Рынок сбыта и экспорта электроэнергии: Россия накануне подъема сетевого строительства?

1 стр. из 1

Ведомства дерутся — контракты трещат Согласно действующего в настоящее время законодательства, единственным участником электроэкспортной деятельности в настоящее время является РАО «ЕЭС России», совмещающее функции контроля за сетями и подавляющим большинством генерирующих мощностей России. По сложившейся системе атомные электростанции, не находящиеся в подчинении РАО «ЕЭС», заключают только договоры поставки электроэнергии на Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ). Таким образом, второй по величине игрок на рынке электроэнергии — концерн «Росэнер-гоатом» — может лишь заключать с РАО «ЕЭС» агентские договоры, а затем распределять экспортную выручку, получаемую пропорционально доле на оптовом рынке, между отдельными атомными станциями. АЭС не имеют права заключать прямые договора купли-продажи с потребителями электроэнергии, так как не обладают присоединенными сетями, которыми по действующему гражданскому кодексу энергоснабжающая организация должна владеть. Несомненно, такое распределение ролей чревато конфликтами, имеющими значительные экономические последствия. Так, на протяжении прошлого года длился конфликт по поводу поставок электроэнергии в Грузию. В апреле 2001 года «Росэнергоатом» заключил контракт на поставку электроэнергии в Грузию сроком на пять лет. Поставки должны были до конца года составить 900 млн. кВт.ч. Однако накануне подписания контракта атомщиками представители РАО «ЕЭС» заявили, что также намерены экспортировать в 2001 году 550 млн. кВт.ч электроэнергии в Грузию. В результате РАО «ЕЭС России» отказалось транспортировать электроэнергию АЭС, сославшись на технические проблемы. Фактически в 2001 году поставка электроэнергии, вырабатываемой атомными станциями, осуществлялась только в Финляндию по единственному агентскому договору концерна «Росэнергоатом» с РАО «ЕЭС России». Однако и этот договор РАО «ЕЭС России» в декабре 2001г. предложило расторгнуть. Как отмечают в РАО «ЕЭС», экспорт российской электроэнергии в прошлом году увеличился в 1,3 раза по сравнению с позапрошлым (до 17,9 млрд. кВт.ч). Однако объем экспортных поставок «Росэнергоатома» снизился с 3,7 до 1,2 млрд. кВт.ч, при том, что российские атомные станции выработали в прошлом году на 4,7% электроэнергии больше, чем в предыдущем. В результате этого искусственного ограничения экспортной деятельности Минатом РФ недополучает денежные средства, необходимые в том числе для финансирования работ по ядерной безопасности объектов атомной энергетики, достройки энергоблоков высокой степени готовности. Несмотря на проводимые концерном «Росэнергоатом» мероприятия в области экспорта электроэнергии, наблюдается тенденция к резкому снижению объемов экспортных поставок электроэнергии, вырабатываемой АЭС. РАО «ЕЭС» предлагает «Росэнергоатому» подождать, пока государство не установит новые правила взаимоотношений. «Такой подход позволит не только сохранить традиционные рынки сбыта, но и избежать экономически не обоснованной в данном случае конкуренции», — отмечают в РАО «ЕЭС России». «Ненужная» энергия КАЭС Особенно остро ситуация с реализацией электроэнергии складывается для Кольской АЭС. Бурное развитие промышленности Кольского полуострова в семидесятых годах требовало и соответствующих темпов роста энергетики. Мурманской области, имевшей территориально изолированную энергосистему «Колэнерго», приходилось рассчитывать на собственные ресурсы, и, чтобы удовлетворить потребности в электроэнергии, был один путь — производить ее на ядерных установках. Однако перестройка экономики и остановка ряда крупных предприятий-потребителей электроэнергии привела к тому, что значительная часть электроэнергии осталась невостребованной. Установленная тепловая мощность АЭС составляет 5500 МВт, что соответствует электрической мощности 1760 