Строительная техника: приобретаем на фоне кризиса

1 стр. из 1

О механизмах приобретения строительной техники посредством банковского кредита или лизинговой сделки, связанных с этим проблемах и путях их решения журнал «ФСР» начал рассказ в № 6 (71).

Продолжая тему, представим несколько иные точки зрения, в том числе в свете сегодняшних кризисных тенденций.

Дебет и кредит

Серьезным препятствием на пути приобретения техники в кредит является дебиторская задолженность, из-за которой банки могут отказать в предоставлении кредита.

Увеличение дебиторской задолженности происходит по многим причинам, в первую очередь за счет увеличения числа клиентов. Документы поступают в арендную компанию, которая обрабатывает их в течение нескольких дней. Возникает полутора-двухнедельная отсрочка платежей от отработанного времени. Если увеличивается количество продаж, увеличивается и «дебиторка».

Как отмечает финансовый директор группы компаний «Акрос» (Санкт-Петербург) Дмитрий Аулов, банк не интересует, в каких объемах у вас дебиторская задолженность. Банк интересует, чтобы разница между дебиторской и кредиторской задолженностью была положительной.

У вас может быть огромная «дебиторка», но при этом «кредиторка» должна быть меньше. «Банки смотрят ликвидность баланса и, исходя из этого, дают оценку хозяйственной деятельности: что из себя компания представляет, может ли она закрыть обязательства, то есть их интересуют не объемы дебиторской задолженности в целом, а объемы просроченной дебиторской задолженности. Вообще же в оценочных показателях задействовано множество факторов: «дебиторка», «кредиторка», просроченная «дебиторка», выданные и полученные займы и кредиты. Все это рассматривается банком в комплексе».

«Для арендных компаний характерен рост дебиторской задолженности: нельзя отказать постоянным клиентам, как невозможно просить и 100% предоплаты, — говорит заместитель директора по работе с клиентами петербургской компании Rental Units Матвей Фомин. — Но у этой медали есть вторая сторона: строительные организации стеснены в средствах — естественно, происходит спад закупок техники, однако при сохранении потребности ее применения остается единственный выход — не покупать, а брать в аренду, поскольку это не требует большого оттока оборотных средств».

Лизинг: спрос рождает предложение

По словам руководителя направления лизинга грузового автотранспорта группы компаний «Интерлизинг» (Санкт-Петербург) Вячеслава Спирова, разные сегменты клиентов ориентируются на различные преимущества лизинга: «Для малого бизнеса, особенно в свете последних событий, лизинг интересен своей относительной доступностью по сравнению с кредитом, большинство лизинговых компаний требуют сокращенный по сравнению с банковским пакет документов, быстрее принимают решение о финансировании. У многих есть специальные продукты, ориентированные именно на малый бизнес. Что же касается крупных компаний, им интересны реализуемые через механизм лизинга налоговые льготы. Их привлекает и возможность включения в лизинговый договор широкого спектра дополнительных услуг, что позволяет не отвлекать трудовые ресурсы на регистрацию техники, оформление и сопровождение сделки».

«Приобретаемая техника остается на балансе лизингодателя, плюс определенные расчеты, связанные с балансом, лизинговая компания берет на себя; она же платит налоги, — рассказывает Дмитрий Аулов. — Лизинг выгоден и в том случае, если у компании не открыто автохозяйство. Ты покупаешь технику, и в течение, допустим, трех лет эта техника находится при автохозяйстве лизинговой компании и на ее балансе. То есть мы видим определенные упрощения, что весьма удобно для небольших компаний».

Одним из преимуществ лизинга также является возможность гибкого построения графика платежей, отмечает Вячеслав Спиров. В зависимости от потребностей клиента лизинговая компания имеет возможность предоставить различные варианты. Например, убывающие платежи более выгодны, равномерный график существенно облегчает финансовое планирование. Среди строительных организаций, чьи объемы работ подвержены сезонным колебаниям, пользуется спросом возможность построения сезонного графика платежей, при котором основная нагрузка приходится на месяцы наибольших денежных поступлений клиента. Именно в гибком подходе, по мнению специалистов, заключается основное преимущество лизинга перед банковским кредитом.

В случае кредитования залогом становится приобретаемая техника, что, естественно, увеличивает риски. Лизинговая же компания чаще всего имеет пакет кредитных линий, открытых в различных банках. С поправкой на сегодняшнюю ситуацию, банковские проценты могут расти еженедельно, однако у лизинговой компании кредитная линия может быть открыта в тех банках, которые не сильно пострадали от кризиса. В этом случае кредитная линия может быть открыта под 14 или 15% годовых. И лизинговая компания предлагает технику, накручивая свою маржу в 1,5–2%.

