1 стр. из 1
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Проектный институт по проектированию городских инженерных сооружений» («Ленгипроинжпроект») является ведущей организацией Северной столицы по комплексному проектированию инженерных сооружений, сетей и коммуникаций. В 2009 г. «Ленгипроинжпроект» отмечает 55-летие. Сегодня институт — это современно оснащенная, конкурентоспособная проектная организация, располагающая коллективом высококвалифицированных специалистов, обширной справочно-информационной и нормативно-технической базой, архивом топогеодезических, инженерно-геологических и других материалов. В активе института — объекты в Санкт-Петербурге и других городах России. На вопросы редакции «ФСР» отвечает директор института С. В. ЛОМБАС.
–Святослав Владимирович, расскажите, пожалуйста, историю создания института?
— Статус государственного проектного института «Ленгипроинжпроект» получил в 1954 г., причем история нашей организации начиналась с решения проблем газификации. В далекие 50-е перед институтом была поставлена сложнейшая задача — в короткие сроки обеспечить проектно-сметной документацией строительство системы газоснабжения Ленинграда, а также перевод жилого фонда, промышленных и коммунально-бытовых предприятий нашего города на использование газового топлива. Впервые в отечественной практике, а во многом и в мировой, создавались и расчетная база, и нормативы системы безопасности, и конструкции газогорелочных устройств, газорегулирующего и газоиспользующего оборудования.
Запроектированная трехступенчатая система газоснабжения Ленинграда обеспечила надежный и безопасный прием городом сланцевого газа, а затем бесперебойный перевод города со сланцевого на смешанный, а затем и на природный газ. За сравнительно короткий срок институт успешно выполнил генеральные схемы газоснабжения Ленинграда и многих крупнейших городов, таких, как Минск, Волгоград, Челябинск, Рига, Таллин, Вильнюс, Ташкент, Душанбе, Воронеж, Пермь, Свердловск, Петрозаводск. Сейчас ГУП «Ленгипроинжпроект» твердо сохраняет свои позиции и репутацию наиболее прогрессивной организации в вопросах проектирования газоснабжения на всех стадиях.
В 2007–2008 гг. «Ленгипроинжпроект» выполнил «Генеральную схему газоснабжения г. Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы развития до 2025 года».
— Славная история… А в чем заключались особенности последнего упомянутого проекта?
— Реализация ряда мероприятий в соответствии с упомянутой выше «Генеральной схемой» уже начата. Намечены перекладка газопроводов высокого давления 1-й Восточной магистрали и строительство газопроводов высокого давления к Юго-Западной ТЭЦ. Начата реконструкция дюкерного перехода газопроводами высокого давления через Финский залив с учетом многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка» и подводящего фарватера к этому комплексу. Разработана схема газоснабжения комплекса «Балтийская жемчужина». Выполнены проекты реконструкции газопроводов на Крестовском острове и проекты подачи газа к котельным нового стадиона и на Елагин остров. В этом году выполнена документация нового ГРП-103 на расход газа до 200,0 тыс. куб. м/час, подготавливается документация на модернизацию 10 газорегуляторных пунктов высокого давления.
— В ноябре 2008 г. «Ленгипроинжпроект» награжден почетным Дипломом как победитель конкурса «Внедрение передовых технологий при освоении подземного пространства». Можно подробнее об отмеченном проекте?
— Конкурс проводился по инициативе Федерального агентства по строительству и ЖКХ, Департамента градостроительства г. Москвы, Тоннельной ассоциации России и выставочной компании «Глобал Экспо». Речь идет о проекте «Проходка вертикальных горных выработок (стволы шахт № 431, № 441А) главного коллектора северной части Санкт-Петербурга протяженностью 12 км, проходящего от Кантемировской ул. до Финляндского моста в районе ул. Зольная». Проходка осуществлялась с использованием механизированного стволопроходческого комплекса VSM 7700/5500 Herrenknecht. Партнерами нашего института в данной работе стали компании ООО «Стис» и Herrenknecht. Указанные шахты успешно сданы в эксплуатацию в 2008 г.
