Альтернативные виды топлива – пора или нет?

1 стр. из 1

Из энергетического кризиса в банковский, из банковского в экономический, из него в производственный, а далее — в бюджетный… Как выстроить стратегию сегодня, чтобы борясь с одним кризисом, не усугубить последствия другого?

Что мы имели на энергетическом рынке еще полгода назад? Запредельный по своей динамике рост цен на углеводороды на фоне дефицита газа. Вместе с тем, шестнадцать регионов были объявлены энергодефицитными, а, по сути, различные проблемы с энергоснабжением испытывали практически все регионы страны. Налицо было усугубляющееся сдерживающее влияние отстающей в развитии энергетики на динамику общего экономического роста в стране и в регионах. Иными словами, некоторый внутренний энергетический кризис, или, по крайней мере, предкризисная ситуация. Как следствие, росло желание снизить затраты на энергоснабжение и получить дополнительные мощности через альтернативные виды топлива (АВТ), покрыть растущий энергодефицит.

Сейчас углеводороды упали в цене, правда, метан опять, вопреки любому здравому смыслу, продолжает ценовой рост. Объективности ради необходимо отметить, что только внутри страны эта искаженная логика принимается безропотно. Многие европейские государства заявили об активизации усилий при такой ценовой политике всеми средствами снизить газопотребление и в текущем режиме, и на перспективу. Под вопросом оказалась целесообразность строительства газопровода по дну Балтийского моря «Северный поток». За счет чего собираются европейские государства покрывать потребности в растущем энергопотреблении при снижении объемов потребления газа? В первую очередь — за счет использования альтернативных и возобновляемых источников энергии. Значит Европе, давно идущей по этому пути, кризисная ситуация добавила понимания необходимости дальнейшего динамичного развития альтернативной и возобновляемой энергетики.

В данной статье хотелось бы затронуть темы управления региональной энергоэффективностью и формирования региональных энергетических стратегий с учетом АВТ и возобновляемых источников энергии как необходимого условия гармонизации региональных топливных балансов.

Вопросы и… вопросы

Сегодня очевидно, что максимально конкретизированы энергетические стратегии, в лучшем случае, только на уровне отдельно взятого предприятия. Но как заставить работать всю региональную вертикаль, причем взаимосвязанно? Очевидно, что сегодня на местах не хватает ни ресурсов, ни знаний, чтобы самостоятельно двигаться в створе федеральной линии. Да и сама федеральная линия, к сожалению, прописана крупными мазками и больше показывает направление движения, нежели предписывает, регламентирует, побуждает.

Вместе с тем, факты таковы, что большинство региональных программ энергосбережения или не разработаны вовсе (например, в Санкт-Петербурге), или разработаны исходя из собственного представления региональных служб о приоритетах, методологии, эффективности и других важных показателях внедряемых программ.

Для повышения их эффективности необходим опыт и знания ведущих федеральных организаций как со стороны науки и методологии, так и со стороны практики и конкретной реализации. Более того, предлагаемые программы должны быть инвестиционно-привлекательными, иметь достаточную гибкость по отношению к изменяющимся условиям внутреннего рынка, быть понятными, прозрачными и в достаточной степени доведены до заинтересованных инвесторов и собственников.

Безусловно, чтобы сформировать все это в один документ, региональным специалистам необходима помощь, и методологическая, и практическая. Именно от подобных документов в основном зависит та эффективность освоения федеральных средств, эффективность инвестиций региональных бюджетов, неудовлетворительный уровень которой критиковал председатель правительства РФ Владимир Путин, говоря об инвестициях в регионы. Именно региональные стратегии и программы предопределяют эффективность инвестиций, актуальность проектов, своевременность реализации и другие важнейшие показатели развития энергетики конкретного региона.

В чем должна проявляться федеральная линия?

Если мы движемся к рынку, то, наверно, в том, чтобы формировать системообразующие рыночные механизмы и предпосылки к естественной регуляции, стимулирующие экономический рост в заданном направлении. Но сегодня энергетический рынок содержит минимальное количество именно рыночных свободных элементов. Так, цены на основные виды топлива далеки от рыночных, цены на газ устанавливаются централизованно, цены на нефтепродукты диктуются монопольными производителями или поставщиками, поскольку минимальное количество предприятий реального сектора рынка не выходят на ФОРЭМ, для большинства участников рынка цена на электроэнергию также устанавливается свыше. Да и цена на тепловую энергию определяется региональными энергетическими комиссиями по затратному принципу и с учетом монопольного положения поставщиков тепловой энергии и ГВС и не несет в себе элементов рынка и альтернатив. Таким образом, в энергетическом секторе только малая, децентрализованная энергетика каким-то чудом пытается быть тем рынком, которым должен, по идее, быть весь энергетический рынок страны.

Опыт показал, что в случае, когда нужно полагаться на рыночные механизмы, против логики рынка действуют интересы государственных монополий (так, например, недавний рост цен на газ в условиях общего падения спроса и общего падения цен на углеводороды). А в тех случаях, когда нужно проявить жесткую административную власть по отношению к нерыночному картельному сговору, государство не может добиться коррекции цен (так, например, при падении цен на нефть внутри страны уже более чем в 4 раза по сравнению с августом 2008 г. цены на бензин упали лишь на 15% к концу года, при особом внимании и усилиях государства).

Почему необходимо говорить об альтернативе?