«Как правило, если сделка большая, лизингодатель соглашается на 1,5%, — отмечает Дмитрий Аулов. — Если сделка не единична, тогда, чтобы заполучить постоянного клиента, могут пойти и на уменьшение маржи. И еще один существенный плюс: если ты берешь кредит в банке на год, его предоставляют под 15–16% годовых, если на три года, то под 18%. У лизинговой компании ставка на три года останется прежней».

Лизинговые платежи могут быть аннуитетными (равномерными), что подразумевает большее удорожание предмета лизинга, либо постепенно уменьшающимися, когда в начальный период лизингополучатель покрывает основную часть кредитных средств, привлекаемых лизинговой компанией, уменьшая тем самым «стоимость» для нее данных кредитных средств. Помимо этого, некоторые компании производят зачет аванса, внесенного лизингополучателем как равномерно на протяжении всего срока действия договора лизинга, так и в последние месяцы, в результате чего лизингополучатель фактически за несколько месяцев до окончания срока действия договора лизинга не вносит платежи, пользуясь при этом всеми благами лизинговой схемы.

Прогнозы

Последние несколько лет характеризуются бурным подъемом лизингового рынка. Однако, по мнению Вячеслава Спирова, в 2009 г. темпы роста снизятся. Лизинговые компании большее внимание будут уделять не столько наращиванию объемов нового бизнеса и доли рынка, сколько работе по улучшению качества текущего лизингового портфеля и структуры пассивов.

«Стагнационные процессы влияют и на взаимоотношение строительных фирм и лизинговых компаний, — отмечает Матвей Фомин. — У первых наблюдается жесткая нехватка оборотных средств, а на вторых, в свою очередь, давят банки, предоставившие заемные средства для осуществления лизинговых сделок. Однако в этой цепочке «крайними» могут оказаться прежде всего лизинговые компании, так как лизингополучатели — строительные компании, почувствовав невозможность дальнейшего несения «лизингового бремени», в любой момент могут потребовать расторжения заключенных договоров, даже и потеряв часть оплаченных лизинговых платежей.

В этом случае лизингодатели окажутся вынуждены реализовывать на вторичном рынке возвращенное имущество, чтобы хоть как-то выполнить свои обязательства перед банками-кредиторами, что, учитывая общий финансовый спад, сделать будет достаточно затруднительно».

Матвей Фомин прогнозирует «в ближайшее время прекращение деятельности многих лизинговых компаний, на рынке останутся крупные игроки — в большинстве своем структурные подразделения банков, а также небольшие компании, не успевшие обременить себя большими долговыми обязательствами».

Лизинговые компании, не желая ввязываться в реализацию возращенного имущества, будут пытаться договориться как с лизингополучателями (пересмотр графиков платежей, увеличении сроков договоров лизинга и пр.), так и с кредиторами — банками. Если договориться не удастся, то лизинговым компаниям, либо строительным организациям, стремящимся исполнить свои долговые обязательства, придется реализовывать имущество на вторичном рынке. Подобная ситуация начала складываться в Западной Европе еще год назад; и в этот период на российский рынок стали поступать крайне заманчивые предложения — в частности, по продаже бывшей в употреблении строительной техники.

Выходом для строителей могли бы стать схемы обратного лизинга (имущество, находящееся в собственности, сдается в лизинг самому себе, при этом строительная компания является продавцом и лизингополучателем одновременно), либо схемы оперативного лизинга (например, техника, вышедшая из лизинга, сразу же отдается на реализацию лизинговой компании и является первоначальным взносом по новому договору лизинга, в рамках которого приобретается аналогичная техника, новая, более современная и производительная). Аналогом обратного лизинга в срезе кредитов может являться получение заемных средств у банков под залог собственного имущества.

«Кризис в финансовом секторе, безусловно, повлияет на рынок лизинга, скажется на кредитной политике лизинговых компаний, — заключает Вячеслав Спиров. — Кредитная политика станет более жесткой, требования к финансовому состоянию лизингополучателей будут более строгими, сократится объем финансирования по программам, рассчитанным на малый бизнес и индивидуальных предпринимателей. Размер авансовых платежей вырастет, особенно по менее ликвидной технике. Уменьшатся средние сроки финансирования, т. к. лизинговым компаниям стало сложнее привлекать долгосрочное фондирование».

Дата: 28.01.2009
Сергей Васильев
"Федеральный строительный рынок" 1 (74)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!