МВт. Связь с ЕЭС России осуществляется четырьмя линиями электропередачи напряжением 330 кВ. На данный момент из-за отсутствия необходимых нагрузок в Мурманском ре-гионе и малой пропускной способности линий передач в южном направлении от Кольской АЭС мощности одного из энергоблоков станции не используются, хотя все блоки работоспособны. Находясь в условиях запертой мощности (технической неспособности системы электропередачи АО «Колэнерго» передавать электроэнергию от станции потребителям в полном объеме), Кольская АЭС недовыработала в прошлом году более 3 млрд. кВтч электроэнергии. Фактически один энергоблок из четырех, установленных на Кольской АЭС, по этой причине постоянно простаивал. Один из примеров — по указанию диспетчера «Колэнерго» в связи с ремонтными работами в сетях «Карелэнерго» Кольская АЭС 26.01.2002 была разгружена с 1460 МВт сначала до 1180 МВт, а затем до 1080 МВт. Нагрузка 1460 МВт была восстановлена лишь 28.01.2002 г. С начала 2002 г. недовыработка электроэнергии на КАЭС составила 340 млн. кВт.ч — эквивалент более чем 100 млн. кубометров природного газа, сжигаемого на тепловых электростанциях. Из-за вынужденного простоя почти четверти от всех генерирующих мощностей Кольской атомной электростанции бюджет города Полярные Зори и Мурманской области не получает значительную долю налогов, которые могли выплачиваться, если бы станция работала на полную мощность. «Кольский энергомост»: электроокно в Европу Чтобы «разомкнуть» регион, атомщики еще в 1993 году решили построить ЛЭП в Финляндию, но из-за отсутствия средств этот вопрос откладывался. В конце 1998 года перед Минатомом встал вопрос о том, что АЭС перестает быть рентабельной, так как почти вся электроэнергия поставлялась АО «Колэнерго», которое из-за неплатежей потребителей не могло рассчитываться с атомщиками. Министерством было принято решение о развитии экспортного направления. Однако в ситуации фактической монополии на рынке экспорта электроэнергии единственной возможностью выхода электроэнергии атомных станций на внешний рынок оказалось создание собственной экспортной высоковольтной ЛЭП. В первой декаде декабря 2001 года в Мурманске состоялось совещание, посвященное строительству «Кольского энергомоста» — высоковольтной ЛЭП, соединяющей Кольскую атомную электростанцию с потребителями электроэнергии в Финляндии. Участники совещания — концерн «Росэнергоатом», германская энергетическая компания RWE, Кольская АЭС и администрация Мурманской области подписали протокол о намерении строи-тельства ЛЭП ВЛ-330 КВ Кольская АЭС — Госграница — подстанция Пирттикоски. Объем инвестиций по предварительной оценке составляет около 120 млн. долларов. Два участника проекта — компания RWE и концерн «Росэнергоатом» — финансируют равную долю инвестиций. Этот проект развития энергетики с участием иностранного инвестора по своим размерам самый крупный в истории электроэнергетики Российской Федерации. Концерн «Росэнергатом» обеспечит необходимый объем поставки мощности до 500 МВт на условиях долговременного контракта с учетом резерва мощности. При этом неиспользуемый сейчас четвертый энергоблок АЭС способен вырабатывать 440 МВт, но в результате увеличения КИУМ на всех блоках атомщики рассчитывают самостоятельно полностью загрузить энергомост. Объем передаваемой на экспорт электроэнергии по «Кольскому энергомосту» составит предположительно до 4 млрд. кВт.