В Госдуме обсудили вопросы саморегулирования

1 стр. из 1

19 февраля 2009 г. состоялось заседание экспертного совета по градостроительной деятельности комитета ГД РФ по строительству и земельным отношениям, главным вопросом которого было развитие системы саморегулирования в строительстве: первые итоги реализации федерального закона от 2 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Также на совещании были рассмотрены вопросы законодательного обеспечения энергоэффективности и энергосбережения при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, некоторые вопросы внесения изменений в Градостроительный кодекс и подготовки технических регламентов в области строительства, на которых подробно остановился глава комитета депутат ГД Сергей Петров.

Первый заместитель председателя комитета Валерий Панов рассказал о плане работы экспертного совета по градостроительной деятельности на период весенней сессии 2009 г. Важнейшей законодательной инициативой в области строительства, по его словам, стало принятие федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрено введение саморегулирования в строительной отрасли.

Необходимость института СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, как напомнил докладчик, была обусловлена потребностью в обеспечении механизмов регулирования строительного рынка в условиях отмены лицензирования. Национальные объединения в данной сфере должны быть созданы не позднее 1 июля 2010 г.
Статус саморегулируемой организации может приобрести организация, созданная в форме некоммерческого партнерства, при условии ее соответствия требованиям, установленным законом.

ФЗ устанавливает следующие требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса СРО:
 для организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания либо осуществляющих подготовку проектной документации, — наличие не менее 50 членов и компенсационного фонда в размере не менее 500 тыс. руб. на одного члена СРО;
 для некоммерческих организаций, осуществляющих строительство, — наличие не менее 100 членов и компенсационного фонда в размере не менее 1 млн руб. на одного члена СРО.

В целях стимулирования развития института добровольного страхования гражданской ответственности предусматривается, что в случае, если СРО установлены требования к страхованию членами такой организации гражданской ответственности, то компенсационный фонд должен быть сформирован в размере не менее, соответственно, 150 и 300 тыс. руб. на одного члена СРО в зависимости от ее вида.

Кроме того, СРО должна разработать в обязательном порядке следующие документы:
 требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность в строительстве;
 правила контроля в области саморегулирования;
 документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов СРО и правил саморегулирования.

Саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить:
 стандарты саморегулируемых организаций;
 правила саморегулирования — документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов СРО, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (требования к договору подряда, к страхованию).

Приобретение статуса СРО осуществляется путем внесения соответствующих сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций.

В соответствии с постановлением правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 864 государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В соответствии с федеральным законом могут создаваться СРО трех видов:
 в области инженерных изысканий;
 в области подготовки проектной документации;
 в области строительства.

Количество СРО любого вида законопроектом не ограничивается, но каждая из них должна определиться по спектру своей деятельности, влияющей на безопасность в строительстве.

Выступавший также отметил, что наиболее реальной формой обеспечения возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, имуществу граждан и юридических лиц вследствие нарушений требований технических регламентов при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации или при осуществлении строительства, является создание компенсационного фонда СРО, требования к которому и порядок возмещения из которого установлены законопроектом. Кроме того, следует учитывать, что для возмещения указанного вреда средства компенсационного фонда СРО будут привлекаться субсидиарно (по отношению к ответственности лица, осуществившего, например, строительство).

Особое место в федеральном законе занимают нормы, касающиеся переходного периода от системы лицензирования к системе саморегулирования в строительстве:
1) лицензирование деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, а также по инженерным
изысканям для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, прекращается с 1 января 2010 г., а выдача лицензий прекращена с 1 января 2009 г.;
2) до 1 января 2010 г. осуществление предпринимательской деятельности разрешается по выбору исполнителя соответствующих видов работ на основании лицензии либо выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске;
3) до 1 января 2010 г. после установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требование о наличии лицензии, выданной в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», не применяется в отношении иных видов работ по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений, по проектированию зданий и сооружений, строительству зданий и сооружений.
Нормы переходного периода увязаны с положениями закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», согласно которому технические регламенты о безопасности зданий и сооружений, о безопасности строительных материалов и изделий должны быть приняты до 1 января 2010 г.

Кроме того, в целях устранения коллизий законодательства и обеспечения реализации закона на практике вносятся изменения в ФЗ «О некоммерческих организациях», «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», «О лицензировании отдельных видов деятельности». Валерий Панов при этом отметил, что конкретно сейчас время не вносить изменения в закон, а нарабатывать правоприменительную практику.

На совещании также присутствовал Александр Гажу, советник отдела правового обеспечения и координации научно-методической работы управления государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Он рассказал о последней статистике поданных в Ростехнадзор России заявлений для внесения в госреестр саморегулируемых организаций. К началу 2009 г. в службу поступили документы для регистрации СРО от семи некоммерческих партнерств, по двум из которых принято положительное решение. Пяти НП пришлось отказать в связи с несоответствием требованиям закона. Руководителем Ростехнадзора был подписан приказ № 57 от 9.02.2009 г. «Об организации работы по реализации постановления правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 864 «О мерах по реализации федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также готовятся регламенты по регистрации СРО и ведению их госреестра.

Генеральный директор Российского союза строителей и созданного под цели СРО некоммерческого партнерства «Межрегиональное объединение строителей» (МОС) Михаил Викторов предложил ускорить работу по разработке методических основ, поддержать формирование секции. Он также высказался за создание экспертной комиссии по оценке качества содержания документов некоммерческих партнерств, претендующих на вхождение в госреестр СРО. Информацию о первых организациях, внесенных в реестр, необходимо максимально оперативно донести до участников строительного рынка. Особенно важна она для тех, у кого уже заканчивается срок действия лицензии.

По итогам совещания с целью разработки нормативных актов и анализа законопроектов было решено:
1. Сформировать секцию по градостроительной деятельности.
2. Сформировать секцию по саморегулированию в отраслях.
3. Сформировать секцию по разработке технических регламентов.
4. До следующего заседания экспертного совета (март 2009 г.) определить персональный состав и руководителей секций экспертного совета.

Дата: 10.04.2009
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 2-3(75)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!