|
|||||
1 стр. из 1 Зиму в реставрации считают межсезоньем. Фасадные работы приостановлены, леса безлюдны. Однако это затишье обманчиво. Работа, невидная глазу прохожих, кипит внутри зданий, в мастерских и лабораториях. Силами компаний, входящих в Союз реставраторов Санкт-Петербурга, воссоздается пестрая и изысканная картина исторических интерьеров. Принципиальные нюансы Когда дело касается интерьеров, то все нюансы имеют значение. И предметы декора, и живопись, и скульптура, и, конечно же, мебель. Не всегда удается вернуть помещениям их первоначальное великолепие, так как вещи имеют свойство изнашиваться, да и просто исчезать в неизвестном направлении. Особенно часто это происходило в советскую эпоху, когда при передаче дворцов из музейных ведомств в иные из помещений изымали ценности. Свою черную лепту внесла и война. Если же до наших дней дожили хотя бы единичные экземпляры авторских гарнитуров, то это считается большой удачей. Так, к примеру, повезло Большому Царскосельскому (позднее — Екатерининскому) дворцу. В конце XVIII века по воле императрицы Екатерины II здесь (и больше нигде в России) работал знаменитый зодчий из Шотландии Чарльз Камерон. В частности, как свидетельствуют исторические источники, в 1784 г. мастеру, изготовившему по эскизам Камерона мебель для Китайского зала — «четыре большие креслы и сорок семь стульев богато убранных» — было выплачено 5 274 рубля 20 копеек». Огромные по тем временам деньги. Впрочем, награда того стоила: мебель действительно великолепна. По подлокотникам кресел к ножкам сползают золоченые ящерицы, корзину верхней части спинки оплетают змеи, обивка китайским шелком создает для этой живности соответствующий антураж. — Увы, но из всего этого громадного когда-то комплекта осталось лишь три предмета — у нас и одно кресло в собрании Эрмитажа. Это понятно: не имея других возможностей, в эвакуацию вывозили по одному-двум предметам из каждого гарнитура, чтобы потом, по эталонам, можно было восстановить утраченное, — комментирует заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт. Реставрацию уникальных камероновских стула и кресла из «китайской» коллекции доверили компании, входящей в Союз реставраторов, ООО «ГЕЛИКОН». Более того, фирма выполнила эту работу бесплатно, в качестве подарка музею. Подарок получился особенно ценным, потому что в ходе работ реставраторы сделали своего рода открытие. Работники музея привыкли к тому, что «восточная» мебель Камерона очень нарядная не только по форме, но и по цветовому оформлению. В ней сочетается позолота с ультрамариновой и терракотовой окраской. Что, по словам специалистов, совсем не свойственно шотландском зодчему. Каково же было их изумление, когда под ярким красочным покрытием обнаружилась подлинная позолота. То есть изначально предметы были полностью вызолочены, и это как раз соответствует стилю Камерона. Возможно, красочную «веселость» предметам придали во времена архитектора Монигетти, который переделал многие интерьеры Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца в середине XIX века. Специалисты музея-заповедника остались довольны работой реставраторов и в случае необходимости готовы доверить им изготовление копий мебели Камерона по имеющимся образцам. Сегодня предметы «восточного» гарнитура находятся в хранилище: перед публикой они предстанут к юбилею Царского Села в интерьерах Китайской гостиной, на стенах которой к тому времени вместо белого штофа появится роскошный расписной шелк. Тогда это помещение наконец приобретет свое неповторимое историческое лицо, которое ему было дано при Елизавете. Не меньше, чем Екатерининскому дворцу, повезло Юсуповскому. Здесь, в частности, сохранился спальный гарнитур из восьми предметов, отделанных «под французский лак», и шесть стульев с позолотой. В роскошном театральном зале дворца в целости и относительной сохранности стоят зрительские стулья и диваны. Работа по реставрации всего этого богатства, созданного в конце XIX века, доверена компании Союза реставраторов Санкт-Петербурга ООО «Карэ». Вообще, мебельная реставрация — дело очень щепетильное, требующее обращения к самым разным историческим материалам и техникам декорирования. По словам мастеров, сложнее всего было, пожалуй, добиться идеальной, почти зеркальной молочно-белой поверхности «под французский лак». Она достигается многослойным красочным покрытием с постоянной расшлифовкой и располировкой, исключительно вручную. После нанесения очередного слоя поверхность оценивают визуально. В итоге она должна быть идеально гладкой, но не блестящей, а «теплой» и шелковистой. — В руках специалистов «Карэ» оказались также шкафы черного дерева с бронзовым декором. Они отделаны панно с разнообразными орнаментами в технике флорентийской мозаики, — рассказывает главный хранитель Юсуповского дворца Ольга Уточкина. — В некоторых использованы камни: мрамор, оникс, змеевик — те самые минералы, из которых делали пластику Фаберже. При том, что, к примеру, набор филенки в технике флорентийской мозаики — работа действительно ювелирная, все эти предметы дворцовой мебели отреставрированы с величайшим мастерством. — Всего в Союзе реставраторов Санкт-Петербурга 12 компаний, выполняющих интерьерные работы. Резчики, паркетчики, позолотчики, художники, мастера по мозаике и витражам, по мебели и предметам декоративно-прикладного искусства в совокупности обладают гигантским объемом знаний и уникальным опытом, — говорит председатель совета