Юнис Лукманов: «Важно правильно определить приоритеты»

1 стр. из 1

Пятимиллионный мегаполис — это огромное жилищное хозяйство. От работы Жилищного комитета зависит не только настроение петербуржцев, как любит повторять руководство города, но и степень освоения тех солидных государственных средств и средств населения, которые вращаются на рынке ЖКХ. На эту и другие темы мы беседуем с председателем Жилищного комитета Санкт-Петербурга Ю. Х. Лукмановым.

— Юнис Халитович, как, по-Вашему, можно оценивать ход реформы ЖКХ и каковы ее хотя бы промежуточные итоги?

— Разработка и реализация системных мероприятий по реформированию ЖКХ города являлась приоритетной задачей правительства Санкт-Петербурга. В марте 2004 г. была утверждена Концепция реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004–2010 гг., которая в настоящее время успешно реализуется.

За последние годы мы проделали очень большой объем работы. В первую очередь среди населения. Более 90% петербуржцев (или более 18 тысяч домов) уже выбрали себе управляющую компанию или создали ТСЖ. Радует, что жители начинают понимать: они являются хозяевами своего дома и от них зависит его судьба.

Таким образом, ликвидирована монополия государства в жилищно-коммунальном хозяйстве. Сегодня услуги по управлению и эксплуатации жилищного фонда оказывают 21 общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис» со 100% государственным капиталом, столько же «Жилкомсервисов» с 20% долей участия города в уставном капитале, а также 59 частных управляющих организаций.

В результате проведенных мероприятий по реформированию ЖКХ в городе должен сложиться цивилизованный рынок управляющих организаций, предлагающих свои услуги в сфере управления многоквартирными домами. Создание конкуренции позволит собственникам помещений получать более качественные услуги и по более низким ценам.

— В Петербурге велика доля аварийного и ветхого жилья. Как решается эта проблема?

— Нам, несомненно, нужно наращивать темпы расселения ветхого жилья, и здесь у нас уже есть неплохая динамика. Если два года назад в Петербурге аварийного жилья было 1 млн. 100 тыс. кв. м, то сегодня эта цифра сократилась до 900 тыс.

Дом признается аварийным, если есть угроза его обрушения или повреждены несущие конструкции. Мы создали механизм, согласно которому, если расселяемая квартира непригодна для жилья, ее нужно ремонтировать, половину стоимости расселения оплачивает город, половину — инвестор. За полтора года мы расселили 5,5 тыс. коммуналок, и темпы расселения увеличиваются. Инвесторам предложено сейчас около полутора тысяч коммунальных квартир. Сложности расселения коммунальных квартир во многом связаны с разъяснительной работой как с населением, так и с потенциальными инвесторами. Последние должны понимать, что от них требуется для того, чтобы стать участниками программы. Следом за коммуналками, которых особенно много в центре города, встанут на расселение и хрущевки. И у нас есть такая программа.

Сегодня обсуждается вопрос, чтобы по всем домам, включенным в адресную программу капитального ремонта, было обеспечено пятипроцентное софинансирование собственников, как того требует федеральное законодательство. При этом будут определены виды работ, на которые софинансирование не будет распространяться. Например, капитальный ремонт лифтов или отдельных аварийных квартир в доме. В этот же перечень могут попасть домовые инженерные сети.

— Проблемы энергосбережения, учета тепла стоят в нашем городе особенно остро. Какие меры предпринимаются, чтобы их решить?

— Да, для Петербурга, где температура меняется с минуса на плюс и обратно более сотни раз в год, это очень важная задача. Причем, несмотря на то что установка теплосчетчиков с погодным регулятором стоит дороже, чем обычного узла учета, это себя окупает в те же сроки.

Теплосчетчик регулирует подачу тепла в дом в зависимости от температуры наружного воздуха. Такой прибор ограждает владельца от «перегрева», что и дает срок окупаемости от полугода до года. Простой же теплосчетчик просто фиксирует фактическое количество тепла, поданное ТЭЦ, но которое, возможно, и не очень нужно потребителю.

— Юнис Халитович, назовите примерную стоимость теплосчетчиков?

— Ну, если установка простого узла учета тепла обходится где-то в 300–350 тыс. руб., то с регулятором погоды — около 900 тыс.

В установку узла учета тепла входит стоимость собственно теплосчетчика, необходимых «аксессуаров», а также проекта установки.

И мы считаем, что в жилищном фонде Петербурга необходимо устанавливать теплоузлы с погодным регулированием, которые дают реальное энергосбережение.

