|
|||||
1 стр. из 1 27 октября 2008 г. в пресс-центре ИА «Росбалт» состоялась встреча за круглым столом, где обсуждалась тема «Фонд реформирования ЖКХ: чем и как он поможет городу и области». Об этом в присутствии журналистов говорили и спорили участники встречи: руководитель управления по работе с собственниками жилья и управляющими компаниями Жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга Денис Шабуров, начальник отдела экономического анализа и реформирования ЖКХ Комитета по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству правительства Ленобласти Андрей Гаврилов, начальник коммунального отдела администрации МО «Кировское городское поселение» Ленинградской обл. Ольга Иванова, председатель правления Ассоциации ЖСК и ТСЖ Санкт-Петербурга Марина Акимова, президент Ассоциации ТСЖ Центрального района Санкт-Петербурга Владимир Семенов, председатель совета директоров компании ОАО «Сити-Сервис» Олег Вихтюк, директор по продажам сервиса и модернизации в Северо-Западном регионе компании OTIS Алексей Лассан, координатор проекта оргкомитета выставки «ЖКХ России» Регина Колесникова. Суть проблемы следующая: с 1 января 2010 г. должно прекратиться предоставление дотаций организациям коммунального комплекса на покрытие убытков. К этому моменту уровень платы граждан за коммунальные услуги должен составить 100%. Такие условия оговорены в федеральном законе №185 «О фонде реформирования ЖКХ». Из этого фонда осуществляется финансирование капитального ремонта жилых домов в регионах и переселение из аварийного жилья. Федеральный фонд содействия реформе ЖКХ может пересмотреть годовое финансирование программ капремонтов в регионах и уже в 2009 г. выдать средства, планируемые ранее на 2010 г. Безусловно, это произойдет при определенных условиях. Одно из них — передача управления многоквартирными домами товариществам собственников жилья (ТСЖ). По закону о фонде, к 1 января 2009 г. доля многоквартирных домов с ТСЖ должна составить 5%, к 2010 г. — 10%, к 2011 г. — 20%. Доля частных компаний в управлении многоквартирными домами соответственно должна составить в 2008 г. — не менее 25%, в 2009-м — не менее 50%, в 2010-м — не менее 80%. В начале августа фонд одобрил заявку Ленинградской обл. Федеральные средства, поступившие из фонда, уже переправлены в 29 муниципальных образований региона, участвующих в программе. Из 539 млн. руб. 232 млн. пойдет на капитальный ремонт многоквартирных домов, а остальное — на расселение аварийного жилья. Петербург в 2008 г. получил от фонда 100 млн. рублей на расселение ветхого жилья. Общий лимит финансирования для ЖКХ Санкт-Петербурга составляет 8 млрд. рублей. Деньги должны быть выделены для выполнения работ в 2009–2010 гг. Как формируется заявка, как выбираются многоквартирные дома и определяются перечни работ? Между кем и по какому принципу будут распределяться средства, полученные городом и областью из фонда? Какое участие в программах примут управляющие компании и ТСЖ? Кем и каким образом будет осуществляться контроль расходования средств? На эти и другие вопросы первым отвечал Денис Шабуров. Вот что он сказал: А всего в этом году на эти цели отпущено более 16 млрд. руб. Если говорить о процедуре получения денег, нужно учитывать один важный момент: нам получить их труднее, чем любому другому региону России. Если внимательно посмотреть закон, можно увидеть, что многим регионам для получения средств достаточно подать заявку от 2-х муниципальных образований, а Санкт-Петербург же обязан выполнить это условие на все муниципальные образования, т. е. на весь город, как субъект федерального значения. Второй достаточно важный момент: мы обязаны дать отчет о кадастровой съемке территорий и земельных участков. Это большая проблема. Санкт-Петербург обращался с законодательной инициативой в Министерство регионального развития; в результате нам разрешили проводить не кадастровую съемку муниципального образования в целом, а съемку расселяемого участка. Из слов Д. Шабурова можно сделать вывод, что пока не известно, сколько средств из фонда получит СПб в 2009–10 гг. Ясно только, что закон о фонде есть, а Петербург, по большому счету, выпадает из гарантированного ряда получателей его немалых средств по причине отсутствия «адресных программ». Ясно и то, что город будет уделять большое внимание этому вопросу в будущем. Проблему усугубит то, что согласно закону средства будут выделяться на те дома, которые до 1 января 2007 г. признаны аварийными. Вся надежда на то, что законодатели еще на год отодвинут срок подачи заявок, и Петербург успеет выполнить все требования закона. Почему не сейчас? По информации чиновника, город расселял дома, признанные аварийными до 1 января 2007 г., за счет собственных средств, поэтому, как посчитали в Думе, осталось немного таких домов. Надо отдать должное Д. Шабурову — он все-таки не согласился с логикой думских законодателей… Как и следовало ожидать, мнение представителей общественности во многом не совпадало с мнением руководителя управления Жилищного комитета. Председатель правления Ассоциации ЖСК и ТСЖ города Марина Акимова вернулась из Москвы. Она