лицензионного центра А. Толкачев и другие официальные лица. На конференции работали 4 секции. На секции №2 «Регулирование на строительном рынке России: состояние и перспективы» состоялось обсуждение возможности продления сроков государственного лицензирования на полгода или на год.

М. Шаккум заверил, что в любом случае закон №148-ФЗ не будет отменен.

И вновь Л. Каплан, обнажив седую голову, встал грудью:
— Мы уже шесть лет слышим разговоры о саморегулировании, ведь в 2002 г. в первом чтении этот закон был принят.
И вот сегодня слышим о намерении правительства перенести срок его реализации на полгода или на год. Я считаю это совершенно недопустимым по следующим причинам.
Во-первых, как нам доложили, уже в 2/3 субъектов Российской Федерации созданы некоммерческие партнерства, предназначенные для саморегулирования в строительстве, набраны соответствующие штаты, внесены вступительные взносы, и останавливать этот уже набравший темпы процесс неправильно. Это означает опять, причем в условиях кризиса, оставить строительную отрасль в растерянности и неверии, что это вообще когда-нибудь осуществится. Во-вторых, несмотря на заверения руководителя Федерального лицензионного центра г-на Толкачева, что у них все хорошо, все же два вопроса вызывают опасение. Первый: если, как сказал г-н Толкачев, у них нет права контроля выполнения выданных лицензий и поэтому они их не отзывают в случае наступления какого-то несчастья, то зачем такие лицензии нужны? Второй: каков уровень коррупции в сфере лицензирования? В Санкт-Петербурге выдано свыше 20 тыс. лицензий, их можно купить, фигурально говоря, в переходах метрополитена. А на просьбу г-на Толкачева привести конкретные факты коррупции я могу ответить, что он их знает лучше меня…

Теперь о нерешенных вопросах в области саморегулирования. Это несовершенство самого закона, отсутствие подзаконных актов об определении государственного органа, ведущего Реестр СРО, об установлении государственного органа надзора за СРО и, главное, определение перечня работ в области изысканий, проектирования и строительства, влияющих на безопасность в строительстве зданий и сооружений. Затягивается процесс регистрации некоммерческих партнерств (НП). Имеется ряд нерешенных вопросов, вытекающих из текста самого закона №148-ФЗ, в частности, отсутствие в нем формы СРО, объединяющей различные виды деятельности (изыскания, проектирование и строительство) и др.
Ранее, 23 октября 2008 г., в Санкт-Петербурге прошла практическая конференция «Реализация саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга и Ленинградской обл.», организованная ССОО. Участники конференции приняли резолюцию, в которой просили Правительство РФ и администрацию Санкт-Петербурга принять меры к исправлению того, о чем было изложено выше.

Елена Хазова, вице-президент, исполнительный директор Ассоциации «Северо-Запад», заявила:
— Еще шесть лет назад идея саморегулирования в строительстве многим казалась безумством. Сегодня, когда закон о СРО принят, споров ничуть не убавилось. Я считаю, что продолжать эту дискуссию — пустая трата времени и сил. Закон принят, закон надо исполнять.

Как сообщило asninfo.ru, 18 участников конференции (руководители строительных организаций и профильных общественных объединений из Ярославля, Вологды, Петрозаводска, Великого Новгорода, Ленинградской обл., Екатеринбурга, Саратова и Санкт-Петербурга) по ее завершении собрали пресс-конференцию, в ходе которой подписали обращение в адрес Президента РФ Дмитрия Медведева, в котором говорится: «Мы уверены, что реализация пролоббированного крупным бизнесом Федерального закона №148, …отменяющего с 1 января 2009 г. выдачу гослицензий и передающего специализированным саморегулированным организациям (изыскателей, проектировщиков и строителей) права допуска и контроля на строительном рынке, приведет к расколу единого строительного комплекса, росту монополизации и уходу со строительного рынка малых и средних предприятий».