В связи с появлением новых технологий, материалов и оборудования было принято решение о строительстве ствола шахты № 431 в сборной высокоточной водонепроницаемой железобетонной обделке. Специально для условий Санкт-Петербурга Herrenknecht разработал и изготовил машину, позволяющую вести проходку стволов глубиной до 85 м по безлюдной технологии без применения спецспособов. После организации стройплощадки сооружались буросекущие сваи крепления стартового котлована, а также сваи для устройства фундамента под опорную металлоконструкцию. Для обеспечения устойчивости днища ствола при проходке в стволе постоянно поддерживался уровень воды выше уровня грунтовых вод. Разработка грунта выполнялась комбайном заходками по 1 м с откачкой разработанного грунта с водой на поверхность в сепарационную установку и далее в отстойник. после погружения ствола на 1 м с помощью подъемного крана и специальных грузоподъемных средств, расположенных на опорной раме, производился монтаж очередного кольца специальной железобетонной водонепроницаемой обделки.
В результате, в отличие от традиционного способа замораживания, практически не потребовалось перекладки коммуникаций в зоне проходки ствола. Горнопроходческие работы проводились без присутствия персонала в забое. Осадков дневной поверхности не наблюдалось. При этом, что особенно важно, время сооружения ствола с обычных 12–13 месяцев было сокращено до 8, а общую стоимость объекта даже удалось снизить по сравнению со сметой по способу замораживания.
На практике было доказано, что метод обеспечивает надежное и эффективное выполнение проходческих работ, является экономически выгодным и позволяет решать сложные задачи в более короткие сроки.
— Недавно «Ленгипроинжпроект» выиграл тендер на проведение проектно-изыскательских работ в рамках Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта. О чем речь?
— Пожалуй, сегодня самым престижным для института можно считать Олимпийский проект в городе Сочи. Проект подразумевает реконструкцию и расширение очистных сооружений в Бзугу до 140 тыс. кубометров в сутки с самотечными канализационными коллекторами: подающим тоннельным коллектором от стадиона до очистных сооружений в Бзугу и отводящим тоннельным коллектором от очистных сооружений с глубоководным выпуском в море.
— Реализация крупных проектов развития транспортной инфраструктуры сегодня стала одним из приоритетов на общероссийском уровне. Насколько востребован потенциал «Ленгипроинжпроекта»?
— Институт принимает участие в проектировании и строительстве всех значимых для Санкт-Петербурга объектов транспортного строительства, таких как Кольцевая автомобильная дорога (КАД), Западный скоростной диаметр, реконструкция Приморского проспекта на участке от ул. Академика Шиманского до Яхтенной ул., Комплекс защитных сооружений (КЗС) от наводнений и др. На двух последних объектах хотелось бы остановиться подробнее.
Реконструкция Приморского проспекта предполагает расширение его проезжей части до шести полос движения. Работа по строительству 1-й очереди этого объекта на участке от ул. Академика Шиманского до ул. Стародеревенской в настоящее время выполняется. В состав объекта входят: строительство стенки набережной правого берега Большой Невки длиной
2 км, реконструкция 3-го Елагина моста, сооружение трех надземных пешеходных переходов и одного подземного у входа в ЦПКиО им. Кирова. Разработка проекта 2-й очереди реконструкции Приморского проспекта также поручена нашим специалистам, причем основной объем работ уже выполнен. Проектом предусматривается строительство трехуровневой транспортной развязки на пересечении Приморского проспекта с Планерной ул. и ул. Савушкина. Разработанная нами организация строительства позволит избежать ухудшения движения транспорта.
Что касается КЗС, то «Ленгипроинжпроект» принимает участие в проектировании этого долгостроя на правах субпод-
рядчика у института «Ленгидропроект» с 1974 г., т. е. с самого начала строительства защитной дамбы.
Уже тогда нами были выполнены проекты шести мостов, перекрывающих водопропускные сооружения, необходимые для водообмена Финского залива и Невской губы, и путепровода на острове Котлин и станции «Бронка». Судьба КЗС оказалась, к сожалению, очень непростой. Мосты и путепроводы частично построили, но в середине 80-х гг. строительство было прекращено.
В настоящее время по проекту института выполняется завершение строительства искусственных сооружений комплекса, в состав которых кроме упомянутых шести мостов и двух путепроводов входят также пять надземных пешеходных переходов. Все эти сооружения должны быть доведены до современного нормативного состояния, а автодорога по дамбе будет включена в состав КАД и замкнет ее западный участок.
— Институт практикует комплексный подход к проектированию объектов. В чем суть принципа, каковы достижения?