ч в год. Для передачи электроэнергии в необходимом стандарте качества, принятом в Скандинавских странах, будет сооружена вставка постоянного тока, предположительно на подстанции Пирттикоски (Финляндия). После оценки экспертами состояния высоковольтных линий в Финляндии при необходимости может быть проведена их реконструкция. Концерн «Росэнергоатом» принимает на себя все согласования с РАО «ЕЭС России» предпроектной, проектной и другой документации, необходимой для сооружения и эксплуатации сетевой составляющей «Кольского энергомоста». В свою очередь, RWE обеспечивает в январе 2002 г. согласование с финской фирмой FINNGRID всех вопросов, связанных с сооружением и эксплуатацией вставки постоянного тока на финской стороне. Ни гроша — и вдруг алтын, или еще один энергомост... Подписанный между ГК «Росэнергоатом» и концерном RWE Trading GmbH протокол предусматривал возможность участия в проекте и сторонних инвесторов. Наиболее вероятными кандидатами на соучастие могли бы стать финская сетевая компания Finngrid и РАО «ЕЭС России». В соответствии с проектом постановления российского правительства о создании Федеральной сетевой компании (на переходном этапе реформ она будет 100-процентной «дочкой» РАО), высоковольтные ЛЭП, не принадлежащие структурам РАО, должны либо продаваться, либо передаваться в управление. Вопрос о том, как будет осуществляться взаимодействие с компанией Анатолия Чубайса, «Росэнергоатом» решает в настоящее время. Однако РАО «ЕЭС России» также стремятся к экспорту электроэнергии в Скандинавию (в энергохолдинге неоднократно заявляли, что это направление экспорта является одним из самых выгодных для компании). В состав энергосистемы «Колэнерго» входят две тепловые электростанции, 17 гидроэлектростанций, приливная электростанция, два сетевых филиала. Поэтому «Колэнерго» и норвежская компания Varanger Craft в марте 2002 года подписывают соглашение о строительстве другой высоковольтной ЛЭП между Россией и Норвегией. Этот энергомост, подконтрольный РАО «ЕЭС России», позволит Кольской энергосистеме выйти на параллельную работу с норвежской энергосистемой NORDEL. Ориентировочная стоимость проекта составит 1,5 млн. долл. Планируемая валютная выручка от реализации данного проекта составит 2,5 млн долл. в год. Мощность проектируемого энергетического комплекса позволит передавать в Норвегию около 400 млн кВт/ч ежегодно. В Норвегию электроэнергия будет поставляться по ЛЭП напряжением 132 кВт. Повышающая напряжение станция будет построена в России. Проект предусматривает снижение потерь электроэнергии при ее транспортировке в Норвегию на 40%. Возможная альтернатива данному проекту — электропередача «Кола — Карелия — Ленинград», предлагаемая РАО «ЕЭС» в качестве инвестиционного проекта. Цель проекта — усиление электрической связи Ленэнерго, Карелэнерго и Колэнерго для повышения надежности электроснабжения потребителей Северо-Западной зоны России, повышение пропускной способности основного электрического транзита зоны Северо-Запада. Это расширяет возможности экспорта электроэнергии и мощности в энергосистемы NORDEL и стран Балтии. Также среди целей проекта отмечается повышение надежности выдачи мощности Кольской АЭС. Состав проекта — сооружение электропередачи 330 кВ Кириши — Сясь — Петрозаводск — Онда-Путкинская ГЭС — Лоухи — Княжегубская — Кольская АЭС. Требуемый уровень инвестиций первого этапа составляет 60 млн. долларов США, второго этапа (до 2005 года) — 200 млн. долларов США. Монополия: не только экспорт «Росэнергоатом» активно стремится к самостоятельному сбыту электроэнергии и на внутреннем рынке страны, однако из-за проблем монополии на внутренние сети эта деятельность также встречает затруднения. В январе 2002 года Межрегиональная ассоциация городов и предприятий атомной энергетики (МАГиПАЭ), отражающая интересы атомщиков, заявила, что установленный правительством топливный баланс не соблюдается из-за позиции РАО «ЕЭС России». По мнению атомщиков, в условиях холодной зимы и тяжелой ситуации с поставками органического топлива на ТЭС ре-гионов, использование их дорогой электроэнергии и введение ограничений на выработку дешевой электроэнергии атомных электростанций является слишком расточительным. Контролируемые РАО «ЕЭС» диспетчерские искусственно перераспределяют нагрузку в пользу неэффективных тепловых станций, принадлежащих РАО «ЕЭС», что приводит к перерасходу топлива и