— На финансирование жилищной сферы из городского бюджета выделяются существенные средства. Во втором чтении трехлетнего бюджета статьи расходов на ЖКХ уменьшились в связи с мировым финансовым кризисом незначительно по сравнению с другими. Хватает ли сегодня средств?

— Я бы сказал, что сегодня у нас совпадают желания и возможности. Думаю, если бы денег было больше, мы бы не смогли их так эффективно тратить. Я считаю, мы правильно определяем приоритеты, вычленяя в первую очередь те же вопросы энергосбережения.

Если в 2004 г. на весь капитальный ремонт жилого фонда и благоустройство дворов мы потратили 2 млрд., то в нынешнем году на эти цели выделено уже более 17 млрд. Так что не стоит жаловаться.

Другое дело, что по сей день остро стоит вопрос недоремонта, особенно домов дореволюционной постройки. А это более 10 млн. кв. м жилья. На их ремонт и реконструкцию понадобятся суммы, сравнимые с целым бюджетом города! Это не считая инженерных сетей. А если вспомним о хрущевках, о благоустройстве — получаются астрономические цифры. Но главное, нужно создать систему, которая могла бы эффективно работать и расходовать средства грамотно и с пользой для города.

— Помогает ли в этом городу федеральный центр?

— Федеральным фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства была принята заявка нашего города на предоставление финансовой поддержки. На 2008 г. мы запросили 100 млн. рублей. Всего же фонд выделил нам 8 млрд. рублей, из которых 7 млрд. планируется потратить на капремонт, а 1 млрд. — на расселение аварийного жилья.

— По каким направлениям распределены средства, выделенные на капремонт?

— Второй год мы вплотную занимаемся ремонтом кровель. Если раньше протекающих крыш по городу были тысячи, то теперь остались десятки. При этом важно обеспечить хорошее качество подрядных работ.

Далее. Комитет собирается в ближайшее время закрыть проблему с ремонтом подвалов и лестничных клеток, общего имущества.

Наш комитет занимается, в том числе, и фасадами. Эта работа проводится в рамках городской целевой программы «Фасады Петербурга». Сейчас мы делаем Лиговский проспект и сразу попутно стараемся закрыть все вопросы по ремонту кровли и лестничных клеток, приведем в порядок дворы.

Работа по замене внутридомовых и внутридворовых участков водопроводов, расселение аварийного и ветхого фонда — это следующее направление работы.

Работы по благоустройству дворовых территорий тоже финансируются по целевой программе. В основном в 2008 г. эта работа должна быть завершена.

— Какова сейчас ситуация с ипотекой?

— Ситуация непростая, усугубленная кризисом рынка ипотечного кредитования в США. Российский рынок, как известно, отреагировал на мировые проблемы повышением процентной ставки.

За шесть месяцев 2008 г. было выдано более 11 тысяч ипотечных кредитов на общую сумму 28 млрд. руб. Для сравнения: в прошлом годы за этот период было выдано менее 7 тыс. кредитов, а за весь 2007 г. выдали 18 648 кредитов на общую сумму 46,8 млрд. руб.

В течение первого полугодия в рамках целевой программы оказано государственное содействие 718 семьям на сумму

537 млн. руб. В целях повышения доступности ипотечного кредитования городских очередников продолжается реализация целевой программы, которая предусматривает предоставление социальных выплат в размере до 30% от стоимости жилья в случае приобретения гражданами жилых помещений с использованием средств ипотечного кредита.

Начиная с этого года все участники городских целевых программ смогут воспользоваться социальной выплатой, в том числе с использованием средств ипотечного кредита, не только при приобретении жилья на вторичном рынке, но и при приобретении жилья на стадии готовности дома не менее 70%.

 — Жилищный комитет отвечает не только за расселение коммуналок, благоустройство, но и чистоту в городе, утилизацию мусора. Как Вы считаете, есть ли необходимость в строительстве в Петербурге новых мусоросжигательных заводов?

— Безусловно. Ведь помимо своего прямого назначения — утилизации мусора, мусоросжигательные заводы — это теплоцентрали, работающие на отходах. А для начала, необходимо наладить максимально полную переработку отходов, разделение их на составные части и извлечение того, что можно использовать в дальнейшем. До 95% процентов мусора можно переработать во вторсырье, и такие технологии в мире есть. Причем действуют они без вреда для экологии и здоровья человека, подчас в центре мегаполисов — как, например, в Вене, в Гетеборге.

В Государственной Думе сейчас рассматривается закон, и мы его поддерживаем, по которому любое предприятие должно в состав цены на свой продукт включать стоимость утилизации отходов от него. Весь мир работает по такому принципу.

Дата: 11.12.2008
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 11 (115)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!