— Для реализации принципа комплексности 40 лет назад в структуре института был создан отдел комплексного проектирования, призванный решать задачи комплексной застройки обширных территорий, выделенных под жилищное строительство в Ленинграде. Данный отдел успешно работает и сегодня. В задачи отдела входит комплексное решение вопросов проектирования городских улиц со всей инженерной инфраструктурой. Над решением таких серьезных вопросов в отделе трудятся 150 сотрудников по 12 специальностям. Силами отдела были разработаны генеральные схемы водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга до 2025 г., а также схемы электроснабжения районов застройки напряжением до 10 кВ.
Отделом разрабатывались знаковые для города проекты инженерно-транспортной инфраструктуры «Балтийской жемчужины», Юго-Западной приморской части, Северо-Западной приморской части и промышленной зоны Шушары. По проектам отдела выполнена реконструкция Невского проспекта, Большой Конюшенной улицы, Петропавловской крепости, Дворцовой площади, инженерного обеспечения территорий Ладожского вокзала, Константиновского дворца, заводов «Тойота», «Дженерал Моторс», «Сузуки» и «Ниссан».
В ближайшей перспективе предстоит разработка проектов инженерного обеспечения намывных территорий западной части Васильевского острова, района Охтинский берег площадью более 1000 га, Лисьего Носа, Северной Долины. Комплексный подход к вопросам проектирования позволяет осуществлять более качественную проработку технических вопросов, оперативную увязку отдельных разделов проектов, а в конечном итоге снижает стоимость проектирования и экономит бюджетные средства.
— Известно, что специалистами «Ленгипроинжпроекта» была проделана большая работа по созданию и развитию систем водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга. Какие объекты по недавним проектам института уже введены в эксплуатацию?
— Объектов несколько, и некоторые из них уникальны. В качестве примера можно привести ЮЗОС, очистные сооружения на острове Белом, в поселке Ольгино, Северную и Южную водопроводную станцию, а также очистные сооружения пригородов Петербурга: Колпино, Пушкин, Кронштадт и Сестрорецк.
Разработаны и утверждены правительством города «Генеральные схемы водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года». Для непрерывной актуализации генеральных схем в институте созданы уникальные по ряду параметров электронные модели территориального распределения нагрузок и модели для гидравлических расчетов систем водоснабжения и водоотведения.
Подразделением в структуре института, ответственным за данное направление работы, является Бюро главных инженеров (БГИ), созданное в 1975 г. Основными направлениями деятельности БГИ являются головные очистные сооружения водопровода и канализации, водозаборы, насосные станции и хлорное хозяйство. БГИ включает в себя три отдела и один сектор.
— Святослав Владимирович, последний вопрос: какие еще направления деятельности актуальны для института сегодня?
— Направление проектирования тепловых сетей и направление экологии.
В структуре «Ленгипроинжпроекта» существуют соответствующие отделы.
Созданный в памятном для нас 1954 г, отдел тепловых сетей разрабатывает направление проектирования тепловых сетей на протяжении десятилетий. Столь длительный период работы, множество спроектированных объектов позволили отделу через годы пронести высокую репутацию профессионального проектного бюро, чья компетенция хорошо известна не только в Санкт-Петербурге (Ленинграде), но и за его пределами. Коллектив отдела тепловых сетей сегодня — это синтез огромного опыта, накопленного за более чем полувековую историю, и самых современных методик проектирования.
Что касается отдела экологии, то основной предпосылкой для его создания стал базовый для нас принцип комплексности, о котором мы говорили выше. Отдел разрабатывает экологические обоснования проектов строительства и реконструкции объектов городской инфраструктуры. Все работы выполняются с использованием современных программных комплексов, позволяющих детально оценить ожидаемые уровни воздействия на окружающую среду, наглядно представить результаты расчетов в графической форме, комплексно выявить зоны воздействия проектируемых объектов, сформировать комплекс мероприятий по охране окружающей среды.
— Спасибо за ответы на вопросы редакции «ФСР». Поздравляем Вас и весь коллектив института ГУП «Ленгипроинжпроект» с юбилейной датой. Желаем дальнейших успехов на стезе градостроительства!
196105 Санкт-Петербург,
Кузнецовская, д. 52. кор. 1
Тел. +7(812) 373-41-42
Факс +7(812) 373-39-95
E-mail: lgip@lgip.spb.ru
www.lgip.spb.ru
Дата: 10.04.2009
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 2-3(75)
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!