экономическому ущербу в миллиарды рублей. Темпы роста диспетчерских ограничений для АЭС за первую декаду января 2002 года увеличились в сравнении с аналогичным периодом 2000 года почти в три раза. Эта мера вводится монополистом с целью загрузки ТЭС на органическом топливе, которые компенсируют свои расходы постоянным ростом и без того высоких тарифов для потребителей. По оценкам атомщиков, если темпы диспетчерских ограничений РАО сохранятся, то в 2002 году электростанции впустую сожгут топлива примерно на 1 млрд. 700 млн. рублей. Диспетчерские ограничения со стороны РАО наносят ущерб бюджетам городов и регионов, где расположены атомные станции. Поскольку местные бюджеты формируются в основном из отчислений от выработки АЭС, то снижение выработки по диспетчерским ограничениям автоматически влечет за собой секвестр бюджетов, отражающийся в основном на социальной сфере. В своем официальном обращении ассоциация «атомных «городов» предлагает руководству энергохолдинга перейти от методов препятствования независимым конкурентам к справедливому экономическому соревнованию, основанному на сокращении издержек и поиске внутренних резервов для снижения себестоимости производства электроэнергии на ТЭС». Интересы государства: давайте жить дружно Необходимость урегулировать позиции генерирующих компаний очевидна: неразбериха на уровне крупнейших генерирующих компаний, подконтрольных государству, не только затрудняет их действия на выгодном рынке, но и подрывает авторитет государства в целом. Поэтому для наведения порядка в области электроэнергетики создается уполномоченный государственный орган по контролю за экспортом. В его пользу будут перераспределены нынешние полномочия РАО «ЕЭС», которое прекратит свое существование в результате реструктуризации. В настоящее время обсуждается форма этого нового органа. Возможно, это будет спецкомиссия под председательством вице-премьера Виктора Христенко, а возможно, функции уполномоченного органа будут переданы Федеральной энергетической комиссии или Министерству экономического развития и торговли, а возможно, Министерству энергетики. Пере-работанные законы об электроэнергетике, о регулировании тарифов, поправки к Гражданскому кодексу и другим нормативным актам изменят в целом всю систему взаимоотношений участников российского рынка электроэнергии. При этом право на заключение прямых экспортных контрактов получат все производители электроэнергии. Руководство ФЭК в гонку за право быть уполномоченным уже включилось. Комиссия разработала собственный проект положения об экспорте, «учитывающий прежде всего интересы отечественных потребителей, ориентированный на приоритетную поставку относительно дешевой электроэнергии на нужды национальной экономики». ФЭК выступает за государственное регулирование экспорта электроэнергии, отмечая, что положения о такой деятельности у нас пока не существует и РАО «ЕЭС России» «фактически монополизировало экспорт электроэнергии, взяло под свой кон-троль все финансовые потоки, связанные с экспортным оборотом электроэнергии». Выход из кризиса, связанного с монополизмом РАО «ЕЭС России», связывается с формированием структуры «Администратор торговой системы» (АТС), которая, по одобренной концепции реформирования рынка электроэнергии на первом этапе будет охватывать до 15 % конкурентного рынка. Концерн «Росэнергоатом» рассматривает возможность участия как в АТС, так и во внебиржевых торгах. Атомные электростанции несут ба-зовую нагрузку, и наверняка найдется большое количество крупных потребителей, которые будут заинтересованы в заключении с ними прямых договоров. Зарубежный опыт, например, работы энергетического пула в скандинавских странах показывает, что конкурентный рынок электроэнергии охватывает всего 7-8 %, а все остальное — это прямые договоры.

Дата: 12.11.2002
по материалам редакции
"" №2
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!