Союза реставраторов Нина Шангина. — Большая часть из них имеет высшее профессиональное образование и настоящий талант, позволяющий им соответствовать высочайшему уровню мастеров прошлого. Они владеют не только традиционными методами реставрации, но и современными технологиями, используют в своей работе новейшее оборудование и материалы. Работая в тесном сотрудничестве со специалистам Комитета по охране памятников (КГИОП), где сосредоточены исторические сведения и научные разработки, реставраторы интерьеров возвращают зданиям их богатое историческое содержание. Новые технологии на службе истории Порой в реставрационных мастерских происходят чудеса. То, как из невзрачной, на первый взгляд, рухляди получаются великолепные произведения искусства и элементы декора, — всегда волшебство. Но особенно удивительно, если в этот процесс вмешиваются новейшие технологии. Например, лазерные. Их с недавних пор активно используют в ООО «Ресстрой» при очистке и реставрации скульптуры. Причем, по твердому убеждению специалистов компании, этот метод способен решить масштабную проблему сохранения мраморных памятников, стремительно разрушающихся под воздействием агрессивной среды мегаполиса. А проблема действительно назрела: за два-три последних десятилетия глубина деструкции, объемы утрат, темпы эрозии материалов сопоставимы с теми, что накопились за предшествующие 200–300 лет. Именно поэтому музеи сегодня озабочены тем, чтобы каждую скульптуру, имеющую историческую ценность, очистить от разрушающих загрязнений, покрыть защитным слоем, а также изготовить ей равнозначную копию. Известно, что реставрационная наука и практика достаточно консервативны, к новациям в технологической сфере относятся весьма осторожно. Однако понятно и то, что в меняющихся условиях жизни прежние методы порой теряют эффективность, и их все-таки приходится заменять новыми разработками. — Лазер сам по себе — это направленный луч высокой энергии. Все, что на поверхности мрамора появилось извне, под его воздействием нагревается и испаряется. Луч отражается от материала, совершенно его не повреждая, — говорит директор ООО «Ресстрой» Геннадий Кравец. — При этом на поверхности мрамора остается патина, поскольку она не чужеродна, а является результатом кристаллических изменений самого материала. Надо сказать, что стандартная процедура «расчистка мрамора скальпелем с особой осторожностью» такого эффекта не дает. Как и использование традиционных абразивных материалов и химических реагентов. Сложно объяснить, почему в России лазерный метод расчистки мрамора достаточно редок, ведь в мировой практике его используют около 35 лет. Родился он в Америке, а наибольшее распространение получил в Италии. Возможно, дело в дороговизне оборудования, но компаний, решивших его приобрести, буквально единицы. Еще большие возможности лазера раскрываются при изготовлении копий скульптурных произведений. Для начала стоит описать традиционный метод, считающийся более дешевым. Подлинник покрывают смоляным составом, который при застывании напоминает резину. Потом по частям снимают формы, отливают заготовки и собирают из них фигуру, склеивая ее так же по частям. Материал для таких копий — это либо гипс, либо специальная полиэфирная смола с добавлением крошки мрамора и других компонентов. — Таким образом, получается своего рода бижутерия, хоть и дорогая, — резюмирует Геннадий Кравец. — А есть подлинные камни. Ведь копию можно сделать из натурального мрамора, причем практически за ту же цену. Прием так же не нов, однако в российской реставрационной отрасли непривычен. Сначала с оригинала при помощи лазера снимается трехмерная копия в формате 3D. Программа совместима со станком, воспринимающим заданные параметры и автоматически вырезающим копию фигуры из глыбы мрамора или другого природного материала. Это, конечно, черновой вариант, который скульптор доводит до ума вручную. Устраняет шероховатости, прорабатывает ноздри, губы, прочие детали рельефа, недоступные сканеру. — Полученные таким образом компьютерные модели могут быть использованы для документирования и архивирования данных о наиболее ценных памятниках, — справедливо замечает Геннадий Кравец. — Совершенно очевидно, что подобная информация может оказаться незаменимой в случае утраты или повреждения объекта, например, в результате стихийных, техногенных бедствий или вандализма. С ее помощью можно создавать все более популярные в мире «виртуальные музеи», изготавливать сувениры. Иными словами, речь идет о составлении электронных паспортов. Надо сказать, что паспорт одной из уникальных скульптур из собрания ГМЗ «Царское Село» ООО «Ресстрой» передало музею-заповеднику в подарок. Также бесплатно, в качестве подарка к предстоящему юбилею, мастера произвели очистку «Зефира». — Очень важно, что руки реставратора не прикасаются к подлиннику, ни в процессе его очистки, ни в процессе создания копии, — отмечает Геннадий Кравец. — Кроме того, со временем смола желтеет, и гарантия на копию из этого материала составляет 15–20 лет. Мрамор же проживет века. Удачный опыт компании «Ресстрой», а также других реставрационных фирм Союза реставраторов Санкт-Петербурга, использующих лазерные технологии при работе со скульптурой, доказывают, что с помощью новейших разработок опытные профессионалы способны творить чудеса. Дата: 19.03.2009 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 1-2(117)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||