Альтернативные виды топлива (АВТ) — это не только та экзотика, которая позволяет улучшить экологию или продемонстрировать новые направления в энергетике. Все рекомендации по внедрению альтернативных источников энергии основываются сугубо на экономической целесообразности. Что такое альтернатива? В привычном понимании альтернативное топливо — это топливо, отличное от традиционных углеводородов (газ, уголь, мазут). Например, в свое время внедрение пропана бутана на промышленные установки рассматривалось как альтернатива. Сейчас уже введено много объектов на данном виде топлива, и его экономическая целесообразность многократно подтверждена в реализованных проектах и многолетней эксплуатации.

Стоит помнить, что кризис не вечен и, не гармонизируя энергетику сегодня, мы не будем иметь потенциала для быстрого роста завтра — после окончания кризиса.

Так пора или нет?

Признаки пора — топливный дефицит. Он, конечно, спал, но цены — даже при вмешательстве государства — не спешат снижаться. Вместе с тем в условиях кризиса необходима особенно высокая эффективность инвестиций, причем не только на период кризиса, но и на послекризисный период, с учетом ожидаемых корректировок при возврате рынка.

Ответ достаточно прост — в кризисный период будут в особой цене любые технологии, снижающие издержки предприятия. Поэтому, если доказательно обосновано использование нового вида топлива, снижающего стоимость затрат на теплоснабжение, то время кризиса самое подходящее для реализации подобного проекта. Если, согласно проекту, предложенная технология позволяет снизить затраты на электроснабжение, то этот проект может быть реализован и в период кризиса, причем с достаточным экономическим эффектом. К вопросам, не вызывающим разногласий, относится аутсорсинг, который позволяет не только снизить, но и зафиксировать издержки на техническое обслуживание и эксплуатацию энергоустановок и сетевого хозяйства.

Единственная особенность кризиса заключается в том, что раньше у предприятия были собственные средства, а сегодня реализовывать энергоэффективные проекты, преодолевая кризисные явления, должны специальные энергосервисные компании. Они, используя имеющийся опыт, научные разработки и определенные финансовые инструменты, могут реализовать подобный проект с привлечением инвестиций, погасить собственные затраты из экономии, полученной заказчиком, и рассчитаться с инвестором.

Каков же потенциал?

Он огромен. Причем основные геотермальные месторождения расположены в районах, далеких от какой бы то ни было газификации. Доля газификации на федеральном уровне не должна вводить в заблуждение, более того, там, где нет сетевого газа, видимо, особенно эффективным будет развивать возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Например, геотермальные ресурсы.

Возможно, проекты на геотермальных ресурсах будут не только интересны по стоимости единицы энергии, сколько по срокам реализации. Да и по времени истощения этих месторождений, очевидно, запасы больше, так как кора Земли будет остывать существенно медленнее, чем истощаться углеводородные месторождения.

Как вовлекать ВИЭ в региональный топливно-энергетический баланс (ТЭБ)?

Возможно несколько схем, но очевидно, что наиболее осторожной выглядит схема постепенного вовлечения ВИЭ через пилотные проекты, демонстрационные зоны и т. п.
Но для этого необходимо стратегическое управление региональной энергоэффективностью по следующим направлениям: топливо и источники энергии, инновационные технологии и схемы, инвестиции, льготы, тарифы, учет, биллинг, стратегии и программы, законы федеральные и региональные, сбалансированный энергетический рынок.

С учетом следующих причинно-следственных связей оно может осуществляться на основе принятой топливно-энергетической концепции или стратегии по направлениям удовлетворения перспективного спроса на энергоресурсы, планов развития территорий, достижения заданных нормативных параметров энергоэффективности вводимых объектов, достижения необходимых экологических параметров системы, соответствующего уровня надежности и безопасности.

Все вышеназванное должно быть еще и оптимизировано с точки зрения перспективы цен на энергоносители, чтобы минимизировать издержки на энергоснабжение на протяжении всего расчетно-планового периода. Это непростая задача, и практически никакой из регионов в полном объеме ее выполнением похвастаться не может.

Какие виды АВТ приоритетны?

Безусловно, необходимо проанализировать структуру задач, которые необходимо решить путем применения АВТ и ВИЭ с учетом таких региональных особенностей, как: местоположение, климатология, горно-геологические условия, наличие месторождений, логистических и экономических предпосылок, экологии и т. д. Сформулировать единый рецепт практически невозможно. Необходимо индивидуальное изучение и конкретный расчет по каждому региональному заданию. Но из всей статистической выборки достаточно устойчиво показывают хорошие показатели эффективности проекты на кородревесных отходах (с точки зрения возобновляемых источников энергии) и проекты с использованием приповерхностного тепла Земли в комбинации с традиционными энергоустановками, а также проекты утилизации твердых бытовых отходов (ТБО), которые тоже сегодня продолжают оставаться экономически эффективными.

В заключение необходимо отметить, что даже в условиях кризиса существуют заинтересованные финансовые институты, финансирующие реализацию экологически или экономически эффективных проектов в энергетике (в том числе и в России). Вывод, который хотелось бы сделать, звучит примерно так: ошибочно в период кризиса думать только о кризисе, так же, как было ошибкой в период глобального экономического роста о кризисе не думать. Очевидно, что кризис не вечен, но и сам собой он не закончится; просто замерев и не шевелясь, его не переждать. Да и выйти из кризиса, наверное, правильно не обессилевшим и изможденным, а с новым видением и здравой стратегией дальнейшего развития, основу которой целесообразно закладывать уже сейчас.

Дата: 19.03.2009
В. В. Маркин
"Петербургский строительный рынок" 1-2(117)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!