|
|||||
1 стр. из 1 По признанию участников рынка, система государственного заказа излишне бюрократизирована, а доля нечистоплотных сделок может достигать 80%. Между тем в условиях финансового кризиса многие строители делают ставку именно на госзаказ. Проблемы и достижения направления обсудили участники круглого стола «Инфраструктура города и госзаказ: самые капиталоемкие объекты», состоявшегося в рамках выставки «Государственный заказ Санкт-Петербурга 2009». 94-ФЗ: есть ли свет в конце тоннеля? С 1 марта нынешнего года вступили в силу очередные поправки к 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», однако эксперты полагают, что ситуация с госзаказом не претерпит кардинальных изменений. «Парадокс в том, что у нас происходит раздвоение: законодательство о госзаказе живет отдельной жизнью; с экономикой оно пересекается мало», — констатирует заместитель начальника управления комитета экономического развития промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга Алексей Бекташев. «Закон до сих пор содержит технические ошибки, и это при том, что он корректировался шесть раз», — добавляет директор центра эффективных закупок «Тендеры.ру» Кирилл Кузнецов. Закон построен таким образом, что способствует победе поставщика, пообещавшего качественное и дешевое выполнение работ. Инструменты же борьбы с «обманщиками» не особо впечатляют, зачастую их применение отпугивает других претендентов. Кроме того, процедура размещения заказа невероятно зарегламентирована и при этом по-прежнему достаточно уязвима перед недобросовестным заказчиком и поставщиком. Можно лишь надеяться, что законодатели наконец прислушаются к голосу практиков, учтут мнение профессионалов строительной отрасли. Впрочем, несовершенство законодательной базы далеко не единственная проблема госзаказа. Попутного ветра… в тихой гавани Участники круглого стола «Инфраструктура города и госзаказ: самые капиталоемкие объекты», состоявшегося в рамках выставки «Государственный заказ Санкт-Петербурга 2009», пришли к выводу о том, что непрофессионализм многих отечественных проектировщиков, помноженный на несовершенство ФЗ-94, мешает эффективно исполнять госзаказ в области строительства. «На рынке наступили тяжелые времена даже для тех компаний, которые казались самыми стабильными и устойчивыми, — говорит заместитель коммерческого директора ООО «Ассоциация по сносу зданий» Виталий Никифоровский. — Дешевых кредитов больше не будет, госзаказ стал той «тихой гаванью», куда все компании стремятся попасть. Избежать негативных последствий этого подхода можно только введением обеспечительных мер. Судя по опыту коммерческих тендеров, появляются компании, которые пытаются работать ниже себестоимости. Они получают аванс, а потом растворяются в неизвестности. Одна из главных проблем сегодня — крайне низкое качество проектирования. Пятнадцать лет в нашей стране не было масштабных строек, даже жилье мы до сих пор строим по старым калькам. Из-за этого в ходе исполнения госзаказа у подрядчика возникают трудности согласования документации, особенно в крупных проектах, которые длятся не один год. Строительство — одна из самых затратоемких отраслей в отличие, например, от поставок товаров. Для строительной сферы должны быть приняты дополнительные правила. Благодаря тому, что у компании есть филиалы по всей стране, мы можем сравнить и сказать: в Петербурге система госзаказа одна из самых прогрессивных по нормативной базе, исполнению и объемам». «Я бы хотел прокомментировать тезис «чем дешевле, тем лучше», — дополняет генеральный директор ООО «ТЭТРА Инжиниринг» Вячеслав Гулин. — Не все оборудование, которое дешево, может быть одновременно надежным и обеспечивать, в частности, автономное электроснабжение без сбоев. В случаях, когда в тендерных заявках цена снижается значительно, подрядчику ничего не остается, как закупать более дешевое оборудование, снижая гарантии надежности. Никто не ставит перед собой задачу наживаться на госзаказе, однако подрядчикам необходимы понимание и лояльность со стороны государственных структур». Госзаказ в действии В Северной столице в 2009 г. в рамках госзаказа планируется завершить инженерное освоение 58-го квартала СПЧ, а также 10-го и 7-го кварталов в Красном Селе под строительство социального жилья. Несмотря на то, что первоначальную программу стройкомитета секвестрировали, снизив объем бюджетного финансирования с 55 до 30 млрд руб., на строительство социального жилья зарезервировано порядка 12 млрд руб. Предполагается, что на эти деньги можно будет построить 440 тыс. кв. м жилья для льготников, то есть на 70 тыс. кв. м больше, чем в прошлом году. В числе социальных объектов, которые планируется построить в 2009 г. в рамках горзаказа, — отделение милиции в деловой зоне «Пулково-3», пожарное депо в Шушарах, 4 школы и 7 детских садов в различных районах. Объекты, которые стройкомитет планировал построить в рамках горзаказа в 2010 г., также обеспечены лимитами финансирования. По словам заместителя председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга Ольги Ромашовой, в 2008 г. город произвел свыше 400 тыс. закупок на общую сумму в 221,5 млрд руб.; на долю малого бизнеса пришлось более 60% городского заказа. Как сообщил вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский, за счет проведения торгов в 2008 г. город сэкономил 11,8 млрд руб. На порядок по сравнению с 2007 г. увеличился объем горзаказа в сфере строительства. Как рассказала заместитель председателя комитета по строительству Елена Коваленко, город на Неве произвел 2067 закупок в области проектирования, строительства и реконструкцию на общую сумму в 43 млрд руб., выполнив госзаказ на 93% от общей суммы бюджетных ассигнований. Для сравнения: в 2006 г. горзаказ в сфере строительства составлял 9,5 млрд руб., а в 2007 г. — 18,7 млрд руб. Объемы госзаказа Петербурга в сфере строительства в 2009 г. возрастут. Общая сумма новых контрактов, заключенных в 2008 г., превысила 83 млрд руб. Только на дорожные работы выделена рекордная сумма в 6 млрд руб. Для сравнения: за предыдущие пять лет на это потрачены 10 млрд. Главным образом это будут текущие ремонтные работы. Вообще же дорожное строительство, а шире — инфраструктурные проекты — как раз тот «локомотив», который в условиях кризиса может «тянуть» всю экономику. Предпосылки к этому — большая капиталоемкость и длительность реализации данных проектов. Другой аспект, позволяющий говорить об инфраструктурных корпорациях как о «локомотивах» для вывода экономики из кризисного состояния, — их государственный или полугосударственный характер. При этом финансовые ресурсы предоставляются под относительно низкую процентную ставку. Дата: 10.04.2009 Сергей Васильев "Федеральный строительный рынок" 2-3(75)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||