рассказала следующее: М. Акимову я знаю давно. Не в ее характере учить администрацию города. Но она всегда пытается показать, что можно сделать и что уже делается не только в стране, но и за рубежом. В Германии, например, главным действующим лицом является управляющая компания. Но не в смысле навязывания своей воли жильцам, а в смысле доведения до каждого человека полной информации по данному дому. Она ответит любому жильцу, когда и в каком объеме будет производиться та или иная работа по дому. У нас управляющая компания начнет с вопроса типа: а кто ты такой? И пошлет… к председателю, который сам не всегда владеет вопросом… Спор был нешуточный. И выяснилось, что Ленобласть к идее использования средств фонда, хоть и не без проблеем, но готова лучше областного центра. Это можно было понять из выступлений Ольги Ивановой, начальника коммунального отдела администрации МО «Кировское городское поселение» области, и Олега Вихтюка председателя совета директоров компании ОАО «Сити-Сервис». А в Санкт-Петербурге, как можно было понять из выступления президента ассоциации ТСЖ Центрального района Санкт-Петербурга Владимира Семенова, идет нешуточная борьба интересов. И в основном — «подковерная». По-прежнему объемы финансирования определяет глава администрации, а председатель ТСЖ — фигура незначительная. Председатель говорит: давайте нам не сразу всю сумму, дайте ее частями; но ему в ответ: или бери, сколько даем, или потом можешь ничего не получить. Это не есть путь разрешения проблемы. Это своего рода выкручивание рук, лишение людей их инициативы. Я взял интервью у бывшего командира подводной лодки в Заполярье, а ныне президента ассоциации ТСЖ Центрального района Санкт-Петербурга Владимира Семенова. — Не понимаю… Выступают ответственные чиновники, говорят, что все законы приняты, надо работать! Но получается, как у Жванецкого: запускаем — не работает… Так и сейчас ТСЖ не срабатывается с государством. Почему все так? — Уже два года все мы находимся в сфере разговоров о ТСЖ. А дело в том, что отсутствует механизм реализации принятых законов. Они разрабатываются на уровне подзаконных актов. А это чиновник. Наверно, необходимы законы прямого действия... Жилкомсервис в Питере — это болячка. Основной конфликт — между ТСЖ, которые не лоббируются, и ТСЖ, которые лоббируются исполнительной властью. Естественно, рождается система конфликтов, в которой побеждают лоббируемые ТСЖ. И еще (наблюдение на сегодняшний день) — деньги стали уходить из бюджета. А раз так, возникает еще одна конфликтующая система интересов, потому что ТСЖ очень заинтересованы в наличии этих денег. А когда возникает комплекс подобных проблем, люди оказываются перед выбором: действовать в соответствии с законом или «разруливать» ситуацию «по понятиям». На сегодняшний день система работает «по понятиям». Поэтому эффективность ее при управлении комплексом ТСЖ на сегодняшний день очень низкая. Это не значит, что люди не понимают, как нужно управлять. Просто они не могут реализовать свое право, а это очень серьезная питерская проблема. — В чем суть этих конфликтов? — Жилищный кодекс. Он заложил все эти проблемы, но не заложил, как нам кажется, одну простую вещь: у дома нет домовладельца. Понимаете? Жильцы управляют общим имуществом. Если бы мы были домовладельцами, с нами разговаривали бы совсем по-другому. А так получается — какие-то пространства, объемы управления, а права находятся в области манипулирования органов исполнительной власти. Захотели — купили этот дом, захотели — продали тот. — А земля под домом? — А что земля? Она передается вместе с домом и считается как комплекс. Вот когда был кондоминиум — вот это был действительно единый комплекс. Когда понятие «кондоминиум» из законов убрали, то исчез и этот единый комплекс. Да, сейчас можно купить землю под домом под обрез фундамента, но ее нужно при этом оплатить. Оплатить огромное количество документов, оформление которых стоит очень дорого. Не все в состоянии внести такие суммы. Мы в своем районе находимся перед выбором: или делать техническую документацию, без которой невозможно заключать прямые договоры, и платить по ним, или забросить техническую документацию и выкупать землю, или пойти в суды и платить адвокатам, чтобы каким-то образом разрешить ситуацию, потому что платить жильцы сразу за все не в состоянии. Людей постигает большое разочарование. А если вы почитаете послания губернатора, то из года в год эта проблема тихо исчезает. В этом году губернатор вообще об этом ничего не сказала. Поэтому у администрации района нет и ответа на наши простые и, казалось бы, всем понятные вопросы. Система выстраивания понятных взаимоотношений между ТСЖ и властью нами не просматривается. Мы не видим даже попыток интегрирования ТСЖ в систему взаимоотношений и взаимопониманий. Соответственны и результаты, хотя с нашей стороны проделана огромная работа и накоплен большой опыт. Если бы город действительно серьезно и на равных относился к этой проблеме, я думаю, реформа пошла бы… Дата: 11.12.2008 Анатолий Ксенин "Петербургский строительный рынок" 11 (115)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||