Член Всероссийской национальной ассоциации «Строительный союз России», почетный строитель России, генеральный директор НП «Союз строителей» Саратовской области, к. э. н. В. Константинов заявил: «Я часто приезжаю в Северную столицу и участвую в конференциях, которые организует «Союзпетрострой». Здесь мы узнаем новости из первых рук, особенно касающиеся саморегулирования. Многие из нас надеялись услышать сегодня о новых поправках, которые необходимо внести в ФЗ №148 и другие законы, найти ответы на многие вопросы, которые беспокоят сегодня строителей. Но мы практически не увидели здесь людей, непосредственно занятых в строительстве. Конференция была организована управленцами от саморегулирования, занятых только пропагандой СРО».
В своих выступлениях на конференции и в ходе пресс-конференции в гостинице «Прибалтийская» представители региональных строительных организаций рассказали, что закон №148-ФЗ создает неразрешимые, на их взгляд, проблемы как малому бизнесу, так и крупным организациям, которые выполняют весь комплекс работ по строительству, проектированию и изысканиям и вынуждены трижды платить взносы и отчисления в компенсационные фонды в связи с необходимостью вступать в три разные СРО. Еще более удивляет равнодушие федеральных властей к решению создаваемых ими проблем. Ни один из высокопоставленных чиновников, ответственных за реализацию принятого закона, не принял участия в данной межрегиональной конференции.

В. Басаргин: «Федеральный закон №148-ФЗ не будет отменен»

6 ноября состоялось расширенное заседание совета Российского Союза строителей. В заседании приняли участие министр регионального развития В. Басаргин, заместитель министра С. Круглик, отвечающий за строительный комплекс, ряд депутатов Государственной Думы, представители строителей из 68 регионов России.
Основным вопросом, обсуждавшимся на этом заседании, был вопрос о судьбе саморегулирования в строительстве. Министр сказал, что существует мнение о необходимости продления государственного лицензирования на срок полгода или более, в связи с чем правительство находится на распутье, и многое будет зависеть от мнения строителей. Он попросил высказаться представителей всех регионов — от Калининграда до Дальнего Востока. В их числе была делегация из Санкт-Петербурга, в состав которой входили исполнительный директор Союза строительных объединений и организаций О. Бритов, руководитель управления саморегулирования ССОО С. Фролов, вице-президент Санкт-Петербургского Союза строительных компаний «Союзпетрострой» Л. Каплан, генеральный директор Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» А. Белоусов.
От регионов первое слово было предоставлено вице-президенту «Союзпетростроя» Л. М. Каплану:
— Сейчас процесс создания СРО ни в коем случае нельзя останавливать, ибо, во-первых, это дискредитация государственной власти, которая уже дважды переносила сроки, во-вторых, есть опасность, что больше уже этот процесс не удастся запустить, а коррумпированное государственное лицензирование навсегда останется.
Практически все выступающие из регионов России поддержали эту точку зрения. В итоге министр В. Ф. Басаргин заявил следующее: «Мы сюда пришли со своим мнением, у нас перед заседанием были сомнения, а уходим вооруженные мнением строителей». Он дал поручение С. Круглику до 1 декабря утвердить перечень работ, влияющих на безопасность строительства.
Кроме того, участники заседания высказались за то, чтобы ведение реестра саморегулируемых организаций и надзор за их деятельностью находились в руках Минрегионразвития, а не Ростехнадзора. Министр твердо пообещал довести все эти мнения до руководства Правительства РФ и заверил: «То, что закон №148-ФЗ не будет отменен, мы вам гарантируем. Более того, поскольку до 1 января 2009 г. осталось мало времени, мы постараемся продлить льготный срок формирования компенсационных фондов (300 тыс. для строительных организаций, 150 тыс. — для проектных и изыскательских)».

А пока, саморегулирование в строительстве, как козырь для сторон, продолжает игру. Конфликт интересов, как кажется, еще далеко не исчерпан…

Дата: 11.12.2008
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